Консультация для родителей «Речевое развитие у детей от 4 до 5 лет»
консультация

Олеся Ульяновна Салиева

Речь ребенка старше 4 лет отличается разнообразием, точностью и содержательностью. Дошкольник быстро запоминает слова, правильно воспроизводя их. Наступает период активного общения со сверстниками. Быстрое созревание головного мозга сопровождается появлением способности к изложению своих мыслей. Развитие речи для детей 4-5 лет играет важную роль в социализации и подготовке к обучению грамматике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rechevoe_razvitie.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевое развитие у детей от 4 до 5 лет»

Составила: воспитатель, Салиева О.У.

Речь ребенка старше 4 лет отличается разнообразием, точностью и содержательностью. Дошкольник быстро запоминает слова, правильно воспроизводя их. Наступает период активного общения со сверстниками. Быстрое созревание головного мозга сопровождается появлением способности к изложению своих мыслей. Развитие речи для детей 4-5 лет играет важную роль в социализации и подготовке к обучению грамматике.

Многие родители рассуждают: ну подумаешь, не выговаривает ребенок пару букв, понять-то его можно! Однако у детей с логопедическими проблемами в первых классах школы всегда возникают ошибки на письме – как говорят, так и пишут.

Формирование речевых навыков у детей пятого года жизни протекает как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении. Если родственники и педагоги будут правильно подходить к обучению, ребенок к 7 годам будет иметь обширный словарный запас и способность к построению любых речевых конструкций.

Словарный запас.

Словарный запас к 4 годам расширяется до 4000 слов. Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных. Словарный запас обогащается наречиями, обозначающими пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг». Используют обобщающие слова. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «ёлочка – дерево – растение». Называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Могут подбирать к словам антонимы.

Дети старше четырех лет способны стоить монологи, состоящие из нескольких связанных предложений. Конструкции бывают не только простыми, но и сложными («Я надел куртку, потому что на улице дождь. Брату купили книгу, а сестре — куклу»).

Резкое расширение лексикона приводит к возникновению некоторых грамматических ошибок, в числе которых:

  • нарушение правил размещения элементов предложения;
  • несогласованность существительного с прилагательным или числительным (синий колготки, два ручек);
  • неправильное склонение глаголов (она хотим, они играет).

Звукопроизношение

Мышечно-связочный аппарат лица и гортани продолжает совершенствоваться, движения языка и губ становятся координированными.

Дети правильно воспроизводят многосложные конструкции, расставляют ударения, соблюдают порядок размещения слогов.

Предложения составляются с учетом литературных норм. Если развитию речи уделялось достаточно внимания, ребенок способен различать звуки и составлять слова по заданным параметрам.

К таким недостаткам можно отнести:

  • неустойчивость употребления некоторых типов звуков (в одних случаях эти элементы произносятся правильно, в других — нет);
  • правильное использование звуков «л» и «р» по отдельности и неверное их употребление в сочетании с другими элементами речи (ребенок заменяет труднопроизносимые звуки другими, например: «бопата-лопата», «иожка-ложка»);
  • выпадение слогов при произношении незнакомых слов.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Уровень речевого развития детей рассматриваемой возрастной категории может быть разным.

Для оценки этого показателя используются такие критерии:

  • способность к осмысленному употреблению существительных;
  • расширение запаса прилагательных, местоимений, наречий, числительных;
  • возможность точного и полного описания свойств предметов;
  • четкое и правильное произношение большинства звуков;
  • способность к регулированию громкости речи и переходу на шепот (ребенок придерживается среднего темпа без ускорения или замедления);
  • изменение интонации при пересказе текстов и декламации стихотворений.

Ребенок 4-5 лет понимает, когда нужно говорить более медленно, а когда быстро. В зависимости от ситуации слова произносятся тише или громче. Дошкольник замечает особенности речи взрослых, придавая высказываниям эмоциональный окрас. Мысли излагаются связно и последовательно.

Таким образом, к пяти годам в активном словаре около 3 000 слов. Ребёнок точно называет предметы. В речи много прилагательных, есть наречия, сложные предлоги и местоимения. Предложения сложные, высказывания правильно оформленные, появляется монологическая речь. Дети могут пересказать только что прочитанный рассказ или сказку, описать игрушку, картинку. Произношение звуков приближается к литературной норме, но может не быть четкого звукопроизношения шипящих, сонорных Л, Р. Появляется интонационная выразительность речи, дети могут произносить слова тихо и громко, шепотом, рассказывать стихи с большим артистизмом.

Родители!

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей – это образец для подражания и основа последующего речевого развитияВажно придерживаться следующих правил:

1. Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

2. Желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

3. Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

4. Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

5. Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

6. Родители делают большую ошибку, пытаясь самостоятельно научить ребенка произносить какой-либо звук. Если ваш ребенок упорно говорит «иба», не надо по сто раз повторять: «Скажи р-р-рыба!». Ребенок не знает, как правильно поставить язычок, и будет говорить по своему, закрепляя неправильную постановку звука. Часто родители, бабушки и дедушки повторяют неправильную речь детей, ведь она так очаровательно звучит! Но все хорошо в меру, и сюсюканье должно закончиться в свое время. Нельзя говорить с четырехлетним ребенком, как с годовалым. Малыш должен слышать правильную речь, и общаться с ним нужно по-взрослому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Речевое развитие трёхлетних детей»

Данная консультация раскрывает нормы речевого развития ребёнка  трёх лет и подскажет  родителям, как помочь своему малышу!...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Консультация для родителей: "Речевое развитие трехлетних детей".

Консультация для родителей: "Речевое развитие трехлетних детей"....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей "Речевое развитие для детей 3-4 лет"

Консультация для родителей «Речевое развитие для детей 3-4 лет»Одним из основных направлений работы нашего детского сада является –социализация личности ребенка через игру.Очен...

Консультация для родителей «Речевое развитие у детей раннего возраста»

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....