Консультация учителя-логопеда для родителей "Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребёнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей "особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребёнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.
Особенности речевого развития детей шестого года жизни
Речь детей, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, на этом возрастном этапе практически не отличается от речи взрослых. От того на каком уровне она находится, во многом зависит успешное овладение грамотой и письмом в первом классе. Если старший дошкольник меняет местами звуки и слоги в устной речи, он точно так же будет это делать при письме и во время чтения. Скудный словарный запас и неразвитая связная речь, спустя некоторое время помешают ребёнку в школе пересказать текст из учебника или объяснить, как он получил ответ решения задачи.
Словарный запас
Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.
Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных и переставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.
Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:
Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.
Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.
Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают воротА.
Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.
Грамматика родного языка
Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей и т.д.
Звукопроизношение
Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:
- искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);
- замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);
Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Бытует мнение среди дошкольных логопедов, что звуки, не появившиеся в речи у детей до пяти - пяти с половиной лет, самостоятельно вряд ли уже появятся. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.
Связная речь
Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развёрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребёнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.
В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно – образовательной деятельности «В мире волшебных звуков»
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошк...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....
Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»...
Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ
В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....
Анализ работы учителя - логопеда по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Данный анализ будет полезен при составлении отчётов логопедам, дефектологам....
«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».
совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию пот...
Консультация учителя-логопеда для родителей: "особенности речевого развития детей подготовительного к школе возраста"
В шесть лет дети свободно общаются со сверстниками и взрослыми людьми. Хорошо развитая речь к семи годам поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой.В этом возрасте происходит...