Левша. Особый ребенок в детском саду
консультация
Статья содержит характеристику психологических особенностей левшей и рекомендации педагога-психолога по организации процесса обучения и воспитания маленьких левшей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levsha._osobyy_rebenok_v_detskom_sadu.docx | 7.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕВША. ОСОБЫЙ РЕБЁНОК В ДЕТСКОМ САДУ.
В современном быстро меняющемся обществе выросло количество леворуких детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. Повышение активного интереса к данному вопросу со стороны педагогов и психологов вызвано осознанием значения ведущего полушария в организации процесса обучения и воспитания детей.
Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, левой ноги, и передаёт информацию к левой ноге, руке, а левое полушарие обслуживает правую сторону.
Под левшеством понимается левая асимметрия — преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится лишь к леворукости, оно возможно в функциях всех парных органов.
Как показывают специальные исследования, значительный процент леворуких детей имеют нарушения речевого развития, вследствие несформированности речевого звукоразличения. Эта сфера психической деятельности попадает в зону риска у левшей и ее недоразвитие сказывается на успешности освоения как устной, так и письменной речи, а также на успешности всего процесса обучения.
Внешне речь левшат выглядит превосходно, но попробуйте проверить у них фонематический слух, артикуляторные способности, спросите, что именно означает то или иное слово. Результат, как правило, плачевный. Оказывается, что они воспринимают, запечатлевают и соответственно используют чужую речь глобально, целыми блоками без ненужных подробностей.
Так, И.Макарьев в своей работе «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок.
Данный вопрос является особенно актуальным в дошкольных учреждениях, осуществляющих коррекционную работу в области речевого развития. Так, МДОУ «Детский сад комбинированного вида №214» Заводского района г.Саратова посещают воспитанники, имеющие речевые нарушения, и нуждающиеся в оказании логопедической помощи. Тот факт, что с каждым годом среди таких детей явление левшества встречается всё чаще, обуславливает необходимость в систематическом сопровождении образовательного процесса педагогом-психологом.
Основной задачей работы педагога-психолога с леворукими детьми в дошкольном учреждении является создание оптимальных условий для гармоничного развития творческой личности, раскрытие личностного потенциала каждого ребёнка, организация эффективного и продуктивного общения со сверстниками и педагогами.
Дети, с ведущей левой рукой, и соответственно главенствующим правым полушарием, нуждаются в особых условиях организации процесса обучения и воспитания. Данная потребность вызвана особенностями восприятия окружающего мира и речевого развития левшей.
К особенностям личностных свойств леворуких детей чаще всего относятся: повышенная эмоциональность, ранимость, впечатлительность, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, как следствие этого — ограниченная работоспособность, раздражительность и обидчивость, подверженность различным страхам, пониженный эмоциональный фон. Высокий уровень тревожности сочетается у них с подвижностью, а также с добросовестностью и ответственностью. Ведущей направленностью у них выступает сфера общения.
Компенсировать данные особенности маленьких левшат позволяют их положительные качества личности: высокий уровень креативности, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность и ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству.
Часто воспитателей и родителей беспокоит вопрос – стоит ли переучивать левшу? Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.
Так, еще двадцать лет назад детей-левшей в нашей стране переучивали «на правую руку» и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала «неодинаковость» левшей. Над ними смеялись, их унижали. Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, не подозревая, как все это для малыша вредно.
Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка - левши в правшу. Все чаще детским психологам встречаются примеры, когда из-за процесса переучивания «на правую руку» ребенок с незаурядными способностями эти способности теряет безвозвратно.
Сегодня для того чтобы процесс обучения и воспитания в детском саду не являлся травмирующим для внутреннего мира маленького левши, вся работа организуется с учётом их личностных особенностей.
Сопровождение процесса обучения и воспитания левшей осуществляется комплексно, при согласованности усилий воспитателей, учителей-логопедов, педагога-психолога, родителей. Основная задача организационных мероприятий заключается в бережном отношении к этой уязвимой категории детей: устранении психосоциальных трудностей, возникающих на всем жизненном пути леворукового ребенка.
При выявлении леворукости у ребенка в семье должна сохраняться спокойная атмосфера, обсуждение этого факта проводится в отсутствии ребенка, меньше фиксируется внимание на его необычности и исключительности.
В семье, дошкольном учреждении поощряется использование детьми левой руки в быту, игре, при овладении письмом, рисовании, лепке. Леворукому ребенку выделяется за столом место с левой стороны. Свет из окна или настольной лампы должен падать с правой стороны.
В игровой обстановке, при общении, педагогами групп учитываются особенности личностных свойств, темперамента и прочие качества, свойственные левшам. Их вовлекают в подвижные игры, дают разнообразные поручения, требующие переключения внимания, вселяют в них уверенность в себя, способствуют их самоутверждению.
Принимая участие в родительских собраниях, семинарах, выступая на педагогических советах, посвящённых данному вопросу я предлагаю для педагогов и родителей следующие рекомендации:
- Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
- Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево.
- Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
- Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
- Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
- Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
- При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.
- Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.
В заключении хотелось бы с удовольствием отметить что, усилия всех педагогов, родителей и специалистов нашего дошкольного учреждения направлены на то, чтобы леворукие дети чувствовали себя такими же полноценными членами общества как и праворукие.
Мир без левшей был бы гораздо скучнее и неинтереснее. Левши способны привнести творческую искру и наполнить разноцветными красками самое бесцветное существование. Современный мир все больше начинает понимать левшей, - а это значит, человечество становится мудрее.
Педагог-психолог
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 214»
Заводского района г.Саратова
Ягодина Мария Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект «Особый ребенок в детском саду»
материал по реализации проекта...
Из опыта работы "Особый ребенок в детском саду"
Создать условия для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями....
Особые дети в детском саду.
Когда в группе детского сада появляется ребенок с особенностями (странностями) в поведении, воспитатель обязательно должен присмотреться к нему, для того, чтобы исключить у такого ребенка задержку пси...
Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"
Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"...
Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду:
Материал взят с сайта ДЕФЕКТОЛОГОГИЯ ПРОФhttps://www.defectologiya.pro/biblioteka/nejropsixologicheskoe_izuchenie_detej_s_tyazhelyimi_narusheniyami_rechi/...
Сообщение для педагогов «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ»
Если вы знаете одного человека с аутизмом,то вы знаете одного человека с аутизмом.Стивен Шор,профессор Университета Адельфи (США),имеет диагноз «аутизм»Ребенок аутист в детском саду. Эти д...
Сценарий вебинара на тему: «Особый» ребёнок в детском саду»
Тема вебинара «Особый» ребенок в детском саду.Понимая, что тема достаточно обширная, и в рамках одного вебинара охватить всю систему работы с особым ребенком не возможно. Мы хотим останови...