Мастер класс по теме самообразования "Активизация словаря, через пальчиковые и речевые игры"
консультация по развитию речи (старшая группа)

БОБРИКОВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА

 Подобраны речевые и пальчиковые игры по теме самообразования. Отработана практическая часть с педагогами. Предствлен опыт работы по заучиванию стихотворений. Зарисовка схем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

с. Александровское

Мастер класс для педагогов

« Активизация словаря детей через пальчиковые и  речевые игры »

C:\Users\User\Desktop\мальчик.jpeg Воспитатель

                                                                                                                       Разновозрастной группы№2:

                                                                                                                       Бобрикова  Л.В.

                                                                                Январь  2022г.

Цель: повышение профессиональной компетенции воспитателей по использованию речевых игр и пальчиковой гимнастики, в работе с детьми. Пропаганда и распространение разновидностей форм работы с детьми.

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу с вами поделиться опытом своей работы по теме моего самообразования:

" Активизация словаря детей через пальчиковые и  речевые игры".

В последнее время, наблюдается тенденция, очень многие родители, мало уделяют времени своим детям. Многие заняты своими телефонами, инстаграм, Тик Токами, а дети предоставлены сами себе. Родители мало времени проводят с детьми. У многих детей, очень скудный словарный запас, дети просто не умеют играть….

Наша задача помочь детям в словотворчестве. Пополнить словарный запас детей, учить детей мыслить, рассуждать, умение вести диалог и показать детям красоту русского языка, его разнообразие. Развивать коммуникативные навыки детей через речевые и пальчиковые игры.    

Сегодня я приглашаю вас в небольшое путешествие по речевым и пальчиковым играм.

Мы немного отдохнём и играть со мной начнём!

Тук – тук – тук… Наши ушки слышат стук…

(возле уха каждый палец стучит о большой по 3 раза)

Вот ладошечки шуршат, наши пальчики трещат…

Теперь в ладони громко бей, наши пальчики согрей…

К путешествию готовы? В путь отравимся мы снова!

Сядем мы на самолёт….. и отправимся в полёт….

Мы теперь на корабле…нас качает на волне.

(руки лодочкой, вверх, вниз)

Едет поезд….колёса стучат….

(ребром ладони двигаемся по коленям, стучим)

В поезде много весёлых ребят….

(подушечками пальцев поочерёдно нажимаем на колени)

Эту пальчиковую игру можно использовать в начале занятия, как сюрпризный момент, для организации образовательной деятельности.

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните,  раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши  (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши  (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора  (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

Эту пальчиковую игру можно использовать во время организации утреннего сбора. Игра на тактильное внимание и взаимодействие детей друг с другом.

Пальчиковая гимнастика с платочками.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

Пальчиковая игра «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка

Только шаркает немножко.

Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой)

У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!

Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Речевая игра «Каждый знает».

Повторить начало фразы и добавлять новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

Каждый знает, что хрупким бывает…

Каждый знает, что умным бывает…

Речевая игра «Забавные превращения».

Назовите, в кого превратится человек, если окажется:

В театре –

На собственных именинах –

В школе –

В магазине –

В седле –

В бассейне –

На ринге –

На катке –

На лыжах –

Речевая игра «Мир животных».

Назовите, как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела.

Рога есть у…

Лапы есть…

Копыта есть…

Когти есть…

Перья есть…

Чешуя есть…

Крылья есть…

Клюв есть…

Речевая игра «Законченное предложение».

Повторить пару слов и каждый раз дополнять ее.

Быстро бегает…

Ловко плавает…

Важно ходит…

Громко кричит…

В воде тонет…

В корзине лежит…

В цирке выступает…

Речевая игра «Шагай-ка - называй-ка».

На каждый шаг называть слова.

Я знаю молочные продукты…

Я знаю перелетных птиц…

Я знаю головные уборы…

Я знаю виды спорта…

Я знаю профессии…

       Эту игру можно использовать на итоговых занятиях и в любой образовательной деятельности и совместной деятельности..

Сейчас я предлагаю вам игру, которую я использую каждый день, во время проведения утреннего сбора. Игра хоть и одна и та же, но любима детьми т.к. каждый день звучит и обыгрывается по-разному. Эта игра помогает лучше запомнить дни недели. Попрошу всех  встать в круг, немного отдохнуть и расслабиться.

Речевая игра  « Дни недели»

Понедельник.

В понедельник в детский сад

Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах)

Полюбили крепко их девочки и мальчики. (Обхватить себя руками)

Пригласили их плясать, дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки)

Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)

Присядь влево, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)

А затем кружись ты смело. (Покружиться)

И ладошки у ребят, словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку).

Вторник.

К нам во вторник прилетал Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз)

По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Рыб, лягушек доставал, наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)

Вдаль смотрел на край болота (П осмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)

И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)

Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз)

Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)

Среда.

В среду слон к нам приходил,

Топать ножками учил, (Ходьба на месте)

И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд)

И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки)

Мы покрутим головой

Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно)

В прятки поиграем

Глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём слона искать.

Пять, четыре, три, два, один,

Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

Четверг.

А в четверг к нам приходила

Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)

Показала хвостик рыжий

Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)

Посидели, постояли,

Притаились как лиса, (Приседания)

Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)

Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).

Пятница.

Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя)

Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево)

На высокой ёлке,

Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз.Пальцы рук раздвинуты, как иголки)

Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук)

На дворе настала осень, (Потянуться)

Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают)

Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой)

Пчёлы дали мёду,

Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)

             Часто  во время образовательной деятельности или совместной, использовать на утреннем сборе, или как физкультминутку. Детям эта речевая игра помогает быстрее запомнить дни недели, они с удовольствием в неё играют.

           Часто в совместной или образовательной деятельности,  использую схемы по составлению рассказов. Детям нравится с опорой на наглядность описывать или рассказывать о различных явления природы. Практически к любой теме, можно найти схему по составлению рассказов.

Очень мне нравится заучивать с детьми стихи по схеме. Дети с удовольствием запоминают любой текс, используя зрительные подсказки,  и быстрей запоминают стихотворение.

Предлагаю вашему вниманию довольно большое стихотворение Токмаковой " Ёлка". Практически все дети за короткий срок его выучили и с удовольствием рассказывают. В чате для родителей, я сбрасываю картинку, где они видят результаты нашего труда. Схемы можно найти в интернете, можно придумать самой. Заранее обговорить с детьми, что это обозначает.  Применять это при подготовке к проектной деятельности или при подготовке к образовательной деятельности, совместной.

Делимся на две команды.  

Практическое задание придумать схему к стихотворению, зарисовать   и рассказать.

На лыжах

1. Вся земля в снегу,

 Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

 Хорошо в лесу зимой:

 Небо ярко-синее,

 Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами.

Эй, ребята, кто за нами?

 Автор: А. Введенский

Зима на опушке

2. У маленькой, у елочки

Зеленые иголочки.

Душистые, пушистые,

От снега серебристые!

На зайчика-трусишку

Упала с елки шишка!

Бежит он по тропинке,

Мелькают хвост и спинка.

Бродит рядышком лисица

И хвостом своим гордится.

На высоком снежном склоне

Лось рогатый, как в короне!

На ветвях зеленых,

 Инеем беленых

Словно бусы алые

Снегирята малые.

Солнцем залита опушка,

Белка, рыжая подружка,

В гости к елочке пришла,

Да орехов принесла.

Автор: И. Гурина

На этом я  заканчиваю свой мастер класс! Надеюсь, что он был для вас полезным!  Дерзайте, творите, мечтайте и про нашу творческую работу не забывайте! Спасибо за внимание!

(Выставка альбомов, книг по пальчиковым и речевым играм)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы".

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы"....

Мастер – класс на тему: «Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшей группы»

Мастер - класс на тему: Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшей группы"...

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...

Мастер - класс по теме "Способы использования неоформленного материала в детской игре "

Регулярное пополнение группы неоформленным материалом способствует интересу детей к игре, пробуждает их фантазию и развивает творческие способности....