Статья: «Специфика проявления тревожности у детей с задержкой психического развития»
статья по коррекционной педагогике

Паринова Анастасия Николаевна

Данная статья поможет специалистам и родителям заметить проявления тревожности у ребёнка с задержкой психического развития. Тревожность присуща всем людям, но повышенный её уровень влияет на все сферы жизни детей, в том числе учебную мотивацию, концентрацию внимания, восприятие окружающего их мира. Также высокий уровень тревожности ребёнка приводит к дезадаптации в учебном заведении, нарушению в межличностном общении, восприятии собственного «Я» и своих эмоций. Но при должной помощи таким детям, возможна положительная динамика развития детей с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика проявления тревожности у детей с задержкой психического развития

При задержке психического развития (ЗПР) нарушается нормальный темп психического развития. В частности, отстает в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста эмоционально-волевая сфера. Вследствие чего дети с задержкой психического развития – эмоционально лабильны, слабы волей, часто несамостоятельны, легко внушаемы. Так как тревожность относится к эмоциональным явлениям, то она у таких детей имеет собственную специфику проявления.

У детей с задержкой психического развития более выражены базовые эмоции  гнев, страдание, радость и т. п. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Также оценивает он и события окружающей жизни  хорошо то, что приятно. Для ребенка с ЗПР характерно находиться в «плену эмоций», по­тому что он не может ими управлять.

Наблюдения за деятельностью детей с ЗПР на уроках в школе, во внеурочное время позволили увидеть проблемы детей – частые конфликты, агрессивность, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Проблемой является и то, что педагоги и воспитатели не знают, как правильно оценивать различные поведенческие реакции ребенка, специфику его развития, особенности эмоционального состояния в момент общения; мало кто связывает эти проявления с состоянием тревоги у ребенка. Хотя зачастую подобное поведение не всегда отражает реальное состояние ученика, а направлено исключительно на то, чтобы взрослые обратили на него внимание.

В статье О. Б. Коневой «Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот» по ее исследованию было установлено, что учащиеся с задержкой психического развития имеют повышенный индекс тревожности по сравнению с нормой, а неадекватное поведение зависит напрямую от состояния тревожности, чувства одиночества, различных возникших страхов и депрессии. Несомненно, такие условия формируют в дальнейшем у ребенка заниженную самооценку, чувство неуверенности и неполноценности, которые затрудняют социальную адаптацию ребенка в целом.

У таких детей обычно преобладает либо эйфорический фон настроения в сочетании с психомоторной расторможенностью, либо, наоборот, «властвует» пониженное настроение со склонностью к робости. Для них нередки эмоциональные срывы при встрече каких-либо препятствий, они остро реагируют на замечания, аффективно возбудимы и имеют страх перед оценочной ситуацией.

Дети с ЗПР часто беспокойны, для них обычен плач из-за какой-то ситуации, которая их тревожит. Их лабильность проявляется в неустойчивости настроения, они могут в одну секунду чем-то восторгаться, но в другую впадают уже в апатичное состояние. У них может возникнуть ничем немотивированный аффект.

Если говорить о детях с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, то в этом случает выделяются две группы:

  1. с психической неустойчивостью;
  2. с психической тормозимостью.

В первом случае, дети довольно активные, шумные, подвижные, играют в игры по своим правилам, не прислушиваются к сверстникам и часто с ними, как и со взрослыми, вступают в конфликт. Крикливы, грубы, вина и раскаяние за содеянное кратковременны. Во втором же случае, дети очень скромны, проявляют робость, не могут самостоятельно принимать решения, довольно медленно выполняют какие-либо поручения или задания. Склонны к сильным эмоциональным переживаниям по незначительному поводу, часто плачут, тоскуют по родителям, дому; у них нет желания играть в подвижные игры, что проявляется даже в избегании таковых; при вызове к доске – могут совершенно ничего не ответить, даже если знают ответ на заданный вопрос. Реакция на неудачу негативная, проявляющаяся в слезах и подавленности.

У детей с какими-либо отклонениями в развитии довольно на раннем этапе возникают вторичные эмоциональные расстройства, которые могут проявляться в чувстве неуверенности, высоком уровне тревожности, сниженном настроении, чрезмерной обидчивости. Эти эмоциональные расстройства сильно ослабляют нервную систему ребенка, и за счет этого развиваются различные невротические состояния (заикание, страхи разного рода, энурез, нервные тики).

Дети с задержкой психического развития с повышенным уровнем тревожности имеют заниженную самооценку, у них присутствует часто необоснованное мышечное напряжение из-за ожидания неловкой или неудачной ситуации. Вследствие чего такие дети сильно устают и не могут на чем-либо сосредоточиться. Чаще всего низкая самооценка возникает из-за завышенных требований родителей, и их последующего наказания за то, что ребенок с чем-то не смог справиться. А так как дети с ЗПР очень чувствительны к неудачам, то после они стараются избежать любой ситуации, где подобное может повториться. Отсюда возникает чувство тревоги, которое постоянно давит эмоционально на ребенка, ограничивая его круг интересов из-за опаски невозможности осилить ту или иную задачу, поставленную педагогом, сверстниками или же родителями.

Тревожные дети могут довольно быстро отвечать на вопросы, тараторя, или же, наоборот, могут говорить еле слышно, робко, а иногда даже начиная заикаться. Часто речь сопровождается нервными подергиваниями края своей одежды.

Подводя итог вышеизложенного, можно сказать, что для определения тревожен ребенок или нет можно по нескольким критериям:

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  4. Раздражительность.
  5. Нарушение сна.

Список литературы:

  1. Конева О. Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. №30
  2. Лютова Е. К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми, М.: Генезис, 2000. – 192 с.
  3. Московина А. Г. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А. Г. Московкиной. – М.: Классике Стиль, 2003. – 320 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".

В статье описывается об особенностях развития  памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания в коррекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития детей».

Родительское собрание на тему: "Специфика обучения и воспитания в корекционной группе детского сада для детей с задержкой психического развития. Роль семьи в коррекции дефектов и нарушений развития у ...

Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...

Консультация "Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению"

В консультации рассматривается незрелость функционального состояния центральной нервной системы детей с задержкой психического развития. Определяется подбор мероприятий для коррекции различных типов о...

Статья в сборник "Специфика коррекции звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития"

В статье представлены традиционные и инновационные приемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Отмечается, что одним из наиболее частых недостатков речев...

Статья на тему: "Комплексное сопровождение детей с задержкой психического развития"

Для современной школы инклюзия - это, что прописано в Законе «Об Образовании в Российской федерации», это то, что требует родительское сообщество, это что неизбежно при развитии российской...