Готовность ребенка к школе. Взаимодействие ДОО и школы.
презентация к уроку (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовность к школьному обучению - совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению («школьная зрелость»), которая обусловлена созреванием организма ребенка, в частности, его нервной системы, степенью сформированной личности, уровнем развития психических процессов и т.д. Может быть охарактеризована как общая и специальная готовность к общению и обучению в школе. Составляющие готовности ребенка к обучению в школе Общая готовность Специальная готовность Психологическая, физическая и интеллектуальная готовность Приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо и окружающий мир) тесная взаимосвязь
Психологическая готовность – комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешность обучения ребенка в школе. В общую психологическую готовность детей к школе включены следующие компоненты: — мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности; — личностная готовность к обучению в школе характеризует определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения; — волевая готовность предполагает умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном; — интеллектуальная готовность характеризует определенный уровень развития познавательных процессов; — коммуникативная готовность предполагает определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Основные параметры психологической готовности ребенка к обучению в школе Сформированность у ребенка позитивной мотивации учения Отношение ребенка к самому себе . К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка ребенка начинает сменяться более адекватной и объективной. Это и есть основной компонент готовности ребенка к новому образу жизни. Взаимоотношения со сверстниками, которые характеризуются появлением кооперативно-соревновательного типа общения, который начинает формироваться еще в игре (особенно в игре с правилами). Содержательное общение детей, происходящее в совместно-распределительной деятельности (игре, конструировании и т.д.) позволяет им понимать и учитыватьдействия и позиции партнеров Отношения ребенка с окружающими его взрослыми, где главный компонент – произвольность, т.е. способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций и принимать взрослого в новом качестве – в качестве учителя
Физическая готовность – включает состояние здоровья будущего школьника, его правильное телосложение, хорошую осанку, своевременное развитие двигательных навыков и качеств (произвольность, выносливость, координация) физическую и умственную работоспособность Школьная зрелость – уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки и новый режим жизни не будут слишком обременительны для ребенка и не ухудшат состояние его здоровья. Интеллектуальная готовность включает в себя, в первую очередь, сформированность у старших дошкольников образного и основ словесно-логического мышления (Л.А Венгер , А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.), навыков учебной деятельности, культуры умственного труда ( которая тесно связана с формированием предпосылок учебной деятельности ).
Основные показатели интеллектуальной готовности Образный компонент Вербальный компонент Способность воспринимать многообразные свойства и признаки предмета Зрительная память на образной основе Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении) Развитие мыслительных операций – аналогия, сравнение, синтез Эвристическое мышление (Эвристика – 1. совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного; 2. Метод обучения, основанный на беседах и диалогах, стимулирующий у обучающихся развития активного поиска решений) Способность перечислять различные свойства предметов, выделять существенные из них, слуховая память на речевой основе Развитие мыслительных операций классификации, сериации, анализа Критичность мышления
Специальная готовность к обучению уделяет особое внимание тем областям знаний, которые будут востребованы именно в начальной школе: чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром. Формирование математических представлений, сенсомоторное развитие ребенка, знакомство с системой сенсорных эталонов в процессе совершенствования перцептивных и интеллектуальных действий, ориентация во времени и пространстве Формирование основ экологической культуры: понимание причинно-следственных связей окружающей действительности, соотнесение норм и правил индивидуального поведения со значимыми законами природы Речевое развитие детей, которое предполагает синхронное совершенствование звуковой и смысловой сторон речевой деятельности, диалогической и монологической форм речи, развитие способности к активному слушанию и точному осмысленному воспроизведению различных по структуре текстов
Понятие о преемственности Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ ШКОЛА Преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Задачи преемственности На дошкольной ступени формировать: Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению. Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности. Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Задачи преемственности На ступени начальной школы формировать: Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними. Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.) Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию. Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования)
Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования Состояние здоровья и физическое состояние детей. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. Умственные и нравственные способности учащихся. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками
Проблемы при обеспечении преемственности ДОУ и школы Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Завышение требований к готовности ребенка к школьному обучению. Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу. Недостаточное количество специалстов-психологов в образовательных учреждениях. Недостаточное обеспечение учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой Отсутствие единых программ воспитания и обучения
Этапы осуществления преемственности между детским садом и школой: Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности; Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; Проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.; Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей); Проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора; Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Формы преемственных связей Знакомство учителя с будущими учениками Совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах. Проведение «Дней выпускников» Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы Экскурсии дошкольников в школу Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов детского сада, родителей и учителей начальных классов.
ВЫВОД Преемственность работы ДОУ и школы Ребенок Родители Педагоги: Воспитатель Учитель Психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе
В психолого-педагогической литературе (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова и др.) традиционно выделяются три сферы школьной зрелости: интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная....
"Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе"
Период обучения в школе является важнейшим этапом в жизни каждого человека. Это ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и ...
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Выступление на родительском собрании "Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе".
Материал для родительского собрания о готовности к школе....
Взаимодействие ДОУ и школы. Взаимодействие с социумом.
Взаимодействие с социумом:1.Игровая программа "Сказка в гости к нам пришла" в библиотеке семейного чтения "Очаг" https://estalsad56.edumsko.ru/about/news/14107892.Игровой час ...
Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природной средой. Перечень наблюдений детей на квартал для разных возрастных групп
Информация для педагогов....
Конспект итогового комплексного занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу»
Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе.Задачи:1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета, умение составлять и решать задачи, знание геометрических фигур.2. Совершенство...