Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Школа для родителей «Растем вместе»
рабочая программа
Программа разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет социально-гуманитарную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastem_vmeste_pr-ma.docx | 287.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Направленность Программы | 3 |
1.1.2. | Цели и задачи реализации Программы | 3 |
1.1.3. | Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся | 4 |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
1.2.1. | Оценочные материалы | 5 |
2. | Содержательный раздел | 6 |
2.1. | Учебный план | 6 |
2.2. | Структура занятия | 6 |
2.3. | Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности | 6 |
3. | Организационный раздел | 7 |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы | 7 |
3.2. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 8 |
3.3. | Расписание занятий | 9 |
3.4. | Календарный учебный график | 9 |
3.5 | Сведения о разработчике | 9 |
1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Школа для родителей «Растем вместе»» (далее - Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет социально-гуманитарную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.
Современные родители часто испытывают трудности в воспитании детей. Одной из причин является недостаточный уровень компетентности в вопросах воспитания и развития, отсутствие необходимых знаний об особенностях развития детей. Л.С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой ребенок постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.
Посещая занятия систематично, мамы в процессе наблюдения за своим ребенком учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью.
Общаясь друг с другом, с педагогом, другими детьми, мамы получают положительную эмоциональную поддержку, профессиональную консультацию и помощь. Главное условие – взрослый должен не только присутствовать и наблюдать, но принимать самое активное участие в играх, в предлагаемой деятельности.
1.1.1. Направленность Программы.
Дополнительная образовательная программа «Школа для родителей «Растем вместе»» для детей 3-4 лет (далее по тексту Программа) направлена на обогащение сенсорного, чувственного опыта ребенка, на развитие восприятия, внимания, в процессе совместной деятельности со взрослым.
1.1.2.Цель Программы- Взаимодействие с родителями, с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного
вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.
Задачи Программы
Обучающие:
- учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе с взрослым и самостоятельно;
- создать условия для формирования игровой деятельности детей, обеспечивающей преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников;
- расширить запас понимаемых слов и обогатить активный словарь;
- разнообразить предметную деятельность малыша путем знакомства с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, обучения навыкам отбора и группировки предметов по свойствам;
- создать условия для развития детско-родительских отношений на основе содержательного игрового взаимодействия.
Воспитательные:
- побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками;
- расширение родительских компетенций – обучение родителей видеть за реакциями ребенка его истинные мотивы и адекватно на них реагировать, помощь родителям в вопросах воспитания детей;
- гармонизация детско-родительских отношений;
Развивающие:
- развитие мелкой и крупной моторики для овладения предметными и орудийными действиями, освоения ребенком основных движений, развития и укрепления опорно-двигательного аппарата;
- развитие речи, поддержание и развитие коммуникативной потребности, увеличение активного и пассивного словаря, освоение грамматического строя речи;
- развитие воображения – открытие ребенком новых способов взаимодействия с предметами.
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.
Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты.. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2 - 3 частей.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в «синтезе искусств» при организации «практической деятельности» (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко - тихо, высоко-низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ (заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме).
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
По итогам обучения дети будут знать:
свое имя,имена родителей,некоторые части тела;
базовые цвета: красный, синий, желтый, зеленый;
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
математические понятия «один», «мало», «много»;
некоторые обобщающие понятия (дом, еда, игрушки, одежда);
будут уметь:
быть инициатором в общении;
использовать звукоподражающие и неполные слова;
выражать свои просьбы с помощью слов и коротких фраз;
активно действовать с предметами, добиваясь определенного результата;
обследовать предметы, пытаться правильно действовать с предметами
при помощи взрослого;
находить определенный предмет среди других по просьбе взрослого;
находить связь между предметом и картинкой (искать и показывать на
картинке соответствующий предмет);
ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
ориентироваться в двух контрастных величинах предметов (большие и
маленькие предметы), группировать по образцу;
выполнять действия по просьбе взрослого, выполнять поручения из двух
действий;
выполнять основные движения, бросать и катать мяч.
1.2.1 Оценочные материалы
Мониторинг освоения программного материала.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме наблюдений за выполнением различного рода заданий.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Выполнение каждого основного элемента оценивается в трехбалльной системе:
1 балл – не выполнение заданий даже с помощью педагога;
2 балла – выполнение заданий с помощью педагога;
3 балла – выполнение заданий самостоятельно.
В результате подсчета среднего балла ребенок выходит на освоение программы на определенном уровне:
Высокий. Ребенок знает и выполняет все задания самостоятельно, с интересом, четко и уверенно.
Средний. Ребенок знает и выполняет большинство заданий, но требуется некоторая помощь взрослого.
Низкий. Ребенок справляется или выполняет задания, повторяя за взрослым или сверстниками.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
№ | Занятия | Объем нагрузки в месяц | Объем нагрузки |
1 | «Школа для родителей «Растем вместе» | 1 занятие | 9 занятий |
2.2 Структура занятия
Реализация программы предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:
Дидактическая игра
Игра-занятие
Интегративная деятельность
Обучение в ходе содержательного общения со взрослым, ситуативного
общения ребенка со взрослым, в ходе самостоятельной деятельности
Экспериментирование
Творческая и продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация,
конструирование)
Музыкально-дидактические и подвижные игры
Разучивание музыкальных игр и танцев
Физические упражнения
Контрольно-диагностическая деятельность
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо наличие хорошо освещенного и проветриваемого помещения, оборудованного столами и стульями соответствующей высоты, музыкальным центром. Желательна организация отдельнойигровой зоны.
2.3Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности
№ | Тема встреч | Цель | Содержание | Сроки |
1. | «Собираем урожай» | Закреплять знания детей об овощах и фруктах. Научить детей определять овощи по внешнему виду. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. | Приветствие Игра “Волшебный мешочек” Упражнение «Поиск сходства» Беседа «Собираем урожай» Игровое упражнение. | Сентябрь |
2. | «Осень. Признаки осени» | Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование представлений о характерных признаках и периодах осени . Познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами. | "Приветствие на сегодняшний день" Упражнение «Осенние приметы» Беседа «Осень» Игра «Подарки осени» | Октябрь |
3. | «Волшебный снеговик» | Формировать представление детей о зимних явлениях природы, способствовать художественному эстетическому развитию детей. Познакомить детей с новым видом аппликации ватными комочками. | "Приветствие на сегодняшний день" Упражнение «Веселый снеговик» | Ноябрь |
4. | «Зимние забавы» | формирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы. Ввести в активный словарь детей имена существительные (санки, лыжи, коньки, снежки, ледянки, каток) | "Приветствие на сегодняшний день" Упражнение "Снежный ком" Рефлексия. | Декабрь |
5. | «Ёлочка-красавица» | Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев и их значении в жизни | "Приветствие на сегодняшний день" Игра " Встреча руками" Рефлексия. | Январь |
6. | «Зимняя одежда» | Учить правильно, называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении ,закреплять понятие одежда. | "Приветствие на сегодняшний день" Нетрадиционное рисование клеем. | Февраль |
7. | «Весна пришла, тепло принесла» | Обобщить представления детей о весне и весенних явлениях. | «Приветствие на сегодняшний день» Упражнение «Грачи» | Март |
8. | «О чем поют птицы» | Познакомить детей с внешним видом птиц, дать понятие «перелетные птицы», развивать интерес к жизни птиц, | "Приветствие на сегодняшний день" Игра : «Дом для птиц» Релаксация | Апрель |
9. | Итоговое развлечение «День хорошего настроения» | Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в играх и забавах. Способствовать созданию благоприятной, дружеской и доброжелательной атмосферы в процессе общения. | "Приветствие на сегодняшний день. | Май |
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
Для эффективной реализации программы в дошкольном учреждении созданы необходимые условия. Организация занятий осуществляется музыкальном зале, расположенной на втором этаже МБДОУ №21 «Золотой ключик» города Канска.
1. Оборудование и оргтехника:
- ноутбук;
- столы детские;
- стулья детские;
- стеллаж для оборудования и материалов для творчества;
-Магнитный мальберт;
-Наборы цветных карандашей
- карандаши простые;
- Кисти
- Пластилин
-Доски для лепки
-Ножницы
- Наборы цветной бумаги разных сортов
-Клей-карандаш
-Цветные мелки
-Восковые мелки
- Гуашь
-Акварель
-Альбомы
- Трафареты, линейки.
2. Настольно - печатные игры и пособия:
- ДосочкиСегена. Игра для развития внимания и изучения геометрических фигур. ИП Манжаев С.М., 2015г.
- Игровизор: игровой графический тренажер. ООО «РИВ» (развивающие игры Воскобовича), 2013г
- Лото. 7 игр в коробке ООО «Десятое королевство», 2009г.
- Логические блоки Дьенеша. Учебно-игровое пособие. ООО «Корвет».
- Мир чисел. Напольный пазл.
- », 2009г.
- Что? Откуда? Почему? Настольная игра. ЗАО «Русский стиль», 2011г
- Фигуры.. Серия «Умные карточки». Игра развивающая и обучающая для детей. Издательство «АЙРИС – пресс, 2016г.
- Сюжетные и предметные картинки, предметные картинки: деревья, транспорт, игрушки, посуда, овощи, фрукты, птицы
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методическое обеспечение программы представлено в таблице.
Методическая литератураСписок литературы.
1. Афонькина Ю.А. организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней/Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. - Волгоград: Учитель, 2013. - 205 с.
2. Гимнастики, игровые упражнения и игры с детьми раннего возраста: здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. - М.: АРКТИ, 2014.- 80 с.
3. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 112 с.
4. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.
5. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста - Спб.: ООО"Издательство "Детство-Пресс", 2015. - 176 с.
6. Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста: комплексные занятия/ авт.-сост. Т.Н.Ильюшина. - Волгоград: Учитель, 2013. - 130 с.
7. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие/Под ред. И.В.Петровой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
8. Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
9. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей
лет/Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2015 - 424 с
3.3. Расписание занятий
Занятия «Школа для родителей «Растем вместе» проводятся 1 раз в месяц. Начало занятия в 17.00 часов, продолжительность – 45 минут.
- Календарный учебный график
Занятия в образовательном учреждении организован в соответствии с приоритетным направлением деятельности, при этом учитываются:
– интересы детей и добровольность выбора;
– возрастные особенности детей, имеющийся у них двигательный опыт;
– необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
– необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
Начало деятельности – с 1 октября по 31мая
В соответствии с Уставом ДОУ в каникулярное время деятельность осуществляется без изменений.
Программа | Тип занятий | Возраст обучающихся | Количество и время проведения занятия в месяц. | Количество и время проведения занятий в год |
«Школа для родителей «Растем вместе» | совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей. | 3-4 года | 1/45 мин | 9/405мин |
3.4 Сведения о разработчиках
Фамилия, имя, отчество | Куленко Татьяна Петровна |
Место работы | МБДОУ№21 «Золотой ключик» |
Должность | Воспитатель |
Образование | Средне-профессиональное, Канское педагогическое училище "Учитель начальных классов", 1987 г. |
Квалификационная категория (учёная степень) | Первая |
Педагогический стаж, стаж работы в данной должности | Пед .стаж 12 лет, воспитатель 9 лет. |
Контактные телефоны | 8-913-586-51-93 |
e-mail. |
Фамилия, имя, отчество | Чекунова Наталья Николаевна |
Место работы | МБДОУ№21 «Золотой ключик» |
Должность | Воспитатель |
Образование | Высшее. КГПУ им. В. П. Астафьева. Квалификация: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии по специальности «Дошкольная педагогика и психология»,2010 |
Квалификационная категория (учёная степень) | Высшая |
Педагогический стаж, стаж работы в данной должности | 18 лет |
Контактные телефоны | 8-913-595-86-03 |
e-mail. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мяча»
Актуальность данного направления в работе с детьми-дошкольниками обуславливается тем, что в Программе воспитания и обучения детей в детском саду недостаточно уделено внимание развитию игровых ви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа творчества».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 учебный годк дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Школа творчества»....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья" 2021-2023г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья» направлена на формирование у детей дошкольного возраста интереса к своему личному здоровью, ответственно...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья" 2023-2024г.
Программа определяется направленностью на создание условий для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста, необходимых для успешного развития всех физических качеств, а также...
Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа умелого карандаша»
Цель: Учить рисовать геометрические узоры с помощью клетки. Задачи:Предметные:- формировать тонко координированные движения рук, мелкую мускулатуру пальцев;- формировать и совершенствовать простр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья» предназначена для дошкольников 4-5 лет, проявляющих интерес к активному образу жизни. Дошкольный возраст &nda...