Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематической системы речи у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией.
статья по логопедии

Удовиченко Елена Вадимовна

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематической системы речи у детей с нормальным  речевым развитием и со стертой дизартрией.

1.1  Лингвистический анализ фонетико-фонематической системы речи.

   Фонетика - это раздел языкознания, который изучает способы образования  звуков речи и их изменения  в речевом потоке. Исследует функционирование звуков речи в языке.(3)

   Фонетика - раздел языкознания изучающий акустические  и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи.(18)

   Фонематика - обширная область знаний, включающая в себя кроме фонетики и фонологии физический, физиологический и психологические аспекты речеобразования. (7)

   Фонология — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Фонология, в частности, выделяет в структуре языка фонемы как единицы, способные выполнять дистинктивной (различительной), делимитативной (разграничительной) и кульминативной функций. В отличие от фонологии, фонетика изучает физический аспект речи: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).(9)

    Фонема - (греч. phonema-звук) – минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различия значимых единиц языка:  морфем, слов, предложений.(54)

    Фонема-фонологическая единица языка, совокупность произносительно-слуховых (иначе - антропофонических) свойств, объединенных в допускающий изолированное произнесение комплекс, применяемый в данном языке в качестве единственного или основного признака для различения пар элементарных языковых единиц  - морфем или слов (лексем 1-й степени) - при разложении их на рядоположные элементы; иначе отдельный звук  речи, рассматриваемый с точки зрения его социальной функции-функции построения морфем и слов - в отвлечении от особенностей его материального проявления в тех или иных комбинаторных условиях. Являясь признаками для различения, фонемы данного языка тем самым взаимно противопоставлены.(2) Фонетическая система включает многообразие звуков, обладающих характерными фонематическими признаками, имеющими значение для определенной языковой системы. Фонетико-фонематическая система человека является основным образованием инструментального уровня его речевой функции. Это система восприятия, анализа и воспроизведения  звуков речи определенной языковой системы.(4) Кроме того, в фонетическую систему входят ритмико-интонационные (просодические) компоненты - слог, ударение, интонация. (2). Фонематическая система-это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов, она является основным инструментом понимания слышимой речи, и состоит из минимальных лингвистических единиц-фонем.(5) Функции фонематической системы необходимые для восприятия    и воспроизведения устной и письменной речи: слухопроизносительная дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез, смыслоразличение. Изучая звуковую сторону речи, нельзя игнорировать тех сведений, которые касаются звуков речи в плане физическом и анатомо-физиологическом.

    Таким образом, как отмечал еще Л.В. Щерба, звуковая сторона речи имеет троякий аспект. Звук речи, как и любой другой звук, есть результат колебаний упругой среды. Подобно другим звукам, звуки речи обладают определенным тембром, могут иметь разную высоту, силу и т.д. Таков физический аспект звуков речи.(4)

    В то же время звук речи есть явление порядка анатомо-физиологического. Его нельзя изучать вне знакомства с устройством и работой речевого аппарата человека. Звуки речи, следовательно, должен рассматриваться  и в плане биологическом. Однако лингвиста звуки речи привлекают, прежде всего, со стороны социальной роли, которую они играют в языке. Для лингвиста особо важен вопрос о том, каким образом звуки речи помогают создавать, различать, передавать слова и их грамматические формы.

Звуковая сторона речи изучается в том разделе науки о языке, который носит название фонетики .(2)

             Лингвиста звуки речи интересуют, прежде всего, как фонемы. Фонема - это наименьшая звуковая единица, выделяющаяся как тип среди многообразия звуков языка и служащая для дифференциации (различения) звуковых оболочек разных по смыслу слов или разных грамматических форм одного слова. Говоря о звуках речи как о фонемах, их рассматривают  в первую очередь как элементы звуковой материи языка, способствующие осуществлению общения и взаимопонимания между людьми. Именно  в этом плане и рассматривает звуки речи наука о фонемах – фонология. Фонология является тем разделом фонетики, который занимается изучением звуков речи с точки зрения их основной функции в языке,  способность различать, изменять, образовывать (звуковую оболочку) значимых единиц языка.(22)

    Л. Р. Зиндер отмечает, что в языке огромную роль играет его звуковая сторона. Звуковая сторона составляет необходимую часть языка; только она и делает возможным его развитие, передачу от поколения к поколению. Благодаря этой материальной стороне и происходит усвоения я зыка детьми, которое заключается в том, что ребенок как мы выражаемся, (учится говорить); под последним совершенно правильно подразумевается овладение членораздельной звуковой речью.(18)

Нужно сказать, что невозможность заниматься фонематическим аспектом без учета фонетического, в узком смысле слова, в настоящее время в достаточной  степени ясна. Прежде всего, понятие отдельного звука речи, этого основного объекта фонетики, есть, по существу, понятие фонематическое. Зависимость   фонетического аспекта от фонематического должна сказываться в самом артикуляторно-акустическом описании звуков, которое должно учитывать дифференциальные признаки фонем, свойственные данному языку.(5) Фонетика имеет большое практическое значение и используется в самых разнообразных областях. Прежде всего, она служит основой для преподавания чтения  и письма. Рациональное обучение грамоте возможно только при четком понимании различия между звуковой и письменной формой языка и при учете сложных связей, существующих между этими  двумя формами. Потребности школы, публичной речи ставят вопрос об установлении орфофонических и орфоэпических норм. Важное значение играет фонетика также для логопедии, невозможно без ясного представления о механизме произношения  и о языковой функции произносимого, корректировать  недостатки произношения. Только учитывая эту функцию, можно отличить существенное от несущественного и найти правильный путь к  устранению того или иного недостатка речи.(7)

  Таким образом,  Во многих лингвистических  работах затрагивается тема изучения звуковой структуры языка и можно сделать вывод, что изучение звуковой структуры языка представляет двоякую задачу: с одной стороны звуковая материя языка, с другой ее социальная функция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Изучение состояния монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание в формировании навыков монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекци...

ООД по формированию фонетико-фонематических представлений в разновозрастной группе детей с нарушением зрения.

ООД по формированию фонетико-фонематических прдставлений в разновозрастной группе детей с нарушением зрения....

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».

Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующе...

Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы с использованием ТРИЗ технологии.

Диагностический инструментарий  для изучения  уровня сформированности  диалогической речи у детей 7-го года жизни, через  умение детей  задавать вопросы ТРИЗ технологии....

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Из статьи вы узнаете о системе коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием...