Консультация для педагогов "Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе"
консультация по логопедии на тему
В данном материале показаны направления работы дошкольного учреждения и семьи в речевом развитии ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_p_podgotovka_k_shkole.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Совместная коррекционная работа детского сада и семьи в формировании речевой готовности детей к школе»
Учитель-логопед:
Всестороннее развитие ребёнка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества и лишь благодаря общению ребёнка с взрослыми. Взрослые хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передавать этот опыт нельзя иначе, как с помощью речи. Речь является важнейшим средством человеческого общения. Невозможно представить себе образованного человека без высокоразвитой речевой культуры. Родной язык является ключом к познанию речевой действительности, важнейшим средством воспитания всесторонне развитой личности. В дошкольном возрасте ребенок проходит элементарный курс ораторского искусства, научаясь излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается малыш и к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится маленьким языковедом, потому что научается не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов - предложение. Всё это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности ребёнка. Но на каком уровне он это усваивает - в значительной мере зависит от нас с вами.
Успешное овладение учебной деятельностью, осуществление само- и взаимоконтроля, само - и взаимооценки в процессе усвоения знаний возможно только с помощью речи. Чтобы произвести оценочно - контрольные действия, ребёнок должен иметь определённый запас слов, усвоить общественно выработанные оценки, уметь выработать их словами и логично излагать свои мысли. Таким образом, процесс обучения во многом зависит от уровня развития устной речи детей.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Развитие речи неразрывно связано с развитием малыша. Более того, существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью умственного развития ребёнка, развития его мыслительных качеств. Овладение устной речью, запасом слов, грамматическими формами создаёт предпосылки для развития малыша. «Речь - это канал развития интеллекта...- пишет Н.И. Жинкин,- чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Среди причин неуспеваемости некоторых младших школьников есть и такие, которые прямо касаются недостатков развития речи детей: отсутствие выразительности и связности речи, обилие речевых ошибок, неумение их исправить, неумение планировать свою деятельность и придерживаться плана при составлении устных рассказов, при пересказах. Часто выпускники детского сада не умеют оценивать и контролировать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Их ответы стереотипны и не всегда соответствуют результату выполненного задания.
Отклонения в развитии речи - одна из причин недостаточной умственной активности и познавательной деятельности неуспевающих школьников.
Неумение оценить и проконтролировать свои знания тормозит развитие навыков учебной деятельности, влечёт за собой появление категории интеллектуально пассивных, «молчаливых» школьников.
Правильная речь - один из главных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточно богатый словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Однако на практике у детей 5-7 лет часто встречаются нарушения звукопроизношения, которые закреплены в речи, несовершенство речевого слуха и, как правило, недостаточный уровень развития лексико-грамматической стороны речи.
Над этим и работает логопед, так как воспитание чистою и правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть закончено в детском саду. Правильное, чистое произношение ребёнком звуков особенно важно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
- Логопед отвечает за организацию коррекционно- педагогической работы, направленной на преодоление нарушений устной речи детей.
- Выявляет речевые нарушения, определяет уровень речевого развития и в процессе коррекционно-педагогической работы добивается устранения речевых нарушений.
- Держит связь с педиатром ДОУ, врачами узких специальностей по выявлению этиологии и патогенеза нарушения речи, мышления, зрения и слуха у детей.
4.0тбирает и направляет детей на обследование в условиях городской психолого-медико-педагогической комиссии.
- Ведёт работу с родителями.
- Информирует о результативности работы с детьми администрацию, педагогов ДОУ, родителей.
- Ведёт необходимую документацию по учёту работы с детьми, нуждающимися в коррекции речи.
При обследовании речи детей выяснилось, что ребята мало знают об окружающей действительности. Даже у внешне благополучных детей невелик словарный запас, недостаточны навыки словообразования и словоизменения; многие неверно употребляют предлоги, не справляются с заданиями составить рассказ по серии картин или одной сюжетной картине, рассказать стихотворение, сказку.
Некоторые дети не знают названий основных цветов, геометрических фигур, не владеют счётом или считают механически. У многих слабая память, неустойчивое внимание; они не умеют обобщать, анализировать, не владеют операциями выбора и т. д. Поэтому приходится работать и над формированием этих умений и навыков. Всё это можно осуществить только с помощью и при поддержке коллег и родителей.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ним, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Кроме того, каждый воспитатель должен хорошо слышать дефектное произношение звуков, аграмматизм в речи детей, чётко представлять картину речевого нарушения, знать, у кого из детей звуки в настоящее время находятся в стадии постановки, закрепления или дифференциации. Это даёт возможность повседневно следить за речью детей и поправлять их на занятиях и вне занятий с учётом их индивидуальных особенностей.
Ребёнок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Семья в первую очередь должна предупредить дефект речи, для этого
очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, ортадонту, устранять дефекты, лечить зубы. Важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков принадлежит слуху. Поэтому важно обращать внимание родителей на роль слуха на развитии речи ребёнка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха - на своевременное лечение, и не в домашних условиях, а в медицинских учреждениях.
Следует советовать родителям, беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь малыша будет такой же.
Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания, сюсюкать. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время, нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
В беседах с родителями нужно постоянно напоминать им, что овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению правильной речью.
Преемственность в работе логопеда и воспитателя, тесный контакт детского сада с семьёй обеспечивают наибольший успех в своевременном
развитии и исправлении речи у детей дошкольного возраста. Всё это способствует лучшей подготовке детей к школе.
Литература:
- Давидович Л. Правильно ли говорит Ваш воспитанник? Возможные отклонения в речевом развитии детей // Дошкольное воспитание 1998. № 8 с. 56-60.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда-М.: Просвещение, 1990.
- Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Думай - говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада, логопедов, родителей - М.: Просвещение, 1998.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1998.
- Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей. Из опыта работы. // Дошкольное воспитание 1998. №11 с. 46-52.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1976.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада /В.И. Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1966,1981,1989.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Организация работы детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни""
Взаимодействие ДОУ с семьёй - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребёнка....
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)
В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...
Рекомендации для педагогов. Тема: "Ведение совместной работы детского сада и семьи по формированию дорожной грамотности у детей"
В рекомендациях предложены разнообразные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей в едином социально-образовательном пространстве....
Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....
Консультация для родителей: «Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»
Консультация для родителей:«Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»...
Совместная работа детского сада и семьи по формированию у детей культуры поведения за столом.
Методические рекомендации для педагогов по вопросам этикета поведения за столом при организации детского питания....
Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие педагогов детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей».
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников.Как сформировать у родителй желание помогать своему ребёнку, общаться с ним правильно реагировать на проблемы....