Консультация для родителей "Особенности речевого развития у детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

    В возрасте 4-5 лет дети продолжают стремительно развиваться. Особенно заметен этот прогресс в речи: растет словарный запас, совершенствуются произношение, интонация, выразительность, усложняются словесные конструкции, монологи становятся более связными, последовательными. На этом этапе необходимо правильно помочь малышам в их прогрессе. Для этого важно знать основные характеристики речевого развития своих детей в возрасте 4–5 лет и понимать, над чем сейчас важно работать.

   После 4 лет дети умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными или шипящими (однако к концу пятого года в норме все звуки становятся на место). Огромная роль в этом принадлежит родителям, их способности создать вокруг ребенка правильную, активную речевую среду и благоприятную обстановку в семье.

  Особенности речи детей младшего дошкольного возраста:

- могут назвать имена, отчества, фамилию всех членов своей семьи, адрес проживания;

-умеют ориентироваться во времени суток, пространстве вокруг себя;

-знают названия и последовательность времен года;

-знают все основные геометрические фигуры, счет до пяти;

-употребляют вежливые слова;

-могут охарактеризовать свое самочувствие, настроение;

-умеют полно отвечать на вопросы, задавать их собеседнику;

-делают достаточно подробный пересказ, составляют рассказы на заданную тему, придумывают конец обозначенной истории;

-могут описывать предметы, определять предмет только по описанию;

-строят фразы из 6–8 слов;

-используют повелительное наклонение, множественное число;

-правильно употребляют прилагательные, наречия, предлоги; употребляют синонимы и антонимы;

-согласовывают слова в предложении по роду, числу, падежу;

-знают разные профессии и их суть;

-могут без проблем пересказать услышанное, увиденное;

-знают наизусть стихи, скороговорки, забавные потешки.

    Воспитываясь в семье, ребенок, в первую очередь, перенимает опыт общения с родными: их словарный запас, способы построения предложений и изложения мыслей, интонации. Поэтому речевое развитие детей всегда зависит от той среды, в которой он находится. От того, насколько она активна и правильна в речевом плане, комфортна психологически.

 Чтобы помочь ребенку развивать правильную связную речь

-Не подражайте речи своего малыша, если она неправильна: не сюсюкайте, не искажайте слова или звуки.

-Сами всегда говорите четко и правильно, используйте нужные эмоции и интонации, правильный темп и силу голоса.

-При общении с ребенком старайтесь исключать из своей речи труднопроизносимые слова, сложные или непонятные обороты и выражения. Незнакомые слова, встречающиеся в произведении, важно объяснить дошкольнику на доступном ему уровне, закрепить примерами, испробовать на практике.

-Спрашивая ребенка о чем-то, задавайте понятные, конкретные вопросы, давайте время их осмыслить, не подгоняйте с ответом.

-Не передразнивайте и не раздражайтесь, если малыш допускает ошибку: исправьте ее спокойно, мягко.

-Читайте побольше стихов – это помогает освоить ритмику речи;

-Старайтесь избегать частых ссор, скандалов, жестоких наказаний, угроз, шантажа. Все это не только тормозит развитие речи, но может привести к более серьезным последствиям: заиканию, замкнутости, озлобленности ребенка, появлению комплексов и фобий.

Чтобы пятилетний ребенок говорил выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто, вовлекайте ребенка в различные лингвистические игры.

      1.Взрослый называет предмет, а малыш должен поставить это слово во множественное число (стена – стены). По ходу такой игры можно касаться и многозначности (например, спинка может быть и у ребенка, и у стула или сидения, а кружка во множественном числе, только с другим ударением – это и геометрические фигуры, и секции для творческих занятий). При этом своевременно акцентируют внимание ребенка на том, что не все слова «множатся» одинаково (лев – львы, рот – рты). Так развивается навык употребления множественного числа и расширяется словарный запас.

        2. Познакомить малыша с антонимами можно, предлагая подбирать противоположные       значения к словам (мягкий – твердый, чистый – грязный). Пусть при этом подбирает слова к новым значениям (белый снег – черная ночь), а затем заменяет их местоимениями (он белый, она черная). Так дошкольник потренируется в согласовании слов, употреблении местоимений.

       3. Прочитав рассказ или стихотворение, предложите малышу придумать собственный финал. Это также развивает мышление, воображение и связную речь.

      4. Игра с мячом позволяет развить различные навыки: обогатить лексику, освоить синонимы, антонимы, узнавать предметы по описанию, образовывать новые формы слов. Например, малышу бросают мяч, назвав предмет, а он возвращает мяч, называя предмет ласкательно. Или в ответ на слово подбирает противоположное по значению. Или называет предмет, услышав его признаки, называет цвет указанного предмета. Фантазия родителей может подсказать и другие варианты таких игр.

5. Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие о них можно легко закрепить при помощи игры с карточками: в одну группу ребенок должен откладывать одушевленные предметы, в другую – неодушевленные, помогая себе вопросами: «Это груша. Она живая? Нет. Это корова. Она живая? Да».

6. С помощью похожего упражнения можно познакомить малыша с относительными прилагательными. В одной группе карточек будут предметы, в другой – материалы, из которых они сделаны. Задача ребенка – соотнести две картинки, проговаривая: мяч сделан из резины. Он – резиновый. Карандаш сделан из дерева. Он – деревянный.

   Отмечая ошибки ребенка, можно подобрать и другие игры. Главное при этом – помнить: мы развиваем речь ребенка не для того, чтобы похвастаться перед соседями или кого-то «переплюнуть», а чтобы помочь ребенку в дальнейшей социализации, в обучении, коммуникациях со сверстниками. Поэтому не стоит гнаться за кем-то или кому-то что-то доказывать. Задача родителей – помочь ребенку стать успешным в жизни, а не побить чьи-то рекорды.
     Если у ребенка есть проблемы с произношением звуков, помогут скороговорки, упражнения на артикуляцию. 
Для развития речи у детей 4-5 летнего возраста родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребенок стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду. Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.
  Когда внимание родителей направлено на развитие речи детей 4-5 лет, они могу в короткие сроки добиться появления правильных и распространенных высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции.
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Речевое развитие трёхлетних детей»

Данная консультация раскрывает нормы речевого развития ребёнка  трёх лет и подскажет  родителям, как помочь своему малышу!...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Консультация для родителей: "Речевое развитие трехлетних детей".

Консультация для родителей: "Речевое развитие трехлетних детей"....

Консультация для родителей "Речевое развитие для детей 3-4 лет"

Консультация для родителей «Речевое развитие для детей 3-4 лет»Одним из основных направлений работы нашего детского сада является –социализация личности ребенка через игру.Очен...

Консультация для родителей «Речевое развитие у детей от 4 до 5 лет»

Речь ребенка старше 4 лет отличается разнообразием, точностью и содержательностью. Дошкольник быстро запоминает слова, правильно воспроизводя их. Наступает период активного общения со сверстниками. Бы...