Родительское собрание "Играя - развиваем речь"
методическая разработка (младшая группа)

Родительское собрание "Играя - развиваем речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Плана-конспекта родительского собрания на тему:

«Играя – развиваем речь».

Выполнила: воспитатель

 первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад №4

Пачурина Елена Владимировна

г.Павлово

Павловский район

2021г.

«Играя – развиваем речь»

Форма: «Круглый стол» (с элементами практикума).

Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи детей через дидактические игры.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего возраста, методами и приемами ее развития.
  • Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность
  • Пробудить интерес родителей к созданию собственных

      дидактических игр по развитию речи  детей раннего возраста.

  • Содействовать сплочению родительского сообщества

 Средства:

1. Мультимедийная система.

2.Картинка - солнышко.

3. Фотографии детей.

4.Дидактические игры.

5.Памятки.

6.Карандаши.

7.Цветные ленты

8.Ножницы

Способы активизации родителей:

1.Игра.

2.Просмотр презентации.

3.Дискуссия.

4.Анализ собственного опыта

5.Работа в группах.

6.Игротека.

Предварительная работа:

1.Изготовление приглашений.

2.Выставка дидактических игр, изготовленных родителями.

3.Выставка педагогической литературы по данной теме.

4.Подготовка презентации «Мудрые мысли».

5.Подготовить памятку «Развитие речи ребенка 2-3 лет»

6.Подготовить разные виды дидактических игр.

План родительского собрания:

I. Организационный момент.

1. Игра «Солнышко».

2. Введение в проблему.

II. Основная часть.

1.Теоретическая часть

а) Игра «Вопрос - ответ»

б) Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»

в) Просмотр презентации «Мудрые мысли».

2.Практическая часть

а) Игротека «Давайте поиграем» (дидактические игры по развитию речи)

б) Анализ собственного опыта «Ты мне, я тебе».

в) Изготовление дидактической игры «Чудо – дерево»

г) Работа с памятками: «Развитие речи ребенка 2-3 лет».

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

2.Решения родительского собрания

3. Рефлексия «Рисунок дня».

Форма проведения: семинар - практикум

Ход собрания.

 Здравствуйте, дорогие родители! Приветствуем вас в стенах нашего дошкольного учреждения! Сегодня состоится очень ответственное мероприятие –  родительское собрание. Эта встреча послужит

продолжением нашего дальнейшего плодотворного сотрудничества. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети, родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, что я умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломиться одна ножка? Он упадет! Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня наш разговор  о развитии одного из важнейших процессов человека – речи. Тема собрания: «Играя – развиваем речь».

А сейчас я вам предлагаю поиграть.

1.Игра «Солнышко»

Цель: Сплочение родительского сообщества, снятие эмоционального напряжения.

Родители и воспитатель становятся в круг. У каждого на груди – бейджик с именем и отчеством. В руках у воспитателя - картинка солнышко.

Воспитатель: «Я рада видеть всех вас и вас (И.О.)  (поворачивается к соседке слева, передает ей солнышко). Передавая игрушку, родитель обращается, к стоящему рядом, с такими же словами и т.д. Солнышко передается по кругу и возвращается к воспитателю.

2. Введение в проблему.

Цель: Обогащение представлений родителей о проблеме по развитию речи детей.

Проблема многих детей - это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Не секрет, что родители в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

II. Основная часть

а) Игра «Вопрос – ответ»

Цель: Получение информации от родителей по вопросам развития речи детей.

А сейчас я предлагаю вам ответить на мои вопросы:

- Поднимите руку те родители, которые считают, что их ребенок говорит в соответствии с возрастными возможностями.

Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.

 -Предлагаю поднять руку тем, кто дома играет с детьми в игры, которые способствуют развитию речи.

- Как часто занимаетесь с ребенком развитием речи в домашних условиях?                                                                

 каждый день                                                                                                                      по возможности                                                                                                                         по выходным

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как можно развивать речь ребенка 2-3 лет.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

б)Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»

Цель: Информирование родителей о видах дидактических игр.

Речь – форма общения. Наша задача — помочь детям развивать речь. 

Основные задачи речевого развития детей:

  • Овладение нормами и правилами родного языка
  • Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться)

Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослым.

 Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)

В играх с предметами мы используем игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.

Настольно печатные игры: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – развивать у детей логическое мышление и умение составлять целый предмет из отдельных частей.

Словесные игры: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

В младших группах игры со словом направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. 

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для  ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных учреждениях, где оно приобретает важное значение.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной  деятельности.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность:

- обогащать и закреплять словарь,

- формировать грамматические категории,

- развивать связную речь,

- расширять знания об окружающем мире,

- развивать словесное творчество,

- развивать коммуникативные навыки.

в)Показ презентации «Мудрые мысли»

Цель: Акцентирование внимания родителей на значимости проблемы авторитетным мнением.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

 2. Практическая часть

а) Игротека «Давайте поиграем» (дидактические игры по развитию речи)

Цель: Развитие интереса  родителей к дидактическим играм.

Родителям предлагается разделиться на три группы, каждая группа знакомит со своей дидактической игрой, которую родители сделали своими руками.

(Родители делятся опытом: что у них хорошо получается и на что необходимо обратить внимание)

б) Анализ собственного опыта «Ты мне, я тебе».

Цель: Включение родителей в обсуждение темы, формирование умения  анализировать факты, опираясь на свой опыт.

Родителям предлагается обсудить увиденное и поделиться своим опытом.

в)Изготовление дидактической игры «Чудо – дерево»

Цель: Пробуждение интереса родителей к созданию собственных

       дидактических игр вместе с детьми дома.

Родителям предлагается вырезать фотографию своего ребенка и прикрепить на дерево.

3.Работа с памятками: «Развитие речи ребенка 2-3 лет».

Цель: Повышение компетентности родителей по обсуждаемому вопросу.

- На ваших столах памятки. Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?

III. Заключительная часть.

 Подведение итогов собрания.

Сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям овладеть навыками общения через их основной вид деятельности - игру.

Решения родительского собрания

1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, играя в словесные, настольные игры, игры с предметами.

2.Принимать активное участие в работе детского сада по развитию речи детей.

Рефлексия: «Рисунок дня».

Цель: Свободное выражение своих чувств на бумаге и вербально.

  - Прошу вас оценить нашу встречу. Выразить свое отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, поясняя, при необходимости, его смысл.

Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Развиваем речь детей младшего возраста"

В данной консультации родители  познакомятся с речевыми особенностями детей младшего дошкольного возраста...

Родительское собрание "Развиваем речь ребёнка"

Конспект родительского собрания....

Родительское собрание "Развиваем речь ребёнка дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы   Родительское собрание на тему:"Развиваем речь ребён...

Конспект родительского собрания “Развиваем речь детей в условиях детского сада и семьи”

Продолжать знакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....

Родительское собрание "Развиваем речь детей в старшей группе"

Конспект родительского собрания для детей старшей группы...

Родительское собрание «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ 3 – 4 лет»

Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем б...