Родительское собрание "Играя - развиваем речь"
план-конспект занятия
Родительское собрание "Играя - развиваем речь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка».
Родительское собрание на тему:
«Играя – развиваем речь».
Воспитатель: М.А.Мартынова
Соответствие занимаемой должности.
Жиздра, 2023 – 2024 год.
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
С давних времён и по сей день «Встречают по одёжке, а провожают – по уму», а значит, судят о человеке по уму и по его речи. Недаром говорят в народе:
«Мал язык, да всем телом владеет» или
«Видна птица по перьям, а человек по речам».
Речь – это то, на что мы обращаем внимание при знакомстве с человеком после внешности, и то, что мы сами стараемся продемонстрировать при знакомстве. Очень важно, чтобы речь была она красивой, чистой и правильной, понятной и приятной. От чего же зависит правильная, красивая речь? Как помочь деткам в формировании красивой и правильной речи, мы и будем сегодня разбираться.
Чтобы детство наших детей было счастливым главное место в их жизни должна занимать игра. И наша с вами задача удовлетворить потребность ребенка в игре, потому что играя ребенок учиться и познаёт мир.
Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересно буквально все. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что не остаётся времени на своего ребенка. И все же мы уверенны, что необходимо находить время и возможность для того чтобы пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним и чему - то научить. Сегодня мы предлагаем провести нашу встречу не совсем обычно – мы познакомим вас с играми, способствующими развитию речи детей дома, на улице, за занятиями повседневной работой.
Но для начала хотелось бы вам рассказать о том, как развивается речь наших детей на протяжении четвертого года жизни. Хорошо развитая речь способствует успешному развитию ребенка и дальнейшему успешному обучению в школе. Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, так как неисправленный во время речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе. Ребенок становиться замкнутым, раздражительным.
Существует ряд факторов от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факторы?
- это эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста;
- это общение ребенка со сверстниками;
- это строение артикуляционного аппарата;
- это речь взрослых - которая выступает, как образец для детей;
- это развитие мелкой моторики;
- это регулярное чтение детям художественной литературы;
- это игры ребенка со взрослыми и сверстниками.
Все эти факторы влияют на развитие речи ребенка.
Работая с детьми четырёх - пяти лет Воспитатели в саду обращают внимание на формирование следующих сторон речи:
- формирование звуковой культуры речи;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи (умения рассказывать, пересказывать, описывать);
- развитие выразительности речи.
К концу пятого года жизни
- дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
- начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
- значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами - обобщениями.
- грубых аграмматизмов в речи нет, но возможны ошибки при построении сложных предложений.
- звукопроизношение полностью нормализовалось.
- появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов.
- дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и беспокоит то, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других еѐ качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Ведущая роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста принадлежит взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома.
Перед вами изображен ребенок, с которым нам с вами предстоит большая совместная работа. И чтобы наш ребенок обладал красивой правильной речью нам нужно знать некоторые «Секреты красивой речи». Наша задача раскрыть все секреты красивой и правильной речи.
1. Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Поэтому окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы должны побуждать их отвечать полным предложением, не коверкая слова. При общении избегайте «сюсюканья». Пусть ребенок говорит «кися», и «хрюша», но родители должны говорить «кошка» и «свинья». Не «тётя», а «воспитатель» или «Мария Алексеевна». Чаще разговаривайте с ребенком, ваше с ним общение – основной тренажер для развития речи.
Какие же игры вы можете предложить ребенку, отправляясь в детский сад или в магазин?
- «Какой? Какая? Какие?»
Зима какая? (холодная, белая, снежная, мягкая, морозная, лютая)
Снег какой? (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
Ветер какой? (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий, ледяной и т.д.)
Елка какая? (зеленая, красивая, колючая, высокая, стройная, нарядная и т.д.)
«Назови ласково»
Мяч, сказка, рука, мама, брат, снег, зима, ветер, песок и т.д.
Игра «Назови слова-родственники»
Вы бросаете мяч ребенку, задавая вопросы. Он должен назвать родственное слово к слову «дом». Если затрудняется, то бросает мяч обратно вам и т.д.
- А где живет человек? (В доме)
- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
- О большом доме? (домище)
- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)
- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)
- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)
2. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. А кто знает, что к ним относится? К органам артикуляции относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, твердое небо и небный язычок. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем Зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».
«Часики» Рот открыт. Кончик языка попеременно дотрагивается до уголков рта. Выполнять 5-6 раз.
Время-времечко бежит,
Зайка за времечком следит.
Шепчут часики вот так:
«Тик-так, Тик-так!»
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю и нижнюю губу.
Любишь, ты дружок, варенье?
Сделай это упражнение.
А теперь скажите, какие у вас ощущения? - Это хорошо, мы заставили все наши лицевые и артикуляционные мышцы работать! Итак, какой же второй секрет, красивой речи? Правильно, артикуляционная гимнастика.
3. Мы с вами знаем, что развитие мелкой моторики рук и развитие речи тесно связаны. Какие упражнения на развитие мелкой моторики рук вы знаете? Правильно, но к ним относятся не только игры с пазлами, крупой, шнуровками, но и игры в которых речь сочетается с движениями рук.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку).
«Еж и кошка» (упражнение с массажным мячиком):
Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе).
(упражнение с карандашом)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
4. Чтобы научиться правильно произносить звуки и слова, ребенок должен их, прежде всего, слышать. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза – коса", "дом – том", "бочка – почка" и др.
Давайте поиграем в игру, в которую можно играть с ребенком по дороге домой.
«Поймай слово». Поймай слово, которое начинается со звука С.
Есть ещё одна игра, нужно исправить ошибки, друзья.
Сладко спит в берлоге… миСка (миШка).
На столе с салатом… миШка (миСка).
В поле землю я… паСу (паШу).
На лугах коров… паШу (паСу).
С другом мы играли в… Чашки (Шашки).
Пили чай из белой… Шашки (Чашки).
Вылезла из норки… Шишка (Мышка).
На неё упала… Мышка (Шишка).
«Маленький – большой».
Если ты слышишь «маленький» (мягкий) звук – хлопаешь в ладоши, если «большой» (твердый) – поднимаешь руку вверх.
Мама, мяч, нога, небо, зима, заяц, дом, день.
5. Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Известно, что грамматический строй — это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, дети научатся в игровой форме правильно изменять слова по падежам, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, иными словами с помощью игр можно развивать грамматический строй речи, а также обогащать словарный запас.
Игра «Один-много».
Мы волшебники немного:
Был один, а станет много.
Я буду вам бросать мяч, называя имена существительные в единственном числе. А вы бросаете мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например: стол – столы.
Игра «Веселый счет».
Бросаю мяч и говорю «Один мяч», а ты мне отвечаешь «Пять мячей» и т.д.
Чьи эти вещи?
Нам нужно узнать, чьи это вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины и разложить их рядом с ними». Вы спрашиваете: «Чья это вещь?» — а ответ может быть таким: «Этот портфель — Машин». Предметы: газета, очки, зонт, игрушка, кружка и т.д.
Правильно, развитие лексико-грамматической стороны речи.
6. Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.
Что же обозначает понятие «связная речь»? Связная речь - это последовательный и логически связный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми.
Надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого родителям и воспитателям необходимо совместить три важных компонента: общение, игру и обучение. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них, читайте, а затем обсуждайте прочитанные книги.
Игра «Магазин игрушек».
У вас на столе стоят игрушки. Вы будете «продавать» нам игрушку не называя ее, а описывая. «Я продам тебе игрушку, которая ... ». Если мы отгадаем, должны заплатить за нее вежливым словом и комплиментом.
Кто кем был?
Вы называете предмет или животное, а ребёнок, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. Например: лошадь была жеребенком,
Яблоня – семечком, дуб – желудем, дом – кирпичом, хлеб – мукой, рыба – икринкой, рубашка – тканью, бабочка – гусеницей.
Заключение.
Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, предлагаю вам памятки, в которых представлены игры для занятий с детьми дома.
Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, но нам не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить.
В заключение нашей встречи хочется выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, пригодилось в процессе общения с ребенком дома, помогло сделать речь детей красивой.
Проведение артикуляционной гимнастики
Правильная речь взрослого
Развитие мелкой моторики рук
Развитие фонематического слуха
Развитие связной речи
Формирование грамматического строя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Развиваем речь детей младшего возраста"
В данной консультации родители познакомятся с речевыми особенностями детей младшего дошкольного возраста...
Родительское собрание "Развиваем речь ребенка"
Развиваем речь ребенка...
Родительское собрание "Развиваем речь ребёнка"
Конспект родительского собрания....
Родительское собрание "Развиваем речь ребёнка дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы Родительское собрание на тему:"Развиваем речь ребён...
Конспект родительского собрания “Развиваем речь детей в условиях детского сада и семьи”
Продолжать знакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....
Родительское собрание "Развиваем речь детей в старшей группе"
Конспект родительского собрания для детей старшей группы...
Родительское собрание «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ 3 – 4 лет»
Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем б...