Методическая разработка по познавательному развитию для второй младшей группы ПРОЕКТ «СЕЗОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА».
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Тип проекта: исследовательский проект с элементами творчества.
Сроки реализации: проект долгосрочный, 9 месяцев.
Участники проектной деятельности: дети младшей группы,
Воспитатели, родители воспитанников.
Объект исследования: деревья.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Проблема исследования: в начале года с детьми младшей группы проводился анализ познавательного развития, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой, дети не знают названия деревьев, растущих на территории детского сада. У детей недостаточно развито чувство заботы к объектам природы. Некоторые дети рвали листочки у деревьев, ломали веточки.
Любовь к природе – это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Именно поэтому на данном возрастном этапе важно формировать у детей первоначальные представления о живых объектах, развивать элементарные умения правильно взаимодействовать с растениями, формировать представления о зависимости сезонных изменений в природе и стадий жизненного цикла растений.
Таким образом, мы решили реализовать проект «Сезонные наблюдения за деревьями нашего детского сада». Это позволит расширить и углубить интерес и знания детей о деревьях, послужит формированию бережного отношения к ним.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «СЕЗОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА».
Тип проекта: исследовательский проект с элементами творчества.
Сроки реализации: проект долгосрочный, 9 месяцев.
Участники проектной деятельности: дети младшей группы,
Воспитатели, родители воспитанников.
Объект исследования: деревья.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Проблема исследования: в начале года с детьми младшей группы проводился анализ познавательного развития, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой, дети не знают названия деревьев, растущих на территории детского сада. У детей недостаточно развито чувство заботы к объектам природы. Некоторые дети рвали листочки у деревьев, ломали веточки.
Любовь к природе – это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Именно поэтому на данном возрастном этапе важно формировать у детей первоначальные представления о живых объектах, развивать элементарные умения правильно взаимодействовать с растениями, формировать представления о зависимости сезонных изменений в природе и стадий жизненного цикла растений.
Таким образом, мы решили реализовать проект «Сезонные наблюдения за деревьями нашего детского сада». Это позволит расширить и углубить интерес и знания детей о деревьях, послужит формированию бережного отношения к ним.
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у детей ценностного отношения к деревьям.
ЗАДАЧИ: Воспитывать любовь к природе, желание оберегать и защищать её. Пробуждать интерес детей к природе родного края. Приобщать к процессу познания. Учить видеть красоту окружающей нас природы.
Сформировать у детей представление о деревьях и научить различать их. Расширять представления о сезонных изменениях в жизни деревьев. Углубить знания детей о значении деревьев в жизни человека и всех живых существ.
Развивать речь, расширять словарный запас детей в процессе наблюдения за деревьями. Развивать фантазию, любознательность, наблюдательность.
Приобщать родителей к экологическому воспитанию детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В результате реализации проекта дети научатся:
- различать деревья по внешнему виду, узнавать их плоды и семена;
- чувствовать ответственность, любовь к природе, желание беречь её;
- передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям в разных формах (в рассказах, стихах, загадках, в разных видах продуктивной деятельности).
- узнают, какую пользу приносят деревья;
1 | 1этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Изучение методической литературы: С.Н.Николаева парциальная программа «Юный эколог», О.А. Воронкевич парциальная программа «Добро пожаловать в экологию». Хрестоматия для детей «Двенадцать месяцев в году». Н.А.Карпухина «Чтение художественной литературы. Коммуникация». Н.С.Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий». С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста». Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Г.В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет». | Сентябрь, Октябрь. | Воспитатели. | |||
2 | Подбор справочной, познавательной, художественной литературы, иллюстраций, игр по теме. | Сентябрь. Октябрь. | Воспитатели. | |||
3 | Планирование совместной работы с детьми, родителями, педагогами. | Сентябрь. октябрь | Воспитатели. | |||
4 | Выбор деревьев для наблюдения на территории детского сада. | Сентябрь. Октябрь. | Воспитатели. | |||
5 | Сбор опавших листьев и их засушивание. | Сентябрь. Октябрь. | Воспитатели, Дети. | |||
2 этап – основной. ОСЕНЬ. | ||||||
1 | Наблюдение на прогулках за берёзой, рябиной, клёном, елью. Рассматривание осеннего дерева. «Листопад». «Осенние листочки». Знакомство с серёжками берёзы, ягодами рябины, шишками ели. Рассматривание листьев деревьев, плодов и семян. Наблюдение за работой дворника. БЕСЕДЫ: «Почему листья желтеют?»; «Что такое листопад?»; «Почему не все деревья сбросили листву?»; «Какую пользу приносят опавшие листья и куда они исчезают?»; «Почему осень называют золотой?»; | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. | Воспитатели. Дети. | |||
2 | Создание гербария. Участие в конкурсе «Гербарий как искусство». | октябрь | Воспитатели. | |||
3 | Создание макета «Берёзка и ёлка». Корзинка «Дары леса» - различные шишки, семена, жёлуди, каштаны, орехи, мох, ягоды рябины, шиповника и т. д. | октябрь | Воспитатели. | |||
4 | Накапливание материала для мини – музея «Чудо – дерево». Кора деревьев, изделия из дерева, бересты, ивового прута, липового лыка и т. д. | Октябрь – май 2018 – 2019 г. | воспитатели. Родители. | |||
5 | Создание картотеки дидактических игр о деревьях; Картотеки стихов о лесе и деревьях; Картотеки загадок о деревьях. | Октябрь - ноябрь | Воспитатели. | |||
6 | Чтение художественной литературы о деревьях: В.Чарушин «Где ты белочка живёшь?», А.Фет «Лист сухой валится»; А.Толстой «Осень. Осыпается…» Л.Аким «Осинка»; А.Майков «Осень»; К.Бальмонт «Все деревья блестят»; В.Степанов «Следом за летом осень идёт»; М.Ивенсен «Падают листья»; В.Мирович «Листопад, листопад…»; А.Толстой «Осень»; В.Берестов «Вот на ветке лист кленовый»; Н.Капустюк «Листопад»; Л.Разводова «Озорники»; В.Берестов «Сентябрь»; И. Токмакова «Дуб»; С.Козлов «Клён»; подбор загадок, стихов, пословиц о деревьях. Беседы: «Знакомство со строением дерева»; «Деревья – дом для насекомых иптиц»; | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. | Воспитатели. | |||
7 | Праздник осени. | Октябрь. | Воспитатели, дети | |||
8 | НОД: «Рассматривание осеннего дерева»; «Знакомство с рябиной (берёзой, клёном, елью); «Листопад»; «Сосна» (с.44 Лаптева); «Яблонька», «Осинка», «Осенние листочки»(с.14 Молодова; «Где что растёт»(с.77 С.Н. Теплюк); «Осень»(с.58 Н.С. Голицына); РИСОВАНИЕ: «Разноцветный ковёр из листьев»; «Осеннее дерево»; АППЛИКАЦИЯ: «Яблоки и вишенки на тарелочке»; «Осенняя веточка»; ЛЕПКА: «Яблоки»; «Ягодки»; Изготовление гирлянд из осенних листьев. | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. | Воспитатели. Дети. | |||
9 | Дыхательная гимнастика «Осень», пальчиковые игры «Осенние листья», игры с движениями и проговариванием слов «Листья» (методическая разработка к календарно-тематическому планированию); | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. | Воспитатели. Дети. | |||
10 | Дидактические игры: «Один – много», «Найди самый большой лист», «Найди лист такой, как покажу», «Волшебный мешочек», «Узнай дерево по ветке», «Такой листок - лети ко мне». Настольно – печатные игры: «Времена года», «Собери в корзинку», «Чей листик?», «С какой ветки эти детки?», «Назови и покажи», «Что здесь лишнее?». «Разложи листочки по цвету», «Найди и принеси красный (жёлтый, зелёный) лист» (по убывающей, возрастающей величине), «Найди дерево по семенам», «Загадай, мы отгадаем», «Найди дерево по семенам», «Листья». | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. | Воспитатели. Дети. | |||
11 | Подвижные игры: «Осенние листочки», «Листопад», «Беги к дереву», «Козы прочь от берёзы», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдёт (берёзу, рябину, ель)?», «Найди самый большой лист», «Листики шуршат»; | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. | Воспитатели. Дети. | |||
12 | Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей на тему «Волшебные превращения листьев». | Ноябрь. | Воспитатели. Родители. Дети. | |||
13 | Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». | Ноябрь. | Воспитатели. |
ЗИМА.
1 | НАБЛЮДЕНИЕ НА ПРОГУЛКАХ: «Берёза», «Наблюдение за берёзой и сосной», «Наблюдение за ивой», «Наблюдение на участке за растительностью», «Рябина», «Белая берёза» (с.53. Лаптева Г.В.), «Деревья зимой» (с. 59. Лаптева Г.В.), «Ёлочка» (с.62. Лаптева Г.В.), «Сосна» (с. 78. Лаптева Г.В.), «Что есть у ели?» (с. 43. «Юный эколог»), «Поможем ёлке – она живая (с. 46. «Юный эколог»), «Сравнение живой и игрушечной ёлок» (с. 47. «Юный эколог»). | Декабрь. Январь. Февраль. | Воспитатели. Дети. |
2 | БЕСЕДЫ: «О красоте зимней природы» (деревья в снежном уборе…); «Живые ли деревья зимой»; «Забота о деревьях в зимнее время года»; «Почему деревья так важны для человека и для живых существ на планете?»; «Какие виды деревьев вы знаете?»; «Почему не нужно ломать ветки деревьев и как помочь раненому деревцу?». | Декабрь. Январь. Февраль. | Воспитатели. Дети. |
3 | ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: «Назови дерево», «Назови и покажи» (Использование гербария); НАСТОЛЬНО – ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ: «Времена года»; «Собери в корзинку»; «Чей листик?»; «С какой ветки эти детки?»; «Сложи картинку». | Декабрь. Январь. Февраль. | Воспитатели. Дети. |
4 | ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Раз, два, три – к дереву беги»; «Кто быстрее найдёт». | Декабрь. Январь. Февраль. | Воспитатели. Дети. |
5 | ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: О. Высотская «Ёлочка»; «С. Ильина «Наша ёлка»; К.И. Чуковский «Ёлка»; Я.Аким «Ёлка наряжается», «В лесу»; Н. Ивенсен «Ёлочка»; И. Токмакова «Ели на опушке…»; С, Есенин «Берёза»; И.Чапек «В лесу» (Из книги «Приключения пёсика и кошечки». | Декабрь. Январь. Февраль. | Воспитатели. Дети. |
6 | НОД: «Как узнать ель?» (с.40. С.Н.Николаева); «В гостях у Снегурочки» (с. 87. Н.А.Карпухина, с. 88. С.Н. Теплюк); «Здравствуй ёлка!» (с.99. Н.С.Голицына); «Наша ёлка» И. Ильина (заучивание) (с. 108. Н. С. Голицына). РИСОВАНИЕ: «Ёлочка»; «Деревья на нашем участке»; «Деревья в снегу»; АППЛИКАЦИЯ: «Ветка рябины»; «Украсим ёлку снегом» (с. 48. С.Н.Николаева «Юный эколог». ЛЕПКА: «Ёлочка» (с. 110 Н.С.Голицына). | Декабрь. Январь. Февраль. | Воспитатели. Дети. |
7 | КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ: «Деревцо всё выше, выше…» (распечатка). ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: «Приятный запах»; «Вьюга»; РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: П.и. «Ёлочка»; «Не коли нас ёлочка»; «Зимняя прогулка» (распечатка). | Декабрь. Январь. Февраль. | Воспитатели. Дети. |
8 | Сбор материала для мини – музея «Чудо – дерево». | постоянно | Воспитатели. Родители. |
9 | ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:» Учимся, наблюдая». | Январь. | Воспитатели. |
10 | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «Деревья зимой» (работы из природного и бросового материала, рисование, аппликация. | Февраль. | Воспитатели. Родители. Дети. |
Весна.
1 | НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКАХ: «Наблюдение за деревьями в морозный день»; «Берёзы»; «Рябина»; «Берёза и ель»; «Ёлочка»; «Тополь»; «Деревья и кустарники»; «Наблюдение за набуханием почек на деревьях»; «Наблюдение за веткой тополя» (длительное); «На деревьях лопнули почки, появились бутоны»; «Наблюдение за цветением деревьев»; «Клён»; «Черёмуха»; «Яблоня»; БЕСЕДЫ: «О проталинах возле деревьев»; «Как «просыпаются» деревья после зимы»; «Ель» (с.102 Г.В.Лаптева); «Яблонька» (с.123. Г.В.Лаптева); «Жёлудь и дуб» (с. 105. Г.В.Лаптева); «Почему нужно бережно относиться к деревьям»; ОПЫТЫ: «Посев семечка» (с. 121. Г.В.Лаптева); «Определение толщины дерева»; «Определение возраста дерева»; «Определение высоты дерева»; | Март. Апрель. Май. | Воспитатели. Дети. |
2 | ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: «Найди дерево по описанию»; «Загадайте, я отгадаю»; «Назови дерево»; «Угадай по описанию»; «Такой листок – лети ко мне»; «Найди дерево по семенам». НАСТОЛЬНО – ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ: «Времена года»; «Собери в корзинку»; «Чей листик?»; «С какой ветки эти детки?»; «Назови и покажи»; ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Беги к дереву»; «Козы прочь от берёзы»; «Кто быстрее найдёт рябину (клён, берёзу и т. д.); | Март. Апрель. Май. | Воспитатели. Дети. |
3 | ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: «Радость», «Чудо – дерево» К.И.Чуковский; Т.Александрова «На солнышке согрелась ель»; И. Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб»; Л.Толстой «Пришла весна»; А.Фет «Уж верба вся пушистая…»; Г. Скребицкий «Раненые деревья; В.Т оварков «Первые листья»; В. Орлов «Шепчет солнышко листочку…»; С.Маршак «Всё чернее с каждым днём…»; С.Есенин «Черёмуха душистая…». Потешки: «Лиса по лесу ходила», «Волк – волчок…» | Март. Апрель. Май. | Воспитатели. Родители. |
4 | НОД: «Сравнение дерева и кустарника» (с. 51 О.Д. Воронкевич; «Деревья, кусты, цветы» (с.188. Н.С.Голицына); «К.Чуковский «Чудо – дерево» (чтение)» (с.191. Н.С.Голицына); «Посади дерево» (с.12. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»); «Прогулка по весеннему участку детского сада» (с. 39. О.А. Соломенникова); «Экологическая тропа» (с. 42. О.А. Соломенникова). РИСОВАНИЕ: «Весенняя полянка» (с. 192. Н.С.Голицына; «Деревья на нашем участке». АППЛИКАЦИЯ: «Весенняя веточка». | Март. Апрель. Май. | Воспитатели. Дети. |
5 | Презентация проекта «Сезонные наблюдения за деревьями нашего детского сада» | Апрель - май | Воспитатели, родители |
6 | КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Наблюдение за деревьями на прогулках в скверах и парках». | май | Воспитатели родители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательному развитию во второй младшей группе
: «Математическое путешествие в волшебный лес»...
Методическая разработка по познавательному развитию для детей младшей группы «Лесные чудеса»
НОД по познавательному развитию для детей младшей группы «Лесные чудеса»...
Методическая разработка по познавательному развитию во 2 младшей группе на тему "Свойства воды"
Цель: способствовать развитию у детей знаний о природе, любознательности, через экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные:· продолжать формировать...
Методическая разработка по познавательному развитию во второй младшей группе «Домашние животные.»
Данный конспект предлагаю воспитателям, педагогам, работающими с детьми, родителям....
Методическая разработка по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «К нам пришла осень».
Цель: Формирование познавательного интереса к окружающему миру.Задачи:Познавательное развитие:- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;- развивать логическое мышление, воображ...
Методическая разработка по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: "Живые и неживые предметы"
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Живые и неживые предметы».Цель: Обобщить знания де...
Методическая разработка по познавательному развитию детей второй младшей группы "Дикие животные"
Цель: формировать у детей представления о диких животных.Задачи:- Уточнить и расширить словарь детей по теме.- Познакомить детей с обобщающим понятием "дикие животные".- Развивать логическое...