Проект по работе с родителями «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи»
проект

Россова Любовь Юрьевна

Проект  по работе с родителями «Патриотическое  воспитание дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  по работе с родителями «Патриотическое  воспитание дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи»

Пояснительная записка

Президент Российской Федерации  В.В.Путин  обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им указе о совершенствовании государственной политике в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И  такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и  традициям. Духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат. Что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе и целом».

Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.

Для реализации своего проекта я решила привлечь родителей (законных представителей ребенка), чтобы повысить педагогическую компетентность в воспитании будущих патриотов, путем введения их в культурную традицию своей семьи, своего народа. Своей национальности, своей Родины.

Родители становятся непосредственными участниками педагогического процесса, что вызывает у них интерес к познанию самих себя и детей;

В процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, поиску новых способов взаимоотношений родителей и детей;

Педагог имеет возможность напрямую и систематически поддерживать родителей в развитии гражданско-патриотических понятий в области воспитания детей;

Проводимые мероприятия с родителями дают возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности его развития и воспитании.  

Актуальность проблемы.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего не сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Проблема состоит в том, что детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Тип проекта : долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный.

Цель проекта : Совершенствование патриотического воспитания детей через приобщение родителей к совместной деятельности с воспитателем и детьми. Повышение уровня родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания ребёнка

Задачи проекта:

Формировать у детей навыки творческой работы совместно с родителями и воспитателями.

Установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников; приобщать родителей к участию в жизни детского сада.

Вовлечение родителей в проект по воспитанию из детей маленьких патриотов

Повышать качество образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей и воспитателей.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям..

Развивать у детей и родителей (законных представителей) чувство ответственности и гордости за свою страну

Участники проекта: воспитатели подготовительной группы, воспитанники и их родители.

Сроки реализации проекта:  сентябрь 2022 года по май 2023 года.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта:

Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям.

Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

Повышение уровня педагогической компетентности родителей; увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;

Основные формы реализации проекта:

родительские собрания, круглые столы, дни открытых дверей; экскурсии

консультирование, беседы

участие в акциях, выставках, подготовке к праздникам;

развлекательные, игровые досуги,  мероприятия к праздникам

совместные занятия родителей с детьми;

Этапы реализации проекта:

1 Этап. Подготовительный.

Цель: установить партнерские отношения воспитателя и родителей.

Изучение литературы.

Анкетирование родителей.

Составление плана мероприятий.

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание в семье»

2 Этап. Основной.

Цель: реализация поставленных задач взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.  С этой целью в группе использовались активные формы и методы работы с родителями:

Общие и групповые родительские собрания.

Традиционным в нашей группе стало проведение общих родительских собраний родителей воспитанников Родителям давались рекомендации по воспитанию детей,   знакомили с возрастными особенностями детей группы, планом воспитательно – образовательной работы. Также проводилось анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию  и ознакомлению с планом  работы с по данной теме..

Индивидуальные консультации, беседы;

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. В процессе изучения  специфики семьи, бесед с родителями с каждым в отдельности, наблюдений за общением родителей с детьми как в группе, так и дома намечала  конкретные пути совместного взаимодействия на ребенка.

Консультации.

При выборе консультаций для родителей я  проводила тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирала оптимальный вариант. Темы консультаций также были приурочены к различным мероприятиям детского сада.

Дни открытых дверей.

При посещении  родителями группы  старалась вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимали участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступали в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.

Наглядно – информационное направление. Родительские уголки, папки-передвижки.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимали организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Маршруты выходного дня - это один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечения семьи в единое образовательное пространство.

Целью разработки «маршрутов выходного дня»  является воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, укрепление здоровья детей, через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями.

Волонтерское движение. Родители – волонтеры – это добровольные не только помощники, но и организаторы, участники, а иногда и вдохновители образовательного процесса в группе. ( «Сделаем участок лучше», письмо солдату на СВО, сбор подарков детям Донбасса и д.р)

Перечень основных мероприятий:

Сентябрь:

Анкетирование по патриотическому воспитанию ребёнка. Цель: выявление знаний родителей к решению вопросов по патриотическому воспитанию дошкольников.

Привлечение родителей к участию в деятельности группы.

Родительское собрание «Патриотическое воспитание детей в семье»

Цель: педагогическое просвещение родителей по данной теме, привлечение родителей к планированию основных мероприятий

Октябрь:

Выставка семейных газет  «Семейные традиции».

Консультация  «Растим патриота», «Досуг семьи и роль ребёнка в нём».

Выставка совместных поделок (сотворчество детей и родителей) из природного материала «Осенние фантазии».

Ноябрь:

Консультация «Любовь к Родине начинается с любви к близким»

Досуг «День матери»

Декабрь:

Акция  «Кормушка для пернатых друзей».  Изготовление кормушек для птиц.

Выставка поделок сотворчество детей и родителей: «Новогоднее волшебство»

”Новогодний утренник”

Январь:

Участие родителей в проекте «Мой любимый Нижний», открытое занятие «Знатоки Нижнего Новгорода»

Папка — передвижка «Расскажи детям о своих любимых местах города.»

Консультация «Куда сходить с ребёнком в выходной».

Выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «Мои любимые места в городе»

Участие в создание макетов про Нижний Новгород.

Февраль:

Папка - передвижка  «Русские народные праздники».

Консультация «Есть такая профессия, Родину защищать»

Выпуск стенгазеты «Наши папы лучше всех»

Утренник «День Защитника Отечества»

Досуг спортивный вместе с папами  «Сильные, ловкие, дружные »

Март:

Консультация «Празднования Международного женского дня в России».

День 8 Марта совместно с родителями

Фотовыставка «Мамочка моя»

Апрель:

Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.

Консультация «12 апреля-День Космонавтики».

-Выставка рисунков детей. «Я рисую космос».

Май:

Консультации «Как рассказать ребёнку о войне.

Оформление  совместно с родителями стены памяти и книги памяти.

Участие в акции «Окна Победы»,

Совместное тематическое занятие  «9 мая- праздник Победы»

Участие в создании мини-музея в чемодане «Брестская крепость»

3.Этап. Заключительный

Цель: подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи в решении поставленных задач по патриотическому воспитанию детей.

Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей совместной работой по патриотическому воспитанию»

Проделанная работа позволяет сделать выводы, что в сложном деле воспитания подрастающего поколения патриотами особое значение имеет тесное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Только сообща можно воспитать любовь к Родине, к своим близким людям.

    Таким образом, в дальнейшем можно запланировать организацию совместного с родителями проекта по изучению многонациональности родного края, людях, профессии которых востребованы в нашем крае, помочь в доступной для детей форме рассказать об истории Нижегородской земли. Наша дальнейшая задача

- укреплять то т фундамент, на котором у детей будет развиваться и расти чувство любви к своей малой родины и к Отчизне в целом.

 

 

Литература:

1.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.

2.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3.Антонов Ю.Е, Левина Л. В., Розова О.В., Щербакова И. А. – 2 –е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. Гладкова Ю.А Взаимодействие с семьей: вопросы планирования.// Ребенок в детском саду. 2006

4.Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.

5.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.

6.Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф Патриотическое воспитание детей 4 – 6лет: Методическое пособие. - :ТЦ Сфера, 2007.

7.Мохонева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2014.

8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в саду. М. : Линко- Пресс, 2003

9.О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» , Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс» 2010

10. С чего начинается Родина? : Опыт работы по патриот. воспитанию в ДОУ: Сборник  Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2003.

11. «Дошкольнику об истории и культуре России» Г. Н. Данилиной. пособие для реализации гос. программы "Патриот. воспитание граждан Рос. Федерации на 2001-2005 годы"  Москва : АРКТИ, 2005

12.В.И.Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми» . Пособие для методистов и педагогов, издательство Мозаика синтез, Москва  2007 год.

13. Интернет ресурсы:

 https://infourok.ru/?

https://www.prodlenka.org/

https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Литературное развитие дошкольников как условие взаимодействия с родителями"

В XXI веке весь мир встал перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Процесс литературного развития, формирования в ребенке грамотного, талантл...

Презентация опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом»

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении....

Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи

В.А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким чел...

Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи

В.А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким чел...

«Формирование патриотических чувств старших дошкольников в условиях взаимодействия с родителями»

Требования общества, приоритеты, жизненные установки доказывают актуальность проблемы формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у  подрастающего поколения.  Одной из ва...

Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).

Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»...