Готовность детей к школе - взаимодействие ДОУ и семьи
консультация (подготовительная группа)

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.

И сюда входит не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_detey_k_shkole_-_vzaimodeystvie_dou_i_semi.odt26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка ребенка к школе: взаимодействие ДОУ и семьи

Воспитатель МБДОУ № 12 г. Курганинска

Черепанова Юлия Михайловна

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому

 научиться- считал детский психолог Леонид Абрамович Венгер.

Что  же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит  не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Можно выделить  четыре основные стороны развития будущего первоклассника:

- физическое развитие (включая речевую готовность);

- бытовую готовность;

- психологическую готовность;

- интеллектуальное развитие. 

Физическое развитие

Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья как в детском саду так и дома.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. 

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.

Отдельно стоит упомянуть речевую готовность ребёнка. Что она в себя включает?

Будущий первоклашка должен уметь чётко произносить звуки, иначе говоря, его речь должна быть понятной.

Он должен не только произносить, но и сам верно различать речь других людей.

Ребёнок должен уметь говорить целыми предложениями.

Психологическая готовность 

Она включает в себя:

интерес к учёбе и получению новых знаний,

способность будущего первоклассника себя организовать и выполнять требования учителя,

желание и умение общаться с незнакомыми людьми,

способность справляться с эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Бытовая готовность

Это способности ребёнка к самообслуживанию и набор знаний, которыми он пользуется в повседневной жизни.

Как зовут родителей и братьев-сестёр, где проживает ребенок, что нужно делать утром или перед сном, что можно есть, а что нельзя, как перейти дорогу и прочее. Дети по своей природе любознательны,  будьте терпеливыми и отвечайте на бесконечные “почему”, тогда проблемы с бытовой готовностью  обойдут вас стороной.

Интеллектуальная готовность

Эта сторона развития беспокоит родителей больше остальных, хотя именно она чаще бывает условной и неоднозначной, потому что будущий первоклассник может волноваться перед незнакомыми людьми и дать неверные ответы.

Интеллектуальная готовность – это сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления. Тесты на интеллектуальные способности определяют развитие логики будущего первоклашки, способности выражать свои мысли, быть внимательным, легко запоминать факты и события. 

Педагог наблюдает, умеет ли ребёнок выделять главное и второстепенное, может ли решить простую задачку, знает ли буквы, умеет ли читать. Необходимо отметить что  результаты тестов на интеллектуальные способности не являются приоритетными, мнение о готовности будущего первоклассника к школе принимается на основании всесторонних тестов развития ребёнка. 

Существуют различные тесты, которые помогут понять как педагогу так и родителям, готов ли ребенок к школе, либо он еще отстает по каким-то критериям. Тесты нужно проводить в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Вашему вниманию представляю  несколько из них.

 (приложение 1)

Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Мы пегагоги в своей работе должены опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата - правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.  Работая в тесном сотрудничестве только так можно подготовить ребенка к новой ступени в его жизни – обучению в  школе. 

Использование в работе с родителями дифференцированного подхода и нетрадиционных форм и методов достаточно эффективны. В результате повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье в целом и за процесс оказания помощи в подготовке детей к школе.

При постоянном совершенствовании педагогических знаний родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы между родителями и педагогами обеспечивает совместный успех в деле подготовки детей к школе.

Буклеты (приложение 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"

В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка....

Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...

Формирование предпосылок к учебной деятельности и готовность к школьному обучению. Взаимодействие ДОО и семьи при подготовке детей к школе

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе.   Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифи...