"Формирование основ безопасного поведения у дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_bezopasnogo_povedeniya.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в соответствии ФОП ДО». Акуленко Татьяна Дмитриевна

ГБДОУ детский сад №1

Выборгского района Санкт-Петербурга

Одной из основных задач развития в области социально-коммуникативного развития в соответствии с ФОП ДО – является воспитание дошкольников в области формирования безопасного поведения. Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка - дать элементарные знания основ безопасности. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является одним из направлений области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО, призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной. Выделяются следующие показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности: -знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); - умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира; - отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности) Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Так что же такое модель и моделирование?

Моделирование в ОБЖ – это совместная деятельность воспитателя и

дошкольника, направленная на создание и использование моделей, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы, способствует запоминанию полученной информации, является обобщённым отражением знаний. Под моделированием понимается процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели, с целью понять различные стратегии поведения в ней. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Это важно для накопления опыта безопасного поведения. Смоделированные ситуации позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности). Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда).

 Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны,

при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с

некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной

внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность

представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой», а молодые, хорошо

одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Моделирование таких ситуаций, как «Незнакомка на игровой площадке», «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учит детей действовать в подобной ситуации. Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть или смоделировать разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. Когда у детей накопится достаточное количество знаний о данной теме, с детьми подготовительной к школе группы можно использовать моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать? подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуации дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Моделирование, проигрывание ситуаций, а также элементы поисково- исследовательской деятельности делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

 Работа по формированию ОБЖ проводится в тесном сотрудничестве с родителями. Основные формы взаимодействия с семьёй: - организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; - открытые просмотры образовательной деятельности, тематические видеофильмы; - организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.)  - проведение консультаций, семинары, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых; -вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования. - инновационные методы работы - метод проектной деятельности. (включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели). Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурнооздоровительную, музыкально - ритмическую). Эффективные формы работы с детьми: - комплексные занятия; - беседы; - ознакомление с художественной литературой; - беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам; - развлечения, досуги; - игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые); - экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка; - наблюдения; - эксперименты и опыты; - игровые тренинги; - «минутки безопасности»; - моделирование заданных ситуаций. Программа по ОБЖ включает 6 основных направлений: 1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми. 2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы. 3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей. 4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи. 5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций. 6. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения. Начиная со второй младшей группы в задачи ФОП ОП внесены изменения по формированию безопасного использования бытовых предметов и гаджетов, исключая практическое использование электронных средств обучения. В средних группах уже формируют представления о правилах безопасного использования

электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и прочее, исключая практическое использование электронных средств обучения. В старших и подготовительных группах знакомят с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования. Актуальностью изменений является воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет, знакомство дошкольников с основными правилами безопасного использования интернета.

 К сожалению, появились еще такие направления, как «Поведение во время обстрела», а также «Действия при обнаружении взрывных устройств и других взрывоопасных предметов». Данная информация доводится не только до детей, но и регулярно до всех сотрудников и родителей. Это памятки, консультации и рекомендации, инструктажи, размещение материалов на официальном сайте, группах и сообществах в сети Интернет. С целью формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста во время обстрела, а также возможного нахождения ими взрывоопасных предметов в регионе разработан и апробируется «Блокнот безопасности дошкольника. Дидактический материал по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста во время обстрела, возможного нахождения ими взрывоопасных предметов (для детей 5-7 лет, педагогов, родителей)». Блокнот состоит из трех блоков: Блок 1 «Осторожно опасность!» Блок 2 «Осторожно, обстрел!», Блок 3 «Осторожно, мины!», это издание от БелИРО 2022 г., авторы Н.А. Глазунова, Л.В. Серых, Г.А. Махова, Н.В. Яковлева, Е.А. Мережко, Л.И. Сечина. Включает игровые задания и образовательные ситуации с правилами и инструкциями для взрослых и действиями детей старшего дошкольного возраста. Имеются методические рекомендации по использованию рабочей тетради. Обеспечение безопасности учреждения зависит не только от его оснащенности самыми современными техникой и оборудованием, но прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность, от слаженности совместной работы администрации, педагогов и других сотрудников, от подготовленности детей и работников ДОУ к действиям в чрезвычайных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников...

«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...

Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....

"Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности"

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...

Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...

«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников»

Консультация для воспитателей "Формирование основ безопасного поведения у дошкольников"...