Готовность детей к школе - взаимодействие ДОУ и семьи
консультация (подготовительная группа)
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.
И сюда входит не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_detey_k_shkole_-_vzaimodeystvie_dou_i_semi.odt | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка ребенка к школе: взаимодействие ДОУ и семьи
Воспитатель МБДОУ № 12 г. Курганинска
Черепанова Юлия Михайловна
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому
научиться- считал детский психолог Леонид Абрамович Венгер.
Что же включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Можно выделить четыре основные стороны развития будущего первоклассника:
- физическое развитие (включая речевую готовность);
- бытовую готовность;
- психологическую готовность;
- интеллектуальное развитие.
Физическое развитие
Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья как в детском саду так и дома.
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе.
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
Отдельно стоит упомянуть речевую готовность ребёнка. Что она в себя включает?
Будущий первоклашка должен уметь чётко произносить звуки, иначе говоря, его речь должна быть понятной.
Он должен не только произносить, но и сам верно различать речь других людей.
Ребёнок должен уметь говорить целыми предложениями.
Психологическая готовность
Она включает в себя:
интерес к учёбе и получению новых знаний,
способность будущего первоклассника себя организовать и выполнять требования учителя,
желание и умение общаться с незнакомыми людьми,
способность справляться с эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Бытовая готовность
Это способности ребёнка к самообслуживанию и набор знаний, которыми он пользуется в повседневной жизни.
Как зовут родителей и братьев-сестёр, где проживает ребенок, что нужно делать утром или перед сном, что можно есть, а что нельзя, как перейти дорогу и прочее. Дети по своей природе любознательны, будьте терпеливыми и отвечайте на бесконечные “почему”, тогда проблемы с бытовой готовностью обойдут вас стороной.
Интеллектуальная готовность
Эта сторона развития беспокоит родителей больше остальных, хотя именно она чаще бывает условной и неоднозначной, потому что будущий первоклассник может волноваться перед незнакомыми людьми и дать неверные ответы.
Интеллектуальная готовность – это сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления. Тесты на интеллектуальные способности определяют развитие логики будущего первоклашки, способности выражать свои мысли, быть внимательным, легко запоминать факты и события.
Педагог наблюдает, умеет ли ребёнок выделять главное и второстепенное, может ли решить простую задачку, знает ли буквы, умеет ли читать. Необходимо отметить что результаты тестов на интеллектуальные способности не являются приоритетными, мнение о готовности будущего первоклассника к школе принимается на основании всесторонних тестов развития ребёнка.
Существуют различные тесты, которые помогут понять как педагогу так и родителям, готов ли ребенок к школе, либо он еще отстает по каким-то критериям. Тесты нужно проводить в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Вашему вниманию представляю несколько из них.
(приложение 1)
Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Мы пегагоги в своей работе должены опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата - правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи. Работая в тесном сотрудничестве только так можно подготовить ребенка к новой ступени в его жизни – обучению в школе.
Использование в работе с родителями дифференцированного подхода и нетрадиционных форм и методов достаточно эффективны. В результате повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье в целом и за процесс оказания помощи в подготовке детей к школе.
При постоянном совершенствовании педагогических знаний родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы между родителями и педагогами обеспечивает совместный успех в деле подготовки детей к школе.
Буклеты (приложение 2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"
В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....
Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...
Готовность ребенка к школе. Взаимодействие ДОО и школы.
Готовность к школьному обучению....
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...
Семинар для педагогов "Профилактика трудностей обучения в школе. Коммуникативная готовность ребенка к школе" выступление с темой "Коммуникативная готовность детей к школе".
Коммуникативная готовность к школе...
Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...
Формирование предпосылок к учебной деятельности и готовность к школьному обучению. Взаимодействие ДОО и семьи при подготовке детей к школе
Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифи...