Развитие эстетической культуры у дктей дошкольного возраста
методическая разработка

Фомичева Светлана Александровна

Автором представлен материал по развитию эстетической культуры у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_esteticheskoy_kultury_u_detey.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1

«Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССР

п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Развитие эстетической культуры у детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным.

Эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка.

Эстетическая культура является базовым компонентом культуры личности, она характеризует интеллектуальную и эмоциональную жизнь ребенка. Искусство — один из важнейших факторов приобщения к эстетической культуре и ее формирования, путь к совершенствованию неограниченных возможностей творчества, путь к осознанию эстетических способностей личности. Искусство не может обходить ребенка стороной, как и сам ребенок не может его не заметить, позволяя тем самым стать гармоничной частью его духовного богатства. Интеллект, нравственность и эстетическое чувство постепенно развиваются в ребенке и обогащают его внутренний мир.

В структуру эстетической культуры дошкольника входят следующие компоненты, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением: эмоционально-ценностный, когнитивный, деятельностный.

1. Когнитивный – усвоение детьми образцов-эталонов, которые представляют собой задаваемые извне ориентиры, обозначающие свойства предметного мира, отношения между людьми.

2. Эмоциональнно-ценностный – ведущий и регулирующий компонент. Эмоции служат связующим компонентом при переводе внешних воздействий в личностно-значимый смысл, побуждают детей к оценочным суждениям, мыслительной и практической деятельности.  Постепенно проявления переходят в устойчивые образования: эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства. Данный компонент способствует формированию «мотивационно-смысловой ориентировки» ребёнка в окружающей жизни, становлению ценностных ориентаций.

3. Деятельностный – включает в себя различные формы проявления личностной активности дошкольников, характеризуется наличием заинтересованного оценивающего «Я» ребёнка. Основной формой выражения ценностных ориентаций у дошкольников выступают эмоционально-насыщенные образы. Образ вбирает в себя оценочное выражение мыслей, чувств ребёнка. Для этого дети могут использовать самые различные средства: речевые, изобразительные, двигательные и др.

Таким образом, старший дошкольный возраст – это особенный возраст для формирования эстетической культуры, где главную роль в жизни дошкольника играет педагог. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребёнка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувству детей младшего дошкольного возраста

В статье говорится о важности, нужности и необходимости уроков по художественному искусству для развития эстетических чувств у детей младшего дошкольного возраста, ведь известно, что рисован...

Развитие эстетического вкуса детей раннего дошкольного возраста с использованием приемов аппликации «Подснежники»

активизировать знания детей на весеннюю тему. Закрепить представления детей о  весне, ее признаках...

Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста»Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим ...

Развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста

Развитие эстетических чувств – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует развитию эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность. Необходимо уже с дошкольного детс...

Формирование художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия- альбома на липучках «Народная игрушка»

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, и поэтому этот период характеризуется большими возможностями художественно-эстетического ра...