Родительское собрание "Играя - развиваем речь"
методическая разработка (младшая группа)
Родительское собрание "Играя - развиваем речь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Плана-конспекта родительского собрания на тему:
«Играя – развиваем речь».
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад №4
Пачурина Елена Владимировна
г.Павлово
Павловский район
2021г.
«Играя – развиваем речь»
Форма: «Круглый стол» (с элементами практикума).
Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи детей через дидактические игры.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего возраста, методами и приемами ее развития.
- Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность
- Пробудить интерес родителей к созданию собственных
дидактических игр по развитию речи детей раннего возраста.
- Содействовать сплочению родительского сообщества
Средства:
1. Мультимедийная система.
2.Картинка - солнышко.
3. Фотографии детей.
4.Дидактические игры.
5.Памятки.
6.Карандаши.
7.Цветные ленты
8.Ножницы
Способы активизации родителей:
1.Игра.
2.Просмотр презентации.
3.Дискуссия.
4.Анализ собственного опыта
5.Работа в группах.
6.Игротека.
Предварительная работа:
1.Изготовление приглашений.
2.Выставка дидактических игр, изготовленных родителями.
3.Выставка педагогической литературы по данной теме.
4.Подготовка презентации «Мудрые мысли».
5.Подготовить памятку «Развитие речи ребенка 2-3 лет»
6.Подготовить разные виды дидактических игр.
План родительского собрания:
I. Организационный момент.
1. Игра «Солнышко».
2. Введение в проблему.
II. Основная часть.
1.Теоретическая часть
а) Игра «Вопрос - ответ»
б) Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
в) Просмотр презентации «Мудрые мысли».
2.Практическая часть
а) Игротека «Давайте поиграем» (дидактические игры по развитию речи)
б) Анализ собственного опыта «Ты мне, я тебе».
в) Изготовление дидактической игры «Чудо – дерево»
г) Работа с памятками: «Развитие речи ребенка 2-3 лет».
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
2.Решения родительского собрания
3. Рефлексия «Рисунок дня».
Форма проведения: семинар - практикум
Ход собрания.
Здравствуйте, дорогие родители! Приветствуем вас в стенах нашего дошкольного учреждения! Сегодня состоится очень ответственное мероприятие – родительское собрание. Эта встреча послужит
продолжением нашего дальнейшего плодотворного сотрудничества. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети, родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, что я умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломиться одна ножка? Он упадет! Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших процессов человека – речи. Тема собрания: «Играя – развиваем речь».
А сейчас я вам предлагаю поиграть.
1.Игра «Солнышко»
Цель: Сплочение родительского сообщества, снятие эмоционального напряжения.
Родители и воспитатель становятся в круг. У каждого на груди – бейджик с именем и отчеством. В руках у воспитателя - картинка солнышко.
Воспитатель: «Я рада видеть всех вас и вас (И.О.) (поворачивается к соседке слева, передает ей солнышко). Передавая игрушку, родитель обращается, к стоящему рядом, с такими же словами и т.д. Солнышко передается по кругу и возвращается к воспитателю.
2. Введение в проблему.
Цель: Обогащение представлений родителей о проблеме по развитию речи детей.
Проблема многих детей - это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Не секрет, что родители в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
II. Основная часть
а) Игра «Вопрос – ответ»
Цель: Получение информации от родителей по вопросам развития речи детей.
А сейчас я предлагаю вам ответить на мои вопросы:
- Поднимите руку те родители, которые считают, что их ребенок говорит в соответствии с возрастными возможностями.
Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
-Предлагаю поднять руку тем, кто дома играет с детьми в игры, которые способствуют развитию речи.
- Как часто занимаетесь с ребенком развитием речи в домашних условиях?
каждый день по возможности по выходным
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как можно развивать речь ребенка 2-3 лет.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
б)Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
Цель: Информирование родителей о видах дидактических игр.
Речь – форма общения. Наша задача — помочь детям развивать речь.
Основные задачи речевого развития детей:
- Овладение нормами и правилами родного языка
- Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться)
Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослым.
Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
Игры с предметами: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
В играх с предметами мы используем игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно печатные игры: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – развивать у детей логическое мышление и умение составлять целый предмет из отдельных частей.
Словесные игры: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших группах игры со словом направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных учреждениях, где оно приобретает важное значение.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность:
- обогащать и закреплять словарь,
- формировать грамматические категории,
- развивать связную речь,
- расширять знания об окружающем мире,
- развивать словесное творчество,
- развивать коммуникативные навыки.
в)Показ презентации «Мудрые мысли»
Цель: Акцентирование внимания родителей на значимости проблемы авторитетным мнением.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
2. Практическая часть
а) Игротека «Давайте поиграем» (дидактические игры по развитию речи)
Цель: Развитие интереса родителей к дидактическим играм.
Родителям предлагается разделиться на три группы, каждая группа знакомит со своей дидактической игрой, которую родители сделали своими руками.
(Родители делятся опытом: что у них хорошо получается и на что необходимо обратить внимание)
б) Анализ собственного опыта «Ты мне, я тебе».
Цель: Включение родителей в обсуждение темы, формирование умения анализировать факты, опираясь на свой опыт.
Родителям предлагается обсудить увиденное и поделиться своим опытом.
в)Изготовление дидактической игры «Чудо – дерево»
Цель: Пробуждение интереса родителей к созданию собственных
дидактических игр вместе с детьми дома.
Родителям предлагается вырезать фотографию своего ребенка и прикрепить на дерево.
3.Работа с памятками: «Развитие речи ребенка 2-3 лет».
Цель: Повышение компетентности родителей по обсуждаемому вопросу.
- На ваших столах памятки. Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?
III. Заключительная часть.
Подведение итогов собрания.
Сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям овладеть навыками общения через их основной вид деятельности - игру.
Решения родительского собрания
1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, играя в словесные, настольные игры, игры с предметами.
2.Принимать активное участие в работе детского сада по развитию речи детей.
Рефлексия: «Рисунок дня».
Цель: Свободное выражение своих чувств на бумаге и вербально.
- Прошу вас оценить нашу встречу. Выразить свое отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, поясняя, при необходимости, его смысл.
Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Развиваем речь детей младшего возраста"
В данной консультации родители познакомятся с речевыми особенностями детей младшего дошкольного возраста...
Родительское собрание "Развиваем речь ребенка"
Развиваем речь ребенка...
Родительское собрание "Развиваем речь ребёнка"
Конспект родительского собрания....
Родительское собрание "Развиваем речь ребёнка дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы Родительское собрание на тему:"Развиваем речь ребён...
Конспект родительского собрания “Развиваем речь детей в условиях детского сада и семьи”
Продолжать знакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....
Родительское собрание "Развиваем речь детей в старшей группе"
Конспект родительского собрания для детей старшей группы...
Родительское собрание «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ 3 – 4 лет»
Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем б...