Проявление дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием.
статья
Статья для родителей и педагогов о причинах нарушений речи у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_proyavlyaetsya_dizartriya_u_detey_s_normalnym_psihofizicheskim_razvitiem.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Как проявляется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием?
Нарушения речи у детей сегодня становятся частой проблемой, с которой родители обращаются к невропатологам и логопедам. В тройке наиболее частых речевых расстройств находится дизартрия.
В зависимости от степени развития болезни она может приобретать как легкую, стертую форму, так и ярко выраженную.
В любом случае, ставить диагнозы родителям нельзя. Они должны обратиться к специалисту. Не обязательно заболевание связано с психическими аномалиями. Может развиться дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием. Как она проявляется, и как ее лечить?
Содержание
Что это такое?
Сначала разберемся: дизартрия – что это такое? Это нарушение, при котором наблюдается целый ряд расстройств
- артикуляции;
- фонематического восприятия;
- темпо-ритма;
- эмоциональной окраски речи;
- речевого дыхания.
В результате расстройств страдает ясность и выразительность говорения.
Причины развития дизартрии кроются в генетических и внутриутробных нарушениях:
- гипоксия;
- токсикоз у матери во время беременности;
- резус-конфликт;
- соматические заболевания у беременной;
- патологические роды;
- асфиксия;
- желтуха новорожденных;
- недоношенность;
- ДЦП.
Среди причин дизартрии могут быть и заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве:
- гидроцефалит;
- черепно-мозговая травма;
- интоксикация;
- нейроинфекции (менингит, энцефалит);
- гнойный отит.
Многие родители, обнаружив у ребенка речевые нарушения, винят себя за халатность. Если ни одно из перечисленных заболеваний не было перенесено малышом в раннем детстве, но винить родителям себя не в чем.
Нарушение произошло внутриутробно, и даже опытный врач не всегда может его выявить, ведь все анализы в порядке.
Степени и виды заболевания
В зависимости от выраженности симптомов выделяют несколько степеней развития болезни:
- 1 степень (стертая дизартрия у детей). В быту дефекты говорения могут быть не заметны и выявляются только после обследования специалистом. Многие родители даже не обращают внимания на незначительные недостатки в речи крохи, надеясь, что малыш перерастет. Иногда действительно так бывает, но если нарушение прогрессирует, следует показать малыша невропатологу и логопеду.
- 2 степень. Нарушения в речи ярко выражены, заметны окружающим, однако речь ребенка можно понять.
- 3 степень. Речь понятна только близким людям, окружающие понимают ребенка с трудом.
- 4 степень. Говорение непонятно даже близким.
На двух формах заболевания стоит остановиться отдельно. Особое внимание стоит уделить стертой форме дизартрии, так как нарушение встречается часто, но обращают на него внимание очень редко.
Стертая дизартрия
Термин впервые был введен О. Токаревой. Она утверждает, что отдельно кроха может четко и внятно произносить звуки, но в процессе говорения они стираются, становятся нечеткими. Недостатки проявляются в речевом потоке.
Причиной стертой дизартрии становится микроочаговое поражение головного мозга. В связи с этим диагноз ставится только ближе к 5 годам.
Наряду с расстройствами речи проявляются нарушения в мелкой моторике, движения у ребенка неловкие, он быстро устает, мимика скудная. Такие навыки, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, даются малышу с трудом.
Псевдобульбарная форма
Эта форма развивается после менингита или энцефалита в результате повреждения проводящих нейронов. У таких малышей нарушается речевая моторика, сосательный рефлекс, глотание.
Движения языка и губ у малыша медленные, речь тихая, невнятная, наблюдается нарушение в произношении шипящих и сонорных (ц, ш, щ, р), трудно даются мягкие звуки, зато лексика и грамматический строй не нарушаются. Основные дефекты связаны именно с фонетикой.
Заболевание часто путают с дислалией, поэтому диагноз должен ставить доктор. Родители лишь могут первыми обратить внимание на аномалию и вовремя обследовать ребенка.
Симптомы
Речевая дизартрия у детей проявляется в следующих состояниях:
- дистония и гипотонус мышц артикуляции (губы и зубы разомкнуты, органы речи расслаблены);
- слюнотечение;
- назализация (носовой оттенок речи);
- звуки искажены;
- речь невнятная, однотонная, непонятная;
- недостаточная сила голоса;
- замедленный темпо-ритм, отсутствие голосовых модуляций.
Обследование детей с дизартрией невозможно без МРТ головного мозга. Если ранее были нарушения, они будут заметны и выявлены с помощью обследования. Необходимо посещение невропатолога, который осмотрит ребенка и проанализирует результаты МРТ. Также могут быть назначены:
- нейросонография;
- электроэнцефалография;
- электромиография;
- магнитная стимуляция и другие.
Учитывая особенности ребенка с дизартрией, родители могут сами предположить, насколько актуален поход к доктору. Не обойтись и без логопедического обследования.
Как лечить?
Лечение проводится комплексно: задействуются медикаментозные препараты, логопедический массаж и занятия с логопедом, физиопроцедуры при необходимости.
Полный комплекс лечебных процедур включает:
- массаж;
- ЛФК;
- лечебные ванны;
- физиотерапию;
- иглоукалывание;
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- логопедический массаж;
- дыхательную гимнастику;
- ортофонические упражнения;
- работу с логопедом над выразительностью и точностью речи.
При стертой форме при регулярных занятиях наблюдается полное выздоровление. Если у крохи тяжелая форма выраженности заболевания, то лечение направлено на коррекцию ярко выраженных симптомов. О полном излечении говорить трудно.
Чтобы малыш научился говорить, родители должны приложить много усилий и вовремя заметить нарушение. Чем раньше будет пройден комплекс мер по устранению, тем эффективнее будет результат.
Автор: Екатерина Чеснакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"
Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....
Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста
Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...
Общие закономерности развития речи у детей с нормальным речевым развитием и в условиях нарушения
Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них опреде...
Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи
Материал, в котором раскрываются особенности развития связной речи у детей с отклонениями в речевом развитии, критерии развития связной речи детей в разных возрастных группах....
Сравнительный анализ развития психомоторных функций у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.
Отклонение в психомоторном развитии дошкольников с ОНР отмечаются уже с самого рождения. Эти дети позже возрастных нормативов начинают сидеть, стоять; у них с запозданием формируются локомоторные функ...
Статья: «Специфика проявления тревожности у детей с задержкой психического развития»
Данная статья поможет специалистам и родителям заметить проявления тревожности у ребёнка с задержкой психического развития. Тревожность присуща всем людям, но повышенный её уровень влияет на все сферы...
Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематической системы речи у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов реч...