Консультация для родителей : "Речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста"
статья по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по речевому развитию
для детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые родители!
РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Игры:
1.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок и т.д.
3.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
4. «Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
5. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
7. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
8. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Рекомендации
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Статья.
Тема «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потекши, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Книга является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Исходя из всего этого, поставила перед собой следующую цель.
Цель : Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.
Задачи:
- Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Этапы работы по самообразования:
- Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2020г.
Ожидаемые результаты
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
План работы с детьми:
Сентябрь.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».
Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Октябрь.
1. Консультации для родителей: тема «Сказка для ребёнка»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Ноябрь.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».
Игры – забавы
Декабрь.
1. Консультации для родителей: тема «Что читать детям»
2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Январь.
1. Консультации для родителей: тема 1. Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Февраль.
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»
2.Конкурсрисунков«Вот и сказочке конец»(фантазируют придумывают свою концовку сказки»
Март.
1.Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.
2.Выставка «Портрет моей мамочки»
3.Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
Апрель.
1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»
2. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.
Май.
1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2.Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
Используемая литература:
1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2006.
3. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2010
4. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
5. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
6. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
7. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
8. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
Учебно-методическая разработка.
Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора перед педагогом или специалистом наиболее выгодных методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность ребенка, его творческие способности, стремления к дальнейшему обучению в школе.
Решению этого вопроса способствует реализация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения, которая предварительно спланирована и направлена на результат освоения детьми необходимых знаний, умений и навыков, их самостоятельное использование в разнообразных видах деятельности.
Данная технология предусматривает комбинирование различных методов, приемов, форм и средств, в процессе положительной динамики развития детей по всем образовательным областям.
В «Толковом словаре русского языка» содержатся несколько определений слова «проект»: 1. Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства. Проект здания, моста. Проект реконструкции улицы. Дипломный проект (в техническом вузе). 2. Предварительный текст какого-нибудь документа. Проект резолюции. 3. Замысел, план [4].
Отечественный педагог С.Т. Шацкий определил основные элементы проектов как: реальный опыт ребенка, который … должен быть выявлен педагогом; организованный опыт, т.е. организации учеников занятий на основе того, что знает (обязан знать) переработать опыте своего подопечного, полученном в результате его деятельности; соприкосновение с накопленным человеческим опытом готовые знания; упражнения, дающие нужные для ученика навыки [5].
Е.Г. Кагаровым были выделены характерные особенности, присущие проектному методу, которые отличают его от других видов деятельности:
- Исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня.
- Детские проекты как бы копируют различные стороны бытия.
- Дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют.
- Проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение [2].
Основу проектного метода составляет направленность познавательной активности дошкольников на получение результата, который достигается путем взаимодействия участников проектной деятельности в процессе решения установленных ранее цели и задач по исследованию определенной проблемы или темы.
Проектный метод в системе работы дошкольного учреждения предусматривает тесное сотрудничество педагогов, воспитанников и их родителей при осуществлении планирования и претворения в жизнь каждого этапа проектной деятельности. Результатом такого сотрудничества является полноценное вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс с целью развития мыслительной деятельности ребенка, способности к поисковой, экспериментальной деятельности, умения принимать решения и проявлять инициативу.
С учетом опыта работы и необходимостью применения проектного метода в дошкольном учреждении, педагогами ДОУ № 38 г. Липецка разрабатываются разнообразные проекты по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста.
Каждый запланированный проект предусматривает постановку целей, задач, а также разработку методических приемов и форм работы в тенденции познавательного развития дошкольников.
С детьми среднего возраста был реализован проект «Удивительное под ногами», целью которого было развить наблюдательность, умение анализировать, обобщать, развивать интерес у детей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, углубить представления детей о существенных характеристиках, свойствах и качествах природных материалов.
В ходе данного проекта у воспитанников активизировались представления о некоторых особенностях внешнего вида камней и песка; дети научились называть их свойства, находить различия и сходства у песка и камней; проявились познавательно – исследовательские способности; способности самостоятельно определять различные способы решения проблемы; умение анализировать и делать выводы.
Активное вовлечение родителей в данный проект поспособствовало развитию интереса к совместной познавательной и исследовательской деятельности по выявлению особенностей и свойств песка, камней, активизацию креативных способностей детей, входе последовательной реализации этапов проекта.
Результатом такой работы стало проведение итогового мероприятия «Мы исследователи», оформление тематического альбома «Мир песка и камня», создана коллекция камней, оформлена выставка «Необыкновенное превращение камней», на которой были выставлены расписанные гуашью камни детьми совместно с родителями.
В старшей группе был реализован проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в ходе которого дети узнавали о различных родах войск, познакомились с традициями русского народа, памятниками боевой славы, пришли к выводу о том, что служба в армии не наказание, а почетная обязанность. Участниками проекта стали педагоги, воспитанники, родители, физкультурный и музыкальный руководители.
Организационный и творческий этапы состояли из пополнения предметно-развивающей среды групповой комнаты наглядными материалами по изучаемой теме, подбором литературы, журналов и разработку комплекса мероприятий по осуществлению поставленных задач. Все виды работы в ходе проекта были взаимосвязаны и носили интегративный характер.
Продуктом проектной деятельности стала подборка слайдов, на которых отражен каждый вид совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Результатом работы стало итоговое мероприятие, посвященное «Дню защитника Отечества», а также спортивное развлечение «Защитникам Отечества…УРА!».
В подготовительной к школе группе был реализован проект по познавательному развитию детей в старшем возрасте «Многоцветные конфеты». Участниками данного проекта выступили педагоги, дети, родители и музыкальный руководитель. Его целью стало знакомство детей со свойствами веществ, которые входят в состав конфет. В процессе реализации этапов проекта дети узнали, почему многие конфеты оставляют следы на бумаге, снегу и в воде разных цветов.
Опытным путем дети определили, что в конфетах «M&Ms» и «Skittles» содержатся красители. Выяснили, что натуральные красители, в составе различных пищевых продуктов, могут быть изготовлены из натуральных овощей, фруктов или ягод, а в составе искусственных красителей содержатся вещества химического происхождения. Сделали вывод, что красители из натуральных продуктов полезные и содержат витамины, в то время, как искусственные могут навредить здоровью.
В ходе проекта была оформлена выставка детских рисунков «Укрась фантик», создан альбом с рецептами изготовления домашних конфет, коллаж, проведен конкурс на лучшую поделку из конфетных фантиков, на котором были представлены разнообразные поделки и костюмы.
Завершающим этапом проекта стало развлечение «Конфетный бум», на котором были подведены итоги, сделаны выводы и представлены продукты деятельности детей совместно с родителями.
Использование проектного метода в средней, старшей и подготовительной к школе группах по развитию познавательной активности помогло увеличить мыслительную деятельность дошкольников, заинтересованность в открытии нового и неизвестного, развитию творческих способностей, и применению их на практике.
Дети каждой возрастной группы стали активными участниками организованного образовательного процесса: накапливая и используя определенный опыт и применяя его в реальных условиях действительности. Они познавали неизвестные формы работы с известными природными материалами, узнавали новое о культуре, традициях и обычаях нашего государства, исследовали известные всем продукты питания с неизвестной стороны и опытным путем доказывали возможность применения других веществ для сохранения и укрепления здоровья людей.
Таким образом, организация проектной деятельности и ее реализация в условиях дошкольного образовательного учреждения играет особую роль в познавательном развитии дошкольников, так как основывается на интересах детей, включения их в различные виды деятельности, целенаправленном и активном осмыслении, а также творческой переработке приобретенных знаний и их дальнейшем практическом применении.
Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
- Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе / Е.Г. Кагаров. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. – 88 с.
- Нищеева Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Детство-Пресс, 2013. – 304 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. –М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Речевое развитие трёхлетних детей»
Данная консультация раскрывает нормы речевого развития ребёнка трёх лет и подскажет родителям, как помочь своему малышу!...
Консультация для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Интересное рядом»
В наше время развития технических средств дети даже в дошкольном возрасте могут быстро освоить различную технику :фотоаппарат ,планшет ,компьютер .И родители радуются этому Дети научились нажима...
Консультация для родителей. Речевые игры для детей старшего возраст
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...
Консультация для родителей: "Речевое развитие трехлетних детей".
Консультация для родителей: "Речевое развитие трехлетних детей"....
Консультация для родителей "Речевое развитие для детей 3-4 лет"
Консультация для родителей «Речевое развитие для детей 3-4 лет»Одним из основных направлений работы нашего детского сада является –социализация личности ребенка через игру.Очен...
Консультация для родителей «Речевое развитие у детей от 4 до 5 лет»
Речь ребенка старше 4 лет отличается разнообразием, точностью и содержательностью. Дошкольник быстро запоминает слова, правильно воспроизводя их. Наступает период активного общения со сверстниками. Бы...
Консультация для родителей «Речевое развитие у детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....