Использование инновационных технологий во взаимодействии с родителями
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_vo_vzaimodeystviis_roditelyami.docx | 13.38 КБ |
Предварительный просмотр:
“Использование инновационных технологий во взаимодействии
с родителями”
Уважаемые педагоги!
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к уровню качества образовательных услуг.
С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Источником инноваций является проблема.
В любом дошкольном образовательном учреждении существует проблема организации взаимодействия с родителями воспитанников. Педагогическая пассивность родителей, непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками.
Несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.
Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду.
Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.
Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования.
Решить проблему инновационно – значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.
Результатами инновационной деятельности является рост профессиональной компетентности педагога и повышение качества образования дошкольников.
С целью решения вышеперечисленных проблем, детским садом и каждым педагогом должна быть разработана система взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающая в себя и традиционные, и инновационные формы работы с родителями.
Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;
- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов:
Принцип сотрудничества,
Принцип открытости,
Принцип стимулирования и поддержки семьи,
Принцип обратной связи,
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Примеры новых, инновационных форм работы с семьей представлены далее.
МАМИНА КОЛЛЕКЦИЯ
У большинства родителей есть свои интересы, увлечения с которыми детям любопытно было бы познакомиться. Сегодня в гости к ребятам старшей группы пришла мама Лиды со своей коллекцией ракушек. Ребята увлечённо слушают, задают вопросы ловят каждое слово. Можно вспомнить свои впечатления о море, поделиться с ними со своими друзьями. Приложить ракушку к уху и услышать шум моря. Удивлению и вопросам детей нет конца, обо всём хочется узнать, спросить. Играя с ракушками можно обсудить их цвет, размер, форму, пофантазировать на что они похожи.
Ребята с энтузиазмом пытаются создать свои коллекции. Ведь так увлекательно превращать створки раковин в парусник, цветы, в бабочку.
ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ПАПАМИ
Приход папы в детский сад для сына – это большой праздник. А если ещё папа и играет вместе с его друзьями, то это большая гордость для сына. Вот в гости к ребятам средней группы пришёл папа Жоры. Он увлечённо катает машинки, отвечает на детские вопросы, рассказывает мальчишкам, как важно соблюдать правила дорожного движения.
ДНИ ДОБРЫХ ДЕЛ
Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно - развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
ДЕНЬ ДУБЛЕРА
Это мероприятие является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс.Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Основной целью Дня дублера является просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в детском саду через инновационные формы. Проще говоря, родители в этот день выполняют роль воспитателей.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОУЧИНГ-МЕРОПРИЯТИЯ.
В условиях ограниченного времени, когда родители много работают, у них появляется возможность конфиденциально и оперативно получить от коуча (консультация по телефону или скайпу) решения и ответы на свои вопросы и проблемы Родители получают на каждый свой запрос индивидуальное решение, которое им точно подходит, не теряя времени и денег на поиски знаний в тоннах книгах по воспитанию детей.
Направления коучинга для родителей.
1. Индивидуальные коуч-сессии с родителем.
2. Коучинг семейных пар.
Надо понимать, что коучинг, это не просто консультация. Консультация предназначена для всех. А в коучинге - тему задает сам заинтересованный родитель.
Это своего рода разработанные письменные или устные консультации педагога ОУ. Но именно разработанные, а не простые односложные ответы. У только что поступивших родителей и детей возникает масса проблем с адаптацией. И вот тогда на помощь приходят коучинг-сессии. Родители задают не просто вопрос, а обрисовывают проблему, и педагог индивидуально подходит к решению этой проблемы: подбирает рекомендованную литературу, дает советы ссылаясь на личный опыт или опыт профессиональных психологов, разрабатывает индивидуальную тактику поведения с конкретным ребенком и т.д. Родители не всегда хотят озвучивать свои проблемы в присутствии других людей, поэтому есть альтернативное общение - интернет-переписка, консультация по телефону или в свободное от работы время.
При выборе такой нетрадиционной техники общения, необходимо постоянно поддерживать и улучшать своей педагогический опыт и компетенцию. Нужно быть в курсе всех новых веяний педагогики и психологии, искать и находить пути решения проблем. Это сложная, но интересная работа.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
«Педагогическая лаборатория».
Родительские собрания в такой форме рекомендуется проводить в начале или в конце учебного года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях, проводится анкетирование по теме «Родитель – ребенок – детский сад». Здесь проходит обсуждение либо намеченных, либо уже проведенных мероприятий, подводятся их итоги.
«Аукцион».
Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».
«Семинар – практикум».
На собрании могут выступать воспитатели, родители, педагог-психолог и другие специалисты детского сада. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.
«Душевный разговор».
Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей и установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон. На встречу могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка, предлагаются различные задания для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс».
Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».
«Ток – шоу».
Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий при взаимодействии с родителями в соответствии с ФГОС ДО
Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные техноло...
Мастер – класс «Использование инновационных технологий в продуктивной деятельности и развитие двигательной активности при взаимодействии детей и взрослых»
Цель: Развитие крупной и мелкой моторики у детей в процессе овладения навыками сотрудничества в коллективе.Задачи: 1. Внедрение инновационных технологий2....
Инновационные интерактивные формы взаимодействия с родителями на основе использования ИКТ-технологий
Инновационные формы работы с родителями...
Использование информационных технологий при взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников ДОО
Рассмотрены вопросы использования современных форм взаимодействия ДОО и родителей сприминением информационных технологий...
Консультация для воспитателей на тему "Использование ИКТ технологий во взаимодействии с родителями"
laquo;Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»(Георг Зиммель)...
"Использование инновационных технологий в работе с родителями в ДОУ"
Презениция по теме:"Использование инновационных технологий в работе с родителями в ДОУ"...
Программа перспективного развития профессиональной компетентности на тему: «Использование инновационных технологий как формы взаимодействия с родителями».
Воздействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных орг...