РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ по устранению общего нарушения речи третьего уровня (ОНР)
консультация по развитию речи

 

Многие родители сталкиваются с речевыми отклонениями у своих детей. Такой проблемой является и общее недоразвитие речи третьего уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_rechi.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по устранению общего

нарушения речи третьего уровня (ОНР)

Многие родители сталкиваются с речевыми отклонениями у своих детей. Такой проблемой является и общее недоразвитие речи третьего уровня.

                     Характеристика проблемы

ОНР – это такое речевое повреждение, при котором у детей с нормальным слухом и сравнительно хорошей памятью наблюдается плохое развитие синтаксических, грамматических и фонетических компонентов речевой системы.

Это обусловлено тем, что все составляющие речи развиваются в узкой взаимосвязи, и если какой-либо компонент не получил достаточного роста, то происходит сбой в прогрессировании всей речевой системы. Речь детей на 3 стадии ограничена, а формы слов, которые они употребляют в повседневной жизни – неправильные.

Причины

Дети в раннем возрасте впитывают весь материал, который предоставляют им родные, но многое может быть сложным к осмыслению, поэтому такие слова уходят на второй план. Необходимо как можно чаще общаться с малышом, описывать действия, рассказывать о предметах и попутно называть их. Такая форма общения поможет ребёнку накопить определённый словарный резерв, которые в дальнейшем он станет использовать.

Диагностика

Чаще всего проблемы с речью появляются в четырехлетнем возрасте. Специалист проводит диагностику и выделяет основные проблемы речевого развития:

  1. Позднее развитие Первые слова ребёнок начинает говорить к трём-пяти годам.
  2. Грамматический строй В речи малыша наблюдаются большие ошибки в построении слов.
  3. Структура речи Речь ребёнка плохо структурирована.
  4. Выражение своих мыслей Малыш плохо выражает свои мысли, не может выстроить связной текст из-за непонимания поставленной темы или вопроса.
  5. Речь В разговоре мало понятных слов, высказываний, часто ребёнок разговаривает невнятно.

Выделение основных проблем может служить причиной для установки диагноза. После такой проверки проводят уже более точную диагностику, во время которой определяется уровень недоразвития.

Существуют разные категории детей, у которых:

  • Отсутствует устная речь и ее восприятие;
  • Задержка в развитии речи из-за психических расстройств;
  • Нарушено произношение звуков;
  • Не выражены причины задержки в речевом развитии.

Упражнения для домашних занятий

Кроме занятий с логопедом рекомендуется практиковаться и на дому. С помощью небольших уроков можно значительно улучшить речь в небольшой промежуток времени. Важно не переутомлять ребёнка, поскольку в дошкольном возрасте он неусидчивый. Такие занятия помогут выработать терпение, которые пригодится при поступлении в школу.

Карточки и игры улучшают визуальное восприятие ребёнка, развивают речь. Лучше всего выбирать картинки с определениями конкретных действий, движений. Ребенок должен научиться идентифицировать те или иные предметы по их признакам. Хорошо подойдут упражнения:

  1. Части моего тела. Ребёнок выучит новые определения, а также узнаёт, как называются части тела. Для лучшего понимания темы, родителям рекомендуется уточнять, для чего нужна каждая часть и какую функцию она выполняет.
  2. Предметы одежды. Малыш расширяет свой кругозор и узнаёт о том, какая есть одежда. Для развития темы, можно объяснять ребенку, на какую часть тела следует надевать тот или иной предмет одежды.
  3. Бытовые предметы. Ребёнок учит новые слова и запоминает предметы быта. Для того чтобы выстроить ассоциативный ряд, следует объяснять малышу, для чего предназначены те или иные вещи.
  4. Такие разные звери. Игра и карточки со зверями помогут запомнить ребёнку, какие звери существуют. Важно разделить игру на 2 группы: домашние животные, дикие животные.
  5. Все цвета радуги. Малыш сможет выучить цветовую гамму.
  6. Игра в «я, ты, мы, вы, он, она, оно, они». Помогает ребёнку выучить местоимения и правильно их употреблять.
  7. Что они делают? Ребёнок выучит новые глаголы, сможет корректно применять их в устной речи.
  8. Фрукты и овощи. Карточки с картинками помогут обогатить запас слов существительными и выучить фрукты и овощи. Ребёнок научится определять на вид, как называется тот или иной продукт.
  9. Веселая семья. Хорошо развивает речь и помогает запоминать членов семьи, а также выстраивать ассоциации со всеми родственниками.

Рекомендации родителям

1. Контролируйте свою собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.

2. Если ваш ребенок из нескольких предложенных вами заданий справился только с одним, обязательно похвалите его, тем самым вы придадите ему

Уверенность в себе и силы на изучение нового материала.

3. Поддерживайте своего ребенка, интересуйтесь его жизнью, увлечениями, ежедневно общайтесь с ним на разные темы, задавайте ему вопросы, которые будут содержать полный и развернутый ответ, в этом случае словарный запас вашего ребенка будет увеличиваться.

4. При ошибочном ответе ребенка не ругайте его и не унижайте, а постарайтесь спокойно объяснить, как нужно правильно выполнить задание, при этом можно использовать подручные средства или иллюстративный материал, который можно смастерить вместе с ребенком.

5. Учитывайте психологические особенности и состояние ребенка. Если он не идет с вами на контакт или агрессивно реагирует на ваши исправления, то не упорствуйте, нужно немного подождать.

6. Старайтесь, чтобы ребенок избегал стрессовых ситуаций. Если есть конфликты в семье, не допускайте, того, чтобы их видел ребенок.

7. Наполняйте жизнь ребенка яркими красками: проводите с ним больше времени, гуляйте в парке, посещайте другие места, побольше разговаривайте с ним, ходите вместе в гости, играйте в разные игры, вовлекайте ребенка в домашние дела. Этим вы наполните словарный запас ребенка и научите приспосабливаться к жизни.

8. Включайте речь во все виды деятельности: постоянно озвучивайте ребенку, его и ваши действия, рассказывайте о предметах, явлениях, которые вас окружают, о их признаках и действиях. Если вы во что – то играете или чем-то занимаетесь, то предложите ему прокомментировать вашу деятельность. Просите составлять рассказы. Это тоже способствует формированию лексического и грамматического строя речи, а так же формированию диалогической и связной речи.

9. Выполняйте все задания и рекомендации, которые дает учитель-логопед.

10. Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Ваш ребенок – это личность, которая хороша и прекрасна по-своему. Только родители могут дать такое тепло, которое важно ребенку. Если ребенок будет чувствовать свою защищенность и вашу уверенность и веру в него, то у него все получиться!

ОНР 3 уровня – не проблема. Благодаря квалифицированным специалистам и индивидуальным занятиям по развитию речи, ребёнок сможет быстрее справиться с речевыми дефектами, избавится от них. Важно вовремя выявить отклонения и уделить лечению внимание.                    

                                             Подготовила: воспитатель Е.В. Девяткова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фразовой речи у заикающихся дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И.А...

Методы преодоления общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста

Представлен опвт работы как и какими методами преодолеть дефект  речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь есть как теоретическая часть так и практическая. Использованы требования: научно...

Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»

Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...