Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Школа для родителей «Растем вместе»
рабочая программа

Куленко Татьяна Петровна

Программа разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет социально-гуманитарную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastem_vmeste_pr-ma.docx287.59 КБ

Предварительный просмотр:


C:\Users\user\Downloads\тит.лист растем вместе 001.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Направленность Программы

3

1.1.2.

Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.3.

Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

4

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

5

1.2.1.

Оценочные материалы

5

2.

Содержательный раздел

6

2.1.

Учебный план

6

2.2.

Структура занятия

6

2.3.

Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности

6

3.

Организационный раздел

7

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

7

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

8

3.3.

Расписание занятий

9

3.4.

Календарный учебный график

9

3.5

Сведения о разработчике

9

1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая   программа«Школа для родителей «Растем вместе»» (далее - Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет социально-гуманитарную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Современные родители часто испытывают трудности в воспитании  детей. Одной из причин является недостаточный уровень компетентности в вопросах воспитания и развития, отсутствие необходимых знаний об особенностях развития детей. Л.С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой ребенок  постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.

Посещая занятия систематично, мамы в процессе наблюдения за своим ребенком учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью.

Общаясь друг с другом, с педагогом, другими детьми, мамы получают положительную эмоциональную поддержку, профессиональную консультацию и помощь. Главное условие – взрослый должен не только присутствовать и наблюдать, но принимать самое активное участие в играх, в предлагаемой деятельности.

1.1.1. Направленность Программы.

Дополнительная образовательная программа «Школа для родителей «Растем вместе»» для детей 3-4 лет (далее по тексту Программа)  направлена на обогащение сенсорного, чувственного опыта ребенка, на развитие восприятия, внимания, в процессе совместной деятельности со взрослым.

1.1.2.Цель Программы-  Взаимодействие с родителями, с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного

вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Задачи Программы

Обучающие:

  • учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе с взрослым и самостоятельно;
  • создать условия для формирования игровой деятельности детей, обеспечивающей преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников;
  • расширить запас понимаемых слов и обогатить активный словарь;
  • разнообразить предметную деятельность малыша путем знакомства с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, обучения навыкам отбора и группировки предметов по свойствам;
  • создать условия для развития детско-родительских отношений на основе содержательного игрового взаимодействия.

Воспитательные:

  • побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками;
  • расширение родительских компетенций – обучение родителей видеть за реакциями ребенка его истинные мотивы и адекватно на них реагировать, помощь родителям в вопросах воспитания детей;
  • гармонизация детско-родительских отношений;

Развивающие:

  • развитие мелкой и крупной моторики для овладения предметными и орудийными действиями, освоения ребенком основных движений, развития и укрепления опорно-двигательного аппарата;
  • развитие речи, поддержание и развитие коммуникативной потребности, увеличение активного и пассивного словаря, освоение грамматического строя речи;
  • развитие воображения – открытие ребенком новых способов  взаимодействия с предметами.

1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.  Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта  кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как  любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение  к окружающим,  сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы.

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств  (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы  предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.

Память трехлеток непосредственна,  непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.  

Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу   работы, происходит овладение  изображением формы предметов. Работы  схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком.  В лепке  дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации -  располагать и  наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты.. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок  может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.  

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко - тихо, высоко-низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме).

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

По итогам обучения дети будут знать:

свое имя,имена родителей,некоторые части тела;

базовые цвета: красный, синий, желтый, зеленый;

геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

математические понятия «один», «мало», «много»;

некоторые обобщающие понятия (дом, еда, игрушки, одежда);

будут уметь:

быть инициатором в общении;

использовать звукоподражающие и неполные слова;

выражать свои просьбы с помощью слов и коротких фраз;

активно действовать с предметами, добиваясь определенного результата;

обследовать предметы, пытаться правильно действовать с предметами

при помощи взрослого;

находить определенный предмет среди других по просьбе взрослого;

находить связь между предметом и картинкой (искать и показывать на

картинке соответствующий предмет);

ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;

ориентироваться в двух контрастных величинах предметов (большие и

маленькие предметы), группировать по образцу;

выполнять действия по просьбе взрослого, выполнять поручения из двух

действий;

выполнять основные движения, бросать и катать мяч.

1.2.1 Оценочные материалы

Мониторинг освоения программного материала.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме наблюдений за выполнением различного рода заданий.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Выполнение каждого основного элемента оценивается в трехбалльной системе:

1 балл – не выполнение заданий даже с помощью педагога;

2 балла – выполнение заданий с помощью педагога;

3 балла – выполнение заданий самостоятельно.

В результате подсчета среднего балла ребенок выходит на освоение программы на определенном уровне:

Высокий. Ребенок знает и выполняет все задания самостоятельно, с интересом, четко и уверенно.

Средний. Ребенок знает и выполняет большинство заданий, но требуется некоторая помощь взрослого.

Низкий. Ребенок справляется или выполняет задания, повторяя за взрослым или сверстниками.

2. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

Занятия

Объем нагрузки

в месяц

Объем нагрузки
в год

1

«Школа для родителей «Растем вместе»

1 занятие

9 занятий

2.2 Структура занятия

Реализация программы предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:

Дидактическая игра

Игра-занятие

Интегративная деятельность

 Обучение в ходе содержательного общения со взрослым, ситуативного

общения ребенка со взрослым, в ходе самостоятельной деятельности

Экспериментирование

Творческая и продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация,

конструирование)

Музыкально-дидактические и подвижные игры

Разучивание музыкальных игр и танцев

Физические упражнения

 Контрольно-диагностическая деятельность

Материально-технические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо наличие хорошо освещенного и проветриваемого помещения, оборудованного столами и стульями соответствующей высоты, музыкальным центром. Желательна организация отдельнойигровой зоны.

2.3Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности

Тема встреч

Цель

Содержание

Сроки

1.

«Собираем урожай»

Закреплять знания детей об овощах и фруктах. Научить детей определять овощи по внешнему виду. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.

Приветствие

Игра “Волшебный мешочек”

Упражнение «Поиск сходства»

Беседа «Собираем урожай»

Игровое упражнение.

Сентябрь

2.

«Осень. Признаки осени»

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование представлений о характерных  признаках  и  периодах осени . Познакомить детей с осенними месяцами и   осенними периодами.

"Приветствие на сегодняшний день"

Упражнение «Осенние приметы»

Беседа «Осень»

Игра «Подарки осени»

 Октябрь

3.

«Волшебный снеговик»

Формировать представление детей о зимних явлениях природы, способствовать художественному эстетическому развитию детей. Познакомить детей с новым  видом аппликации ватными комочками.

"Приветствие на сегодняшний день"

Упражнение «Веселый снеговик»

 Ноябрь

4.

«Зимние забавы»

формирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы. Ввести в активный словарь детей имена существительные (санки, лыжи, коньки, снежки, ледянки, каток)

"Приветствие на сегодняшний день"

Упражнение "Снежный ком"

Рефлексия.

 Декабрь

5.

«Ёлочка-красавица»

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев и их значении в жизни

"Приветствие на сегодняшний день"

Игра " Встреча руками"

Рефлексия.

  Январь

6.

«Зимняя одежда»

Учить правильно, называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении ,закреплять понятие одежда.

 "Приветствие на сегодняшний день"

Нетрадиционное  рисование клеем.

Февраль

7.

«Весна пришла, тепло принесла»

Обобщить представления детей о весне и весенних явлениях.

«Приветствие на сегодняшний день»

Упражнение «Грачи»

   Март

8.

«О чем поют птицы»

Познакомить детей с внешним видом птиц, дать понятие «перелетные птицы», развивать интерес к жизни птиц,

"Приветствие на сегодняшний день"

 Игра : «Дом для птиц»

Релаксация

  Апрель

9.

Итоговое развлечение

«День хорошего настроения»

Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в играх и забавах. Способствовать созданию благоприятной, дружеской и доброжелательной атмосферы в процессе общения.

"Приветствие на сегодняшний день.

   Май

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы

Для эффективной реализации программы в дошкольном учреждении созданы необходимые условия. Организация занятий осуществляется музыкальном зале, расположенной на втором этаже МБДОУ №21 «Золотой ключик» города Канска.

1. Оборудование и оргтехника:

-  ноутбук;

- столы детские;

- стулья детские;

- стеллаж для оборудования и материалов для творчества;

-Магнитный мальберт;

-Наборы цветных карандашей

- карандаши простые;

- Кисти

- Пластилин

-Доски для лепки

 -Ножницы

- Наборы цветной бумаги разных сортов

-Клей-карандаш

 -Цветные мелки

-Восковые мелки

- Гуашь

-Акварель

-Альбомы

- Трафареты, линейки.

2.  Настольно -  печатные игры и пособия:

  1. ДосочкиСегена. Игра для развития внимания и изучения геометрических фигур. ИП Манжаев С.М., 2015г.
  2. Игровизор: игровой графический тренажер. ООО «РИВ» (развивающие игры Воскобовича), 2013г
  3. Лото. 7 игр в коробке ООО «Десятое королевство», 2009г.
  4. Логические блоки Дьенеша. Учебно-игровое пособие. ООО «Корвет».
  5. Мир чисел. Напольный пазл.
  6. », 2009г.
  7. Что? Откуда? Почему? Настольная игра. ЗАО «Русский стиль», 2011г
  8.  Фигуры.. Серия «Умные карточки». Игра развивающая и обучающая для детей. Издательство «АЙРИС – пресс, 2016г.
  9. Сюжетные и предметные  картинки, предметные картинки: деревья, транспорт, игрушки, посуда, овощи, фрукты, птицы

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методическое обеспечение программы представлено в таблице.

Методическая литератураСписок литературы.

1.        Афонькина Ю.А. организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней/Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. - Волгоград: Учитель, 2013. - 205 с.

2.         Гимнастики, игровые упражнения и игры с детьми раннего возраста: здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. - М.: АРКТИ, 2014.- 80 с.        

3.        Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 112 с.

4.         Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

5.        Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста  - Спб.: ООО"Издательство "Детство-Пресс", 2015. - 176 с.

6.         Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста: комплексные занятия/ авт.-сост. Т.Н.Ильюшина. - Волгоград: Учитель, 2013. - 130 с.

7.        Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие/Под ред. И.В.Петровой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.        

8.        Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.

9.        Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей

       лет/Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2015 - 424 с

3.3. Расписание занятий

        Занятия «Школа для родителей «Растем вместе» проводятся 1 раз в месяц. Начало занятия в 17.00 часов, продолжительность – 45 минут.

  1. Календарный учебный график

Занятия в образовательном учреждении организован в соответствии с приоритетным направлением деятельности, при этом учитываются:

– интересы детей и добровольность выбора;

– возрастные особенности детей, имеющийся у них двигательный опыт;

– необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

– необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

Начало деятельности – с 1 октября  по 31мая

В соответствии с Уставом ДОУ в каникулярное время деятельность осуществляется без изменений.

 Программа

Тип занятий

Возраст обучающихся

Количество и время проведения занятия в месяц.

Количество и время проведения занятий в год

«Школа для родителей «Растем вместе»

совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.

3-4 года

1/45 мин

9/405мин

3.4 Сведения о разработчиках

Фамилия, имя, отчество

Куленко Татьяна Петровна

Место  работы

МБДОУ№21 «Золотой ключик»

Должность

Воспитатель

Образование

Средне-профессиональное, Канское педагогическое училище "Учитель начальных классов", 1987 г.

Квалификационная  категория (учёная степень)

Первая

Педагогический  стаж, стаж работы в данной должности

Пед .стаж 12 лет, воспитатель  9 лет.

Контактные  телефоны

8-913-586-51-93

e-mail.

Klimen68@mail.ru

Фамилия, имя, отчество

Чекунова   Наталья Николаевна

Место  работы

МБДОУ№21 «Золотой ключик»

Должность

Воспитатель

Образование

Высшее. КГПУ им. В. П. Астафьева. Квалификация: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии по специальности «Дошкольная педагогика и психология»,2010  

Квалификационная  категория (учёная степень)

Высшая

Педагогический  стаж, стаж работы в данной должности

18 лет

Контактные  телефоны

8-913-595-86-03

e-mail.

Chek_1986@bk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мяча»

Актуальность данного направления в работе с детьми-дошкольниками обуславливается тем, что в Программе воспитания и обучения детей в детском саду недостаточно уделено внимание развитию  игровых ви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа творчества».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 учебный годк дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Школа творчества»....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья" 2021-2023г.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья» направлена на формирование у детей дошкольного возраста интереса к своему личному здоровью, ответственно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья" 2023-2024г.

Программа  определяется направленностью на создание условий для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста, необходимых для успешного развития всех физических качеств, а также...

Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа умелого карандаша»

Цель: Учить рисовать геометрические узоры с помощью клетки. Задачи:Предметные:- формировать тонко координированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев;- формировать и совершенствовать простр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья» предназначена для дошкольников 4-5 лет, проявляющих интерес к активному образу жизни. Дошкольный возраст &nda...