Что изучать? Буквы или звуки?
статья (старшая группа)

Подгорных Марина Викторовна

Многие родители не задумываясь о последствиях для чтения, начинают изучать буквы (эм, эн, пэ). Это очень затрудняет процесс чтения, т.к. дети могут читать буквами (вместо мама, читают эмаэма)...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_ili_zvuki.docx290.8 КБ

Предварительный просмотр:

 «А если учить ребенка читать не звуками, а буквами, не усложнит ли это процесс чтения?»

Учиться читать нужно не с заучивания букв, а обязательно с процесса анализа. Пытайтесь разбирать с ребенком слова: какой звук первый, какой второй, с какого слога начинается.

Можно использовать что-то вроде кроссвордов, куда нужно вписывать буквы, игры, где нужно собирать буквы по размеру, по штриховке, разного шрифта. Нужно эксплуатировать разные функции мозга: зрительное внимание, слуховое внимание.

Если ребенок не понимает принцип анализа и синтеза, приступать к процессу чтения немного безответственно. Процесс чтения состоит из техники, которая включает в себя умение выделить, потом слить звуки, потом идентифицировать, выстроить гипотезу, сличить реальность с возникшей гипотезой. В конечном итоге мы приходим к этапу понимания прочитанного. Если учить ребенка читать не звуками, а буквами, то это очень усложняет процесс.

Многие сейчас отдают предпочтение логопедическим букварям, но они предназначены для коррекции, а не для обучения. При базовом выборе из множества лучше остановиться на самом обычном букваре. Например, на букваре Н. А. Архангельской: прекрасная лексика, отличные картинки, простые тексты, все слова стоят в сильной позиции.

Просто научить ребенка читать недостаточно, нужно научить его понимать смысл прочитанного. Очень часто у детей возникают сложности с функциональным чтением. Задачу по математике, параграф по окружающему миру понять значительно труднее, чем текст из букваря.

Процесс чтения и письма базируется на развитии высших психических функций, формировавшихся с рождения. Чем больше развит ребенок (умение слушать, играть и взаимодействовать в игре), чем лучше развиты базовые процессы психики, тем легче будет даваться чтение и письмо. Чтение — не процесс слияния букв, а еще и понимание текста.

Бывает так, что ребенок приходит в школу и там, в задачах встречаются слова «толще», «слаще, «на горизонте». И ничего из этого он не понимает. И в данном случае нужно, чтобы учитель работал с ним как логопед. Вот в школах для детей с нарушениями речи работает учитель-логопед, который, прежде чем давать задачу, как раз занимается лексической работой, объясняет этимологию слова, приводит примеры, показывает картинки. Делается вся подготовительная работа к чтению задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Презентация по развитию речи "Гласные звуки2

Презентация к занятию по развитию речи...

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...