Польза сезонных наблюдений (зима)
консультация

Нургалина Альбина Мухамеяновна

Наступила долгожданная зима. Несмотря на холод, зима дарит детям много радости. Наблюдение - один из значимых познавательных процессов. Так как оно накапливает наиболее значимые сведения о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Но это не так, ведь  именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь  между причиной и следствием. К  тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно,  делают ребенка внимательным и чутким. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Польза сезонных наблюдений (зима).

 

Наступила долгожданная зима. Несмотря на холод, зима дарит детям много радости.

Вся природа очень быстро преобразилась, особенно, если все вокруг покрыто снегом. Дремучий лес стал укрыт белоснежным покрывалом, реки и озера сковал толстый слой льда, совсем исчезли все насекомые, перелетные птицы еще осенью улетели в теплые края. Все эти приметы наступившей зимы понятны для взрослых людей. Дошкольнику необходимо их показать и пронаблюдать вместе с ним.

Самое первое наблюдение, конечно, о том, что изменилось в природе зимой – о приметах зимы. Даже у дошкольника 4-5 лет уже есть опыт и некоторые познания о зимних приметах. Любой дошкольник ответит, что только зимою бывает снег.

Наблюдение - один из значимых познавательных процессов. Так как оно накапливает наиболее значимые сведения о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Но это не так, ведь именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким. Сколько бы ни рассказывали о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки и играя в настольные игры, этого все равно не достаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать.

В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на санках. Но всё же, постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой.

Почему именно зимой выпадает снег? Только зимою на улице очень холодно. Снежинки в туче – замерзшие капельки воды. Летом и весною из дождевой тучи на землю падает дождь - зимою тучи превращаются в снеговые, при низких температурах из туч идет снег. Разрешите своему ребенку взять в руки снежок, чтобы он пронаблюдал, как от его горячей ладошки снег превратится в воду. Вместе с ребенком соберите снег в ведро и принесите его в квартиру. Посмотрите, что через некоторое время снег растает, превратится в воду. Заморозьте эту воду в морозилке, пусть Ваш ребенок увидит, что лед – это тоже вода. Можно добавить в воду ярких гуашевых красок, тогда льдинки станут разноцветными.

Если Вы вышли на прогулку с ребенком во время снегопада, можно увидеть падающие снежинки на одежде или варежке. Расскажите ребенку, что снежинки состоят из шести лучей, они не похожи друг на друга, если на улице мороз, то снег скрипит и хрустит именно потому, что множество лучиков от снежинок ломаются. Дома можете найти фотографии снежинок и показать ребенку. Пусть Ваш ребенок увидит, что все снежинки могут быть разной формы, разного размера, но у каждой по шесть лучиков. Также дома можете изготовить снежинки из бумаги вместе с ребенком. Детям очень нравится работать с бумагой и ножницами, кроме того они учатся вырезать из бумаги, сложенной в два или в четыре раза.

Можно поговорить с ребенком, почему именно зимой бывает холодно.

Когда вы идёте утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей:

-за тем, как идёт снег, как кружатся снежинки, на их форму;

-на зимние деревья;

-что зимой в особом нашем внимании нуждаются зимующие птицы;

-на погоду (Зима приносит холод и метели. Солнце прячется за облаками. Падает снег, накрывая всё вокруг пуховым снежным одеялом. Водоёмы замерзают и покрываются слоем льда.);

- наблюдайте за животными (Животные, также, как и человек, готовятся к зиме с осени: на случай морозов у них есть тёплая шубка из шерсти и меха. Некоторые животные ложатся в спячку до весны, например, медведь, барсук. Некоторые запасаются кормом на всю зиму. Такие животные, как зайцы, лоси, лисы, волки могут раздобыть себе пропитание и зимой.).

Все люди в любое время года надевают определенную одежду, обувают обувь, голову защищают головными уборами. В морозный день можно поговорить с ребенком о зимней одежде, обуви, головных уборах и рассмотреть через окно, во что одеты и обуты на улицах прохожие. Ребенок увидит разницу в одежде и обуви взрослых и детей.

Несомненно, зима – чудесное время для закаливания и спорта. Познакомьте Вашего ребенка с самыми интересными зимними видами спорта, сходите на каток, хоккейный матч, приобщите ребенка к тому, что здоровым и веселым можно быть и когда на улице зима.

При снегопадах на улицах городов можно заметить снегоуборочную технику. Вместе с ребенком понаблюдайте за ее работой, расскажите о пользе снега для растений, а также о помощи этой техники для жизни людей и работы транспорта в городе.

Ваш ребенок наверняка заметил, что зимою дни короче, а ночи длиннее. Вы можете рассказать ему, что осенью Вы возвращались из детского сада и еще светило солнце, а зимою Вы приходите в детский сад и на улице сумерки, уходите из детского сада и на улице тоже сумерки.

Таким образом, даже зимнее время года дает прекрасный материал для наблюдений с Вашим ребенком. Тему наблюдений, их разнообразия, можно продолжать и продолжать с ребенком в любом возрасте. В этом вам помогут ваши фантазии и, конечно ж, желания.

Наблюдайте, узнавайте новое, интересное, сравнивайте и делайте выводы.

Не забудьте дома почитать с малышом книжки, подходящие по теме. Особенно много осенне-зимних историй можно отыскать у В. Бианки. Это "Синичкин календарь", "Где раки зимуют", "Заяц, косач, медведь и Дед мороз", "По следам" и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы, их тоже стоит пересмотреть вместе.

Успешных Вам познавательных прогулок с Вашим ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сезонные наблюдения - первые шаги в экологию (экологическое воспитание и образование дошкольников)

В данной статье представлен подход к экологическому образованию и воспитанию дошкольников, соответствующий Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной ...

Сезонные наблюдения (ранняя осень). Рисование на тему: «Осень в лесу»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Музыка», «Коммуникация».       Виды...

Сезонное наблюдение (Ранняя осень). Рисование на тему "Осень в лесу"

«Познание» (формирования целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация»...

Экология. Сезонные наблюдения. "Лук,лучок"

Проект "Посадили мы лучок"Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.Продолжительность проекта: 3 недели.Актуальность проблемыНе секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей...

Примерный план сезонных наблюдений с детьми за явлениями неживой и объектами живой природы

Примерный план сезонных наблюдений с детьми за явлениями неживой и объектами живой природы...

Методическая разработка по познавательному развитию для второй младшей группы ПРОЕКТ «СЕЗОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА».

Тип проекта: исследовательский проект с элементами творчества.Сроки реализации: проект долгосрочный, 9 месяцев.Участники проектной деятельности: дети младшей группы,Воспитатели, родители воспитанников...

конспект "наблюдение за сезонными наблюдениями"

Формироваь представление об изменениях в природе....