Мастер -класс для родителей "Играем и развиваем словарь ребёнка"
материал (младшая группа)

Материал для родителей 2 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx210.63 КБ

Предварительный просмотр:

              Мастер класс для родителей «Играем и развиваем словарь ребёнка»

Добрый вечер, уважаемые родители.

Я очень рада вас видеть на мастер-классе «Играем  и развиваем словарь ребёнка».

Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

Мы его погладим тоже  (гладят по спине)

Все пришли сюда играть (вертушка из рук)

Пару нужно выбирать (выбирают и садятся парочками)

Будем дружно начинать!!!!

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».

Чтоб ребяткам своим во всем помогать

Вы хотите что-то новое узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Активно работать  ,а знания эти потом применять.

Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта не только тренировка правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.

Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы, которыми вы общаетесь в семье, уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень хотят заниматься. Куда лучше посмотреть мультики по телевизору, поиграть в компьютер или бездумно носиться с игрушечным пистолетом по квартире.

Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно:

-усаживать его за стол и создавать атмосферу урока.

-вам не понадобятся сложные пособия и методики.

Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём!

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.

-Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко.

(ДОСТАЮ ЯБЛОЧКО)

Игра «Подбери словечко».

Родители сидят по кругу , говорят одно слово и передают другому яблоко.

Воспитатель: Яблоко какое?

Родители: сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.

Выигрывает тот, кто называет последнее слово(яблочко остается у него)

 Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование

Многие присутствующие здесь- мамы, поэтому я обращаюсь к вам .Вы наверняка много времени проводите на кухне, готовя разные вкусняшки или что то на ужин , на обед. Как правило, ваш ребёнок находиться рядышком. Можно предложить ему поиграть в следующую игру  «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга»

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку , затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые, «соленые», «горькие» слова.

И сейчас мы попробуем это сделать .

Родители по парочкам садятся, и разбирают  карточки на которых написано

*сладкое

*соленое

*кислое

*горькое

*молочное

Родители начинают  по очереди говорить слова ,относящиеся к определенной группе (например «сладкая помидорка, горький шоколад и т.д)Выигрывает тот, чья пара назовёт больше слов.

Итог: Ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых  (и прежде всего от родителей), т.е.  овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении  - основа многих школьных трудностей (в будущем на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. 

     Даже гуляя на улице или идя по дороге, вы можете поиграть в следующую игру «Доскажи словечко или слова» Например : «За-за-за , пролетала стрекоза»

«Ду-ду-ду , на прогулку я иду»

Сейчас мы представим , что один из вас в паре это ребенок, а другой взрослый.

Вы задаете ребенку  слог, а ребенок должен досказать слова .

Чья пара больше скажет таких словечек, та пар и побеждает.

Итог: Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок  - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.  

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите об их назначении. 

 А теперь я хочу спросить у вас, поделитесь - как дети запоминают  стихи на слух.

    Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках». В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию любимого мультфильма. Как вы думаете, в чём причина? (Ответы родителей).

Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, можно предложить ребенку нарисовать стихотворение, перевести его в картинки. Сейчас мы с вами попробуем быстро выучить стихотворение, используя прием мнемотехники.

Сшили Тане сарафанчик.

Нет такого у подруг.

Ярко желтый одуванчик,

Колокольчики вокруг.

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/10/22/s_6535264f71e81/php5IGZvL_Konsultaciya-Nnemotehnika_html_48da7d2ec05cc556.png

Проговариваем стихотворение несколько раз, потом смотрим на картинки и воспроизводим текст стихотворения, тем самым легко запоминаем.

Вот и мы сейчас с вами  попробуем составить предложение используя мнемотаблицу (каждой паре мнемотаблица)

 А теперь я предлагаю вам схематично нарисовать мнемотаблицу и «ваши» дети будут «прочитывать» её.

В парах по одному родителю и ребенку. Ребенок сидит на месте, а родители садятся за стол и схематично рисуют мнемотаблицу по предложениям.

https://sun9-70.userapi.com/impg/ynpOw9aEEu9JgLyTv_4AXlGlduQo7Vty5Oa7cA/D7SLmzTmIXg.jpg?size=736x1042&quality=96&sign=ce0f43169b05abce3b46e1230f206bdf&type=album

После проходит обсуждение.

Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Познакомьте ребенка с игрой «Что мы видим во дворе?»

 Предлагаю посмотреть в окно. Что вы видите, опишите в деталях. (Ответы родителей) Вместе с ребенком посмотрите в окно.

Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности. 
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

А сейчас я предлагаю вам совместно сочинить сказку. Представим , что вы эту сказку сочиняете с ребенком.  
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(к). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(п). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Пирамидка, погремушка и т.д.) Зайчатки были рады! 

  Такие сказки очень интересны детям, они привлекают детей своим сюжетом и в то же время заставляют ребёнка думать и давать ответ.
В заключении хочу дать вам несколько простых, но очень важных рекомендаций: 
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

И напоследок хочу вам сказать: любите своих детей, помогайте им.

   Это самое дорогое, что у вас есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Зачем у дошкольников развивать воображение, фантазию"

Цели и задачи: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения изображений нетрадиционны...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваемся в игре»

Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития, а также ос...

Мастер-класс (Родительское собрание) Тема : « Развиваем мелкую моторику рук»

Моя задача показать Вам приемы игр с пальчиками и объяснить актуальность этих игр в развитии речи....

Мастер-класс: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на  закрепление  звуков, развитие  мелкой моторики для коррекции речи....

Мастер-класс "Интересуясь-познаем, познавая-развиваемся"

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педаго...

Мастер класс по теме самообразования "Активизация словаря, через пальчиковые и речевые игры"

Подобраны речевые и пальчиковые игры по теме самообразования. Отработана практическая часть с педагогами. Предствлен опыт работы по заучиванию стихотворений. Зарисовка схем....