Организация сюжетно-ролевой игры
консультация
Организация сюжетно-ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_syuzhetno-rolevoy_igry.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста
Проведение работы, направленной на развитие межличностных отношений.
Задачи:
- развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;
- формирование у детей положительного отношения к окружающим сверстникам.
Руководство по организации и проведению сюжетно-ролевых игр:
1. Игры в семью. Сюжеты: «Утро в семье», «Маленькая помощница», «У нас в семье – младенец», «Вечер в семье».
Задачи:
1.Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
2.Развивать интерес к игре.
3.Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
4.Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.
5.Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
6.Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.
7.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Атрибуты: мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, кукла-младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы-заместители.
Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю маме», «Кто, кем работает?». Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: А. Барто «Машенька», Д. Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», А. Кардашова «Большая стирка», В. Овсеева «Волшебное слово», В. Калинина «Малыши» и др.
Роли: мама, папа, бабушка, дочки.
Ролевые действия:
Мама: собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу, ухаживает за младшим ребенком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду, встречает ребенка из детского сада, мужа с работы, кормит их, укладывает детей спать.
Папа-строитель: собирается на работу, отводит ребенка в детский сад, идет на работу, строит дома, мосты, возвращается с работы, забирает ребенка из детского сада, возвращаются домой, помогает жене по дому, играет с детьми, общается.
Бабушка: убирает в доме, обращается за помощью к внучке, навещает соседку, предлагает ей помощь, дает советы, печет пирог, предлагает пригласить на чай соседей, угощает всех пирогом, играет с внуками, общается.
Старшая дочка: помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить белье, играет и гуляет с младшей сестрой, общается.
2. Игры в магазин. Сюжеты: «Продуктовый магазин», «Книжный магазин», «Магазин одежды» «Магазин посуды».
Задачи:
1.Воспитывать у детей доброжелательные отношения между «продавцом» и «покупателем».
2.Закрепить знания о труде работников магазина (продавца, кассира, директора, рабочего).
3.Обучать детей правилам пользования услугами магазина, закрепить знания о порядке приобретения товара в магазине.
4.Обогащать речь детей новыми словами: кондитерская, канцелярский, товар, кассир, касса, чек.
5.Учить детей самостоятельно распределять роли и обязанности по игре.
6.Учить детей подражать действиям взрослых, использовать приобретенные товары по назначению.
Атрибуты: касса, чеки, сумки, кошельки, деньги, корзинки, продукты.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме, составление рассказов по ним. Беседа «Правила поведения в магазине». Лепка овощей, фруктов, пряников из глины и пластилина для игры.
Роли: продавец, покупатель, кассир, грузчик, шофер, администратор.
Ролевые действия:
Продавец: оформляет витрину, предлагает товар, вешает ярлык, рекламирует, показывает товар, расфасовывает, взвешивает товар.
Покупатель: узнает цену, вступает в диалог с продавцом, договаривается о покупке.
Кассир: вступает в диалог с покупателем, отсчитывает деньги, дает сдачи, выписывает чек.
Грузчик: грузит и выгружает товар, проверяет товар.
Шофер: привозит, отвозит товар.
Администратор: следит за порядком в магазине, принимает жалобы от покупателей, договаривается о закупке товара.
3. Игры в парикмахерскую. Сюжеты: «Парикмахерская», «Салон красоты».
Задачи:
1.Воспитывать умение вежливо, с вниманием обслуживать посетителей.
2.Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, необходимость следить за своим внешним видом.
3.Воспитывать у детей чуткое, внимательное отношение, доброжелательность друг к другу; разговаривать вежливо.
4.Уточнить представление о труде работников парикмахерской.
5.Знакомить детей с правилами посещения парикмахерской.
6. Активизировать словарь за счет слов: фен, бигуди, завивка, макияж, маникюр.
Атрибуты: расчески, ножницы, бигуди, накидки, журналы причесок.
Роли: мастер (парикмахер, косметолог), клиент, администратор.
Ролевые действия:
Мастер: моет голову шампунем, стрижет, завивает, красит волосы, делает прическу, красит ногти лаком.
Клиент: приходит в парикмахерскую, салон красоты, просит оказать необходимые услуги.
Администратор: встречает клиентов, предлагает кофе, журналы, принимает деньги.
4.Игры в больницу. Сюжеты: «Поликлиника», «Травмпункт», «Аптека», «Ветеринарная клиника».
Задачи:
1.Воспитывать у детей понимание значимости труда врачей, сложность их работы.
2.Закрепить навыки вежливого обращения друг к другу, заботу о больных.
3.Закрепить и уточнить знания детей о работниках поликлиники.
4.Показать разнообразие врачей по специальностям и кабинетам.
5.Обогащать речь детей следующими словами: терапевт, хирург, окулист, стоматолог, лор, кабинет.
Атрибуты: халаты, косынки, повязки, аптечка, медицинские карточки, рецепты, регистратура.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Умей обождать», В. Овсеева «Лекарство» и др. Рассматривание картин, иллюстраций, составление рассказов по данной теме. Беседы о труде врача, медицинской сестры.
Роли: врач, ветеринар, пациент, медицинская сестра, фармацевт, регистратор.
Ролевые действия:
Врач: осматривает больного (слушает, ставит градусник, осматривает больное место), лечит, назначает лечение.
Ветеринар: осматривает больного (слушает, ставит градусник, осматривает больное место), лечит, назначает лечение.
Пациент: приходит в поликлинику, обращается в регистратуру, рассказывает врачу о своих жалобах, идет в аптеку, выкупает лекарство.
Медицинская сестра: делает запись в медицинскую карточку, ставит уколы, прививки.
Фармацевт: продает лекарства, смотрит рецепт, отбивает чек.
Регистратор: выдает медицинскую карточку, талон на прием к врачу, проверяет медицинский полис.
5.Игры в школу.
Задачи:
1.Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, любовь к школе.
2.Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.
3.Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы.
4.Обогащать речь детей следующими словами: перемена, пенал, дневник, урок.
Атрибуты: тетради, ручки, карандаши, портфель, линейка, учебник, пенал, дневник, звонок.
Предварительная работа: Рассматривание и чтение детских книг о школе. Разучивание песни «Чему учат в школе». Изготовить маленькие тетради, книжки, учительский журнал, приготовит доску, мел.
Роли: учитель, ученик, вахтер, уборщица, буфетчица.
Ролевые действия:
Учитель: объясняет задания, читает книги, дает домашнее задание, ставит оценки.
Ученик: пишет, считает, рассказывает стихи, слушает, что говорит учитель, записывает домашнее задание в дневник.
Вахтер: дает звонки с урока и на урок, записывает в журнал посетителей школы.
Уборщица: моет пол, вытирает пыль, следит за порядком в школе.
Буфетчица: продает пирожки, раздает салфетки, вытирает столы.
6.Игры в почту.
Задачи:
1.Уточнить представление детей о труде работников почты.
2.Продолжать учить детей распределять детей роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
3.Воспитывать уважение к труду почтальона.
4.Воспитывать у детей чуткое, внимательное отношение, доброжелательность друг к другу, разговаривать вежливо.
6.Активизировать словарь детей за счет слов: посылка, бандероль, письмо, открытка, телеграмма.
Атрибуты: сумка, фуражка, конверты, газеты, журналы, почтовый ящик.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: С. Маршак. «Почта». Рассматривание конверта, почтовой марки, почтовой открытки. Беседа о труде работников почты.
Роли: клиент почты, почтальон, кассир, грузчик, шофер.
Ролевые действия:
Клиент почты: пишет письмо, относит на почту и получает письма, телеграммы, готовит и отправляет посылки и бандероли, покупает или выписывает газеты, журналы.
Почтальон: разносит письма, телеграммы, газеты, журналы, сортирует, раскладывает почту.
Кассир: пробивает, выписывает и оплачивает чеки, квитанции, заполняет бланки.
Грузчик: загружает, разгружает журналы, газеты, письма.
Шофер: привозит, отвозит газеты, журналы, письма.
Необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. «Эмоционально-благополучная атмосфера» - налаживание контакта с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.
Воспитателю необходимо стимулировать детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекать в изготовление игрушек-самоделок и предметов-заместителей до игры или по ее ходу.
Также необходимо стремиться поддерживать интерес детей к сюжетно-ролевой игре, к играм «с продолжением» сюжета в течение нескольких дней. Побуждать детей к отображению в сюжете бытовых действий и трудовых процессов взрослых, событий из сказок или мультфильмов, фантастических событий, способствовать стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события.
Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры должно происходить в процессе общения и сотворчества с детьми, направленного на подготовку к игре: накопление содержания для игр, придумывание возможных игровых ситуаций, творческого создания обстановки для игр. Обогащению содержания игр способствует чтение детской художественной и познавательной литературы, беседы по содержанию прочитанного, рисование, словесное «рисование» представителей разных профессий; наблюдения за деятельностью и отношениями людей разных профессий.
Совместно с детьми необходимо придумывать ситуации взаимодействия между людьми, события.
Необходимо развивать умения детей передавать действия, отношения, характеры и настроения персонажей (требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка), использовать средства выразительности – мимику, жесты, движения, интонацию.
Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета. Сюжетосложение основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций с их обозначением для партнера и совместным пошаговым планированием. Оно включает умение ребенка ориентироваться на сверстника: обозначать, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент, прислушиваться к мнению партнеров, комбинировать события в совместный со сверстниками сюжет. Для этого необходимо побуждать детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге со сверстником, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.
Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия: предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями; изобразительные игровые действия (действие-движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием). Дети учатся проговаривать часть игровых событий и называть место действия. Педагог должен включаться в игру и принимать на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации ролей. Также педагог должен способствовать самостоятельному или с небольшой помощью взрослого согласованию общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установлению договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
Детям должна предоставляться возможность создавать игровую обстановку в зависимости от замысла игры, проявлять творчество в создании игровой обстановки. Это становится возможным благодаря использованию изобразительной или продуктивной деятельности в создании игровой обстановки, детского коллекционирования. Дети принимают участие в создании коллекций предметов для разных игр, например коллекция школьных принадлежностей для игры «Школа».
Организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает преимущественно вне стен дошкольного образовательного учреждения. Успех отражения впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Например, когда ребенок приходит с родителями в гипермаркет, первое, что привлекает его внимание, – это сами товары, их оформление и выбор товаров родителями. Аспект отношений между людьми остается вне поля зрения ребенка, поэтому игра в «гипермаркет» часто выглядит как подбор и раскладывание товаров, их выбор покупателями и оплата в кассе. Безусловно, такая игра не требует от ребенка способности к сюжетосложению и протекает без активного взаимодействия между детьми. Поэтому важно выделить для ребенка деятельность и отношения людей (кто, чем, почему занимается, в каких ситуациях, с кем и почему взаимодействует).
Особое место на данном этапе занимают беседы и рассказы детей о впечатлениях, полученных в непосредственном опыте. Важно в ходе беседы или рассказа выделить ситуации для игрового отображения и способствовать активизации детского воображения. Например, припоминание того, как проходит рекламная акция в гипермаркете, сможет продолжиться придумыванием содержания новой рекламной акции, диалогов рекламного агента и покупателей, вопросов покупателей, сочинением рассказов об использовании купленного товара дома.
Этап подготовки к игре, по сути, является «игрой в подготовку к игре» и может быть более продолжительным по времени, чем сама игра. Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения детей как в детском саду, так и за его пределами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...
Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...
Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
Цель:Формирование у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...