Лекотека- как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями
статья

Спиридонова Мари-Энн Алексеевна

Лекотека- как одна из эффективных форм

взаимодействия ДОУ с родителями

 

 

 

Социализация детей, имеющих особые образовательные потребности является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей.

Взаимодействие ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Лекотека является одним из форм вариативного образования   и одной из успешных форм взаимодействия ДОУ с родителями.

Лекотека – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ООП.  Основным подходом при организации психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в группах Лекотека – это семейно-центрированный подход. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекотека- как одна из эффективных форм

взаимодействия ДОУ с родителями

Спиридонова М-Э.А.,

учитель-логопед

Социализация детей, имеющих особые образовательные потребности является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей.

Взаимодействие ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Лекотека является одним из форм вариативного образования   и одной из успешных форм взаимодействия ДОУ с родителями.

Лекотека – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ООП.  Основным подходом при организации психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в группах Лекотека – это семейно-центрированный подход.  

 Посещение Лекотеки бесплатное. Занятия проводятся 2 раза в неделю в каждой группе. Занятия проводятся с такими специалистами как: инструктор АФК, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Кроме того, по плану проводятся консультации врача-невролога, социального педагога. 

Во время занятий специалисты дополняют друг друга, помогают ребенку максимально раскрыться и получить важные жизненные знания и компетенции. Родители, которые всегда присутствуют на занятиях, становятся полноценными участниками образовательного процесса и вместе со своими детьми занимаются. Специалисты по ходу занятий обучают не только ребенка, но и родителей, консультируют, и дают рекомендации как можно закрепить материал в домашних условиях.

Наша лекотека работает с 2016 года. В данное время Лекотеку посещают 37 детей. Лекотека разделена на три группы. Нозология детей, посещающих Лекотеку: группа детей с умственной отсталостью, группа детей с расстройством аутистического спектра, группа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Дети этих категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе со стороны взрослых, которые окружают ребенка. 

Таким образом, в работе Лекотеки одним из самых важных моментов успешного обучения, развития и социализации детей с ООП является тесное взаимодействие с родителями.

Занятия учителя-дефектолога развивают познавательную деятельность детей и самое необходимое для особых детей социально-коммуникативные и социально-бытовые навыки. Занятия проходят при участии родителей, где они не только помогают своим детям, но и сами обучаются методам взаимодействия с ребёнком.

В своих занятиях учитель-логопед проводит мероприятия, направленные на запуск речи, формирует коммуникативные навыки между родителями и детьми и всеми участниками группы, стимулирует речевую активность. Консультирует родителей и составляет им домашние задания по закреплению знаний, полученных на занятиях.

Психолог осуществляет работу по адаптации родителей к новым условиям, формирует у родителей мотивацию к сотрудничеству со специалистами, проводит индивидуальную консультацию и психологическое просвещение родителей - понятие и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему, как к уникальной личности. 

Главная цель инструктора АФК – это создание условий для восстановления, замещения и компенсации нарушенных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, развитие самостоятельного и качественного выполнения двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции, получение ребёнком комплексной помощи по физической культуре. Родители совместно с детьми ходят на индивидуальные и групповые занятия. У родителей   повышается компетенция в области физического развитии и воспитании своего ребёнка.

      На занятиях музыкальный руководитель приобщает                 родителей и детей к музыкальному искусству, способствует развитию совместной музыкально-художественной деятельности. Активизирует участие родителей в мероприятиях ДОУ, участие детей в мероприятиях ДОУ совместно со своими сверстниками, что способствует успешной социализации воспитанников групп Лекотека.

Социальный педагог проводит работу по формированию социального взаимодействия, организует выездные мероприятия с родителями и детьми. Консультирует родителей по юридическим и социально важным вопросам. 

Таким образом, эффективность коррекционно–развивающей работы зависит от согласованных и взаимосвязанных действий всех участников образовательного процесса. Положительные результаты невозможны без участия родителей, ведь именно они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка и являются опорой и примером для них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс- как одна из эффективных форм работы с родителями.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Рос...

Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"

Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности....

Статья «МАСТЕР-КЛАСС - КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Успех логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие  учителя-логопеда с родителями (законными представителями) во...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Использование Viber как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного...

«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»

Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...

«Школа для родителей будущих первоклассников» как одна из эффективных форм работы с родителями в рамках преемственности по обеспечению подготовки ребёнка к школьному обучению»

Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования (из опыта рабоиты). Тема: «Школа для родителей будущих первоклассников» как од...