родительское собрание «Играя, развиваем речь!» в форме игрового практикума в коррекционной группе для детей с ЗПР 5 – 7 лет.
консультация (подготовительная группа)

Познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка старшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobran.razv_.rechi1_.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №14 г. Туймазы

Конспект

родительского собрания  

«Играя, развиваем речь!»

в форме игрового практикума

в коррекционной группе для детей с ЗПР 5 – 7 лет.

                                              Провели:

                                                                                                                                                      Учитель – дефектолог

                                                    Якунина Н.П

                                                                                               

                                                                                                       Воспитатели: Сулейманова Г.Р,

                                                                                                                                Шаяхметова З.Ф

г. Туймазы

«Играя – учимся,

Играя – познаём!»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка старшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.      

  Приоритетная образовательная область: «Коммуникация».

  Образовательные области в интеграции: «Познание», «Социализация»,

  Участники родительского собрания: учитель- дефектолог, воспитатели, родители.

  Структура родительского собрания:

1. Выступление учителя – дефектолога, учителя начальных классов.

2. Игровой практикум.

Презентация на тему «Что такое речь?»

Ход собрания:

Вступительное слово  педагога:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас в педагогической гостиной. . Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

Тема нашей встречи  «Играя, развиваем речь!».

Мы решили отойти от проведения стандартного родительского собрания, а предложить вам немного импровизации.

  Забудьте, что вы родители, на время превратитесь в дошколят, маленьких мальчиков и девочек. Невозможно стать хорошим родителем, если у вас нет желания окунуться на мгновение в проблемы своего ребенка, прочувствовать и пропустить через себя все его взлеты и падения.

.Итак, мы приглашаем Вас в  школу заботливых родителей, на первый урок.

Как всегда в школе на уроках  сначала бывает немного теории. Вот и  мы не стали нарушать эти требования. Так что же такое речь?

. Что такое речь? (презентация)

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых  ( и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды.

Из толкового словаря: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

 Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития. Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.

Речь бывает монологическая- когда говорит один, а остальные слушают, и бывает диалогическая когда говорят оба собеседника попеременно .

Речь бывает устная, передают при помощи звуков, воспринимают слухом, и письменная, передают при помощи букв, воспринимают зрением

Речь возникает и развивается  при наличии нескольких условий:

нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) – биологическая предпосылка

наличие общения ребенка со взрослым – социальная предпосылка. Важно чтобы взрослый был биологически близок – мать, отец.

Переходим к практической части урока.  Невидимые помощники развития речи. На развитие речи влияют такие помощники, к которым очень пренебрежительно стали относиться в последнее время. Считая их не серьезными, очень простыми. Представьте айсберг в образе развития речи – мы видим только верхнюю часть – с недочетами, а что там под водой не видим, на чем он держится, мы не хотим замечать. А айсберг под названием речь держится на помощниках, без которых дальнейшее развитие речи невозможно. Это:

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковый массаж

Пальчиковая гимнастика

. Ведь недаром  китайская мудрость гласит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Дыхательная гимнастика 

Одно из необходимых условий  развития речи– умение правильно дышать. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. 

.Регулярные  занятия  дыхательной  гимнастикой  способствуют  воспитанию  правильного  речевого  дыхания  с  удлиненным  постепенным  вдохом, профилактике  болезней  дыхательных  путей.

   Правильное  носовое  дыхание  способствует  тренировке  дыхательной  мускулатуры, улучшает  местное  и  мозговое  кровообращение, препятствует  разрастанию  аденоидов, предохраняет  от  переохлаждения

.Правильное  речевое  дыхание – основа  для  нормального  звукопроизношения, речи  в  целом. Некоторые  звуки  требуют  энергичного  сильного  выдоха, сильной  воздушной  струи.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи,  

.(щеки раздувать нельзя!). Во время дыхательных упражнений следите, чтобы ребенок не напрягал мышцы шеи, рук и груди.

Артикуляционная гимнастика

Самый первый, самый простой, действенный, приносящий видимый результат  помощник – артикуляционная гимнастика. Мы привыкли каждый день умываться, чистить зубы.

Ту же функцию ежедневности должна  нести и артикуляционная гимнастика.

Отчетливо произносить все звуки - невероятно сложная задача. Ребенок должен  постепенно тренировать свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто ребенку справиться с такой задачей.

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти.   Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти – работал правильно и четко.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры, с маленьким условием – ежедневности.

Дефектолог проводит массаж языка с родителями.

Массаж язычку Расческа.

Удержи волшебную палочку. Упр. «Грибочек»

Пальчиковый массаж.

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук)

Регулярное и опосредованное стимулирование рук ,особенно большого пальца, массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей рук ,способствуют созреванию нервных клеток и активном функционировании коры головного мозга, тем самым оказывают лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказываются на исправлении речи детей.

. На кистях имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

Пальчиковая игра « Медведь» (с платком).

( медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте проговаривание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

.Пальчиковая гимнастика(Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

- Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений.

_ улучшается концентрация внимания.

Развивается память ребенка.

Развивается воображение

Кисти рук приобретут силу. Хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Сказка «Курочка ряба»

Курочка ряба бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. ( «колечки»)

Били яичко баба и дед, но не смогли разбить на обед. («молоток»

Мышка – норушка мимо бежала (волны)

Яичко смахнула, оно и упало.( лучики)

Плакали горько баба и дед (колечки)

Яйцо их разбилось, пропал их обед. (лучики)

С тех пор уже ряба бабе и деду(колечки двумя руками)

Несет лишь простые яйца к обеду. (молоток)

  • Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной
  • Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят  руку ребёнка к овладению письмом

 

Урок №2  

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Педагог предлагает  «детям» встать, подойти к ней и  поиграть в игру:

1.  «Доскажи словечко»

Педагог начинает фразу,  а дети  заканчивают ее:

 Ворона каркает,  а воробей . . .

Сова летает,  а заяц . . .

У коровы теленок,  а у лошади . . .

Сахар сладкий, а лимон …

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лед …

Река широкая, а ручей …

Камень тяжелый, а пух …

2.Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог,

в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало,…) и т.д.

4. Что бывает квадратным? кубики, рамки для фотографий, шкафы, коробки, окна и

3.Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»

        Жили-были дед и баба

        (Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой.)

        На полянке у реки.

        (Козырьком прикладывают руну ко лбу -смотрят вдаль.)

        И любили очень, очень

        (Гладят живот.)

        На сметане колобки.

        (Пальцами рисуют в воздухе круг.)

        Хоть у бабки мало силы,

        Бабка тесто замесила.

        (Кулаками «месят» тесто.)

        Ну а маленькая внучка

        Колобок катала в ручках.

        (В ладонях «перекатывают» колобок.)

        Вышел ровный,

        (Горизонтальный взмах одной рукой.)

        Вышел гладкий,

        (Горизонтальный взмах другой руной.)

        Не соленый  и не сладкий,

        (Грозят указательными пальцами обеих рук.)

        Очень круглый,

        (Пальцами рисуют в воздухе круг.)

        Очень вкусный.

        (Гладят живот. )

Даже есть его нам грустно!

(Хлопок в ладоши.)

4. «Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Ход.
Задача  родителей  подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

5  «Художественное слово

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. А сейчас я предлагаю угадать загадки про сказки: 

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…(Колобок)

2)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (теремок)

3)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! (курочка ряба)

4) Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. ( по щучьему веленью)

5) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь, о только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь.( Золушка)

6) В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил.(Красная ша почка)

7) Красна девица грустна: ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! ( Снегурочка).

Сейчас, сняв бейджики, вы вновь превратитесь в заботливых родителей , и мы представляем нашу гостью, учителя начальных классов  средней школы №7 ….                

Итог. Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас.  Уделяйте больше свободного времени невидимым помощникам развития речи – это: дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастике, пальчиковому массажу и пальчиковой гимнастике.

Не скупитесь на похвалу! Помните: чем сильнее вы будете радоваться маленьким победам ребенка, тем лучше у него будет развиваться речь!         

Уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо! Дети – это самое дорогое, что есть у нас  есть в жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)

предлагается родительское собрание нетрадиционной формы проведения, вместе с детьми....

Родительское собрание "Играя, развиваем речь"

Родительское собрание для старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание «Играя – развиваем речь»

Конспект родительскогор собрания «Играя – развиваем речь» «Круглый стол» (с элементами практикума).Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи дете...

Родительское собрание "Играя - развиваем речь"

Родительское собрание "Играя - развиваем речь"...

Родительское собрание Тема: «Развиваем речь ребенка с помощью игры»

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс ра...