Выступление на родительском собрании: Как развивать речь детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме

Михалева Людмила Ивановна

Как развивать речь детей
 дошкольного  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._rech.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Логопед МДОУ БЦРР  д/с № 11 Михалёва Л.И.

Речь состоит и нескольких компонентов.

I. Фонетический строй (произношение).

II. Фонематическая сторона:

  1. фонематический слух (способность слышать и адекватно воспринимать звуки языка);
  2. фонематическое восприятие (способность адекватно воспринимать звуковой состав слова и соотносить звуковой образ слова с его лексическим значением);
  3. фонематическое представление (способность сохранять в слуховой памяти звуковой образ слова и правильно воспроизводить его без опоры на слух).

III. Словарь (лексический запас) – количество лексических единиц, понимаемых и употребляемых ребёнком.

IV. Связная речь:

  1. Фраза (умение строить развёрнутую, правильно оформленную стилистически и грамматически фразу);
  2. Собственно связная речь (умение полно, последовательно и точно излагать свои мысли или текст).

Все эти компоненты формируются не одновременно, а постепенно (последовательность данная).

        Формирование речи заканчивается к 5-ти годам.

Над чем работать в этот период.

1. Артикуляционную гимнастику (учить владеть своим речевым аппаратом

        1.1. открыть ротик, подержи спокойно, закрой, губы мягкие;

        1.2. сожми губки крепко (баба Яга), мы сердитые, потрогай губки свои;

        1.3. улыбнись (Василиса Прекрасная), губки не напряжены, мягкие.

2. Формируем слуховое восприятие:

        Даём ребёнку слушать звонкие, яркие, насыщенные звуки. Описываем этот звук:

р:          а). Дверь скрипит.

        б). Хорошо иметь магнитофон (пение птиц, пароход, паровоз, …)

        в). Позднее можно давать задание на узнавание звуков с закрытыми глазами.

        г). Машенька и Медведь. На кого похож этот звук?

        д). Музыкальные инструменты

                - дудочка звучит так, а барабан так.

                Закрой глазки и узнай.

                - далее 3 инструмента.

        Нарисуй цветом звук.

        е). Формирование понятия: громко, тихо.

        - Скажи громко. Скажи тихо.

        - Убегаем в Тихое царство (уголок)

        Будем разговаривать тихо.

        Музыка тихая.

        - Убегаем в громкое царство.

        Нам хочется бегать, мы возбуждённые. Ротики открыты, мы говорим громко.

        ж). Формирование понятия: высокий, низкий.

        р: Кто высоким голосом пищит?

        Когда мы говорим высоким голосом, нам хочется подняться высоко-высоко, всё выше и выше.

        Кто говорит низким звуком? Медведь.

        Когда мы говорим низким голосом, нам хочется сесть, мы опускаемся всё ниже и ниже.

        з). Переходим к звуку человеческого голоса.

        р: - Берём голос взрослого мужчины и ребёнка.

        Я – великан.

        Я – мальчик с пальчик.

        Записать стишок. Вот говорит дядя, а вот ребёнок. Узнай кто говорит.

        - Тётя и дядя. Узнай, кто говорит?

        Какого он цвета? (                                      )

        Дядя говорит низким голосом, а тётя высоким.

        и). Голоса мальчика и девочки.

        Послушайте: это голос мальчика, а это – девочки.

        к). Голоса детей своей группы.

        Произносим фразу: на небе светит солнышко.

        Вот, послушайте, как говорит Славик, а как Леночка. Теперь закройте глаза. … Кто сейчас сказал фразу? А теперь?

        Так постепенно меняем пары детей всей группы. А потом играем в «Колечко».

        Логопед раздал колечко. Закройте глазки. Скажи у кого колечко («У меня колечко»). Откройте глаза, кто (у кого колечко?) сазал?

        л). р: Мы с вами разговариваем, т.е. произносим разные звуки

        - Послушайте какой звук я произнесла (закрыться ширмой). Какой звук? А. Правильно.

        Губки двигаются? Нет.

        Язычок двигается? Нет.

А как же я произнесла его?

Голосом.

Посмотрите (потрогайте ручкой) где живёт голос наш. Вот это его домик.

        А теперь произнесём этот (А) звук без голоса.

        Какой звук получился? Тихий.

        Почему? Голос наш не работал. Так аналогично прослушать все гласные звуки. При этом показать (дать в руки) букву эту.

        Когда все звуки выучили, найди картиночку звука, который я произнесла (поднимите).

        м). Сливаем в два звука.

        р: АУ

        Цель на этом этапе:

  1. Мир состоит из звуков. Научить различать звуки по высоте, силе, тембру.
  2. Научить пользоваться речедвигательным аппаратом и голосовыми связками.
  3. Формировать слуховое восприятие, память.
  4. Развивать образное мышление, логическое; умение сравнивать, сопоставлять.

Фонематическая работа

  1. Работа над слоговым составом слова.
  2. Над формированием фонематического слуха.

(1) Основывается работа на ритмическом рисунке слова.

Начинаем с односложной структуры (дом, мак, суп, дым, …)

Послушайте: Лук. Сколько раз хлопнули? Один.

А теперь: морковка? Много.

Это длинное слово. Есть слова длинные (много хлопков) и короткие (один хлопок).

Начертите только  те слова, которые короткие: суп, молоко, дом, мак, корова, велосипед.  -, -, -,

Картинки.

Покажите короткие слова.

Покажите длинные слова.

Разложи длинные и короткие слова.

Двусложные слова.

Сколько раз хлопнули? ( Раз. два)

Начертим   _ _,

Лапа – сколько?  Два.

Начертим.   _ _, _ _,

Дом. Сколько? Один.

Начертим _ _, _ _, _,

Трёхсложные слова.

Аналогичная работа. (Говорить лучше скандировано)

а). молоко                                б). ка-ран-даш

     лопата                                      са-мо-лёт

                                                      кар-то-фель

Мешок. Персонаж – Звукоедик.

а). Я приготовила картинку. Это слово. Но Звукоедик съедает части слова.

Ва-за        Сколько частей?

                Какая первая?

                Какая вторая?

Запишите схему.                 _ _

Звукоедик съел вторую часть этого слова. Назови эту часть. (ЗА)

б). ГИ  НО  Звукоедик переставил местами части слова

        Это ГИ.

        Это НО.

        Переставьте местами. Какое слово получилось?

(2). Анализ изолированных звуков.

а). Найди картинку, которую начинает звук А, У, О, И, …

б). Определить наличие или отсутствие заданного звука в ряду.

пр. Игра «Поймай звук».

        Игра «Подними фишку».

в). Определить наличие или отсутствие заданного звука в слогах.

г). Определить наличие или отсутствие заданного звука в словах.

Формирование фонематических процессов

  1. Фонематический слух.
  2. Фонематическое восприятие.
  3. Фонематическое представление.

Даём в руки зеркало и наблюдаем за язычком, губами, …

Живые существа издают звуки, мы говорим.

р.                На грядке растёт лук.

                Придумай предложение.

                Составь схему.

                Сколько слов в предложении.

                Какое первое слово?

                Какое второе слово?

                Какое последнее слово?

                Сколько частей в слове МАК?

                Нарисуем схему.

        Давайте пропоём и посмотрим на себя в зеркало.  МММАААККК.

        Сначала наши губы сомкнуты плотно, язычок спокойно лежит. Потом наш ротик открываем и произносим другой звук. А потом появляется такой взрывной звук

        Мы произносим звуки.

        Значит слово состоит из звуков.

        Из чего состоит слово?

        Нарисуем схему.

        А сейчас сколько звуков я произнесу?  У-У-У-У  (один)

        Нарисуйте схему.

        А теперь послушайте, сколько звуков  УУУУММММ (два).

        Нарисуйте.

        А теперь? УУУМММААА (три)

        Нарисуй.

        Теперь послушайте внимательно и нарисуйте столько кружочков, сколько услышите звуков. А   У   М   АМ    АМХ

Звук ААА – ротик свободен.

А для произношения звука МММ губки нам мешают, препятствуют. Что-то мешается.

        Те звуки, которые свободно выходят, выливаются АА, ОО, УУ, ИИ – это гласные яркие, мощные, солнечные, свободные звуки.

        Слого-звуковые схемы.

Здесь начинаем работать с разрезной азбукой.

Слушаем, ААА.

Какой звук?

А теперь послушайте слово и скажите какой здесь гласный звук? МАААК? (мА)

Ну кА посмотри на себя в зеркало, что сначала делают губки? (смыкаются).

Значит это не гласный звук.

Давайте начертим схему.

Теперь послушайте другое слово РАААК. Какой здесь гласный звук?

Начертите.

Аналогично: стол, стул, бант, бок, лист.

Диктант.

Далее работаем с двусложными словами. аналогично: рыба, кот, кино, дым, ваза, дом, вата, …

6 з. Работа с трёхсложными словами. (Кукушка, бумага, сухари, рубашка) – только эти слова.

7 з. Гласные второго ряда.

        Послушай слово: ЯМА

Нарисуй схему

Какие гласные вы услышали? (А)

Нарисуем.

А какой первый звук? (Я)

Нарисуем.

Рассказать о сказке (о дружбе й.а, спотыкашечка).

8 з. Ударение.

Сказку рассказываем.

Давайте позовём: козаа.

А много: коозы.

Какой звук ударный? (А)

Нарисуем.

Аналогично 2-3 слова.

Провокационные задания. Незнайка пришёл  РУКА, ХОЧУ.

9 з. а). Работа с трёхсложными словами (магазин, заплатит, рубаха). Здесь работаем и над культурой речи.

б). Схемы: ваза ( -  - ), рука -  -

Налетел ветер и перенёс ударение. Прочитайте.

Как правильно?

Начертите.

в). зубы,  нора,   рыба.

Посмотрите на картинки и на схемы для этих слов. Что правильно, где ошибка?

10 з. Согласные

Ещё раз уточняем различия между гласными и другими звуками. И называем это – согласные. И рисовать будем их синим цветом. Их труднопроизносить, там мешают губы, зубы и т.д.

Звуковые диктанты:

а). Я произношу, а вы обозначте.  АУМОР

Я произнесу два звука, вы послушайте, как они звучат. МА.

Нарисуем. (ставим запятую)

ОМЛ

11 з. Мягкие согласные

а). Медведь поёт песенку ЛА-ЛО-ЛА

Начертим.

А маленький мишутка прибежал и начал петь ля-ля-ля.

Начертим.

Посмотрите на схемы. Одинаковые? (Да) Но звучат то песенки по разному. Послушайте: ЛА_ЛА_ЛА – сердитая песенка, грубая.

ля-ля-ля – добрая, ласковая, мягкий.

Как же будем обозначать?

Мягенький как зелёная травка. Так и будем рисовать зелёным цветом.

Аналогично другие слоги и односложные слова.

Кот, лев и конь пришли заселяться в новый дом.

12 з. Лис. Начертите.

Я сейчас это слово превращу в другое слово. Послушайте ЛИСТ.

Что произошло?

Животное превратилось в листочек. Как это получилось?

Прибавим ещё один звук. Какой?

Нарисуем.

(пар – парк                вол – волк                сор – сорт

шар – шарф                пол – полк                сто – стол)

РОТ Нарисуем.

Покажите, где рот. А теперь я превращу его в животное КРОТ.

Что изменилось?

Что (какой звук) добавили?

Куда?

Начертите.

(лён – клён                лей – клей

кот – скот                мел – смел)

13 з. Далее по системе 5, 6, 7.

(кинул – скинул – вскинул

ходил – сходил – всходил

рыл – скрыл – вскрыл)

(нёс – внёс – снёс

рыл – врыл – срыл

вёл – свёл – ввёл

лез – слез – влез)

(сор – спор

ком – корм).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий организационного родительского собрания в средней группе детей дошкольного возраста

Данный материал может послужить опорой при организации родительского собрания.....

Презентация к родительскому собранию "Особенности развития речи детей раннего возраста"

Материал раскрывает основные особенности речевого развития детей раннего возраста....

Выступление на родительском собрании по теме: " Гигиена детей дошкольного возраста"

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию....

выступление на родительском собрании " Особенности развития речи детей 5-6 лет"

quot;Особенности развития речи 5 – 6 лет"Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада...