Методический проект «Особый ребенок в детском саду»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Методический проект «Особый ребенок в детском саду»
Вид проекта: информационно-образовательный, долгосрочный.
Руководитель проекта: Тимофеева Тамара Владимировна – заместитель заведующего по ВМР
Координатор проекта: Терехова Светлана Григорьевна – заведующий
Участники проекта: узкие специалисты и воспитатели, родители, дети
Сроки реализации проекта: 2010 г. – 2013 г.
Актуальность проекта
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) рассматривается как приоритетное направление современной политики в образовании. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, интеграцией, социальной адаптацией лиц с ОВЗ, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании», дети с ОВЗ имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия, оздоровление, реабилитацию и социальную адаптацию. Государственная политика в отношении детей с ОВЗ является важнейшей составляющей социокультурной политики страны.
Проблемы специального образования в нашем городе актуальны. Это связано с неуклонным ростом количества детей с нарушением в развитии. Выявление детей с ОВЗ привело к созданию единого развивающего пространства в детском саду: открытие групп комбинированной направленности (4 группы в д/с).
Цель проекта: создание системы коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями развития (дети с общим недоразвитием речи) как одно из условий повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Деятельность сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:
- Индивидуальное сопровождение воспитанников, которое предполагает создание условий для выявления «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются.
- Системное сопровождение – направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.
Ключевым направлением деятельности методической службы детского сада выступает: разработка и научно-методическое обеспечение процессов обновления и внедрения содержания коррекционного образования, модернизация технологий образования и развития воспитанников с общим недоразвитием речи; оказание методической помощи в решении профессиональных проблем педагога специального образования; развитие и саморазвитие профессионального мастерства педагогов с учётом изменений и особенностей образовательного пространства.
Системное сопровождение осуществляется в нескольких направлениях:
- участие в разработке и реализации основной образовательной программы детского с учетом ФГТ для создания более благоприятных условий развития ребенка;
- создание коррекционной программы, направленной на преодоление речевых проблем у детей с ОВЗ.
Таблица 1 – Задачи проекта и ожидаемы результаты
№ | Задачи | Ожидаемый результат |
1 | Обеспечить повышение квалификации педагогов детского сада по комплексному коррекционно-развивающему сопровождению детей с ОВЗ |
|
2 | Создать в детском саду специальное, коррекционно-развивающее пространство |
|
3 | Обеспечить комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с ОВЗ в соответствии со спецификой его речевого нарушения |
|
4 | Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ и привлекать родителей к непосредственному участию в развитии своего ребенка |
|
Методы реализации проекта
Научно-теоретические:
- изучение нормативных документов, инструктивно-методических рекомендаций;
- изучение и анализ литературы по избранной теме.
Эмпирические:
- биографический метод (изучение предоставленной родителями документации (медицинских сведений, заключений ПМПК, психолого-педагогических характеристик);
- психодиагностический метод (анкетирование);
- педагогическое наблюдение, беседа с ребенком и родителями;
- психолого-педагогическая диагностика детей
- анализ продуктов деятельности.
Обрабатывающие:
- количественная и качественная обработка данных.
Таблица 2 – Возможные риски проекта
№ | Возможный риск | Возможный способ преодоления |
1 | Отсутствие специальной коррекционной подготовки воспитателей и узких специалистов | Курсы повышения квалификации |
2 | Пассивность родителей в преодолении проблем развития своего ребенка | Использование разных форм работы с родителями для привлечения их к совместной работе |
3 | Недостаточная осведомленность родителей о комплексном коррекционном процессе | Консультативно-разъяснительная работа узких специалистов |
4 | Увеличение срока коррекции из-за сопутствующих проблем здоровья | Рекомендации по обследованию и лечению сопутствующих заболеваний |
5 | Недостаточное финансирование | Привлечение спонсорских средств |
6 | Пассивность педагогов в реализации коррекционно-развивающего сопровождения | Повышение мотивации педагогов посредством организации смотров-конкурсов, стимулирующих выплат. |
Таблица 3 – Этапы реализации проекта
№ | Содержание работы | Срок исполнения | Ответственные |
Подготовительный: сентябрь 2010 – август 2011 г. Цель: создание условий для внедрения модели коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с общим недоразвитием речи в условиях групп комбинированной направленности детского сада | |||
1. | Изучить нормативные документы, научно-методическую литературу по теме проекта. | сентябрь | Зам. заведующего воспитатели |
2. | Определить состав специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения. | сентябрь | Воспитатели |
3. | Разработать модель коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с общим недоразвитием речи в условиях групп комбинированной направленности детского сада. | октябрь | Зам. заведующего Воспитатели |
4. | Определить алгоритм и основные направления деятельности специалистов коррекционно-развивающего сопровождения. | октябрь | Воспитатели |
5. | Определить область деятельности каждого специалиста в процессе коррекционно-развивающей работы. | октябрь | Заведующий Зам. заведующего |
6. | Определить показатели, отражающие динамику речевого развития. | ноябрь | Зам. заведующего |
7. | Мастер-класс для педагогов: «Использование метода проектов в формировании развитии у дошкольников социально-коммуникативной компетентности | ноябрь | Зам. заведующего |
8. | Тематический контроль на тему: «Анализ коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников в детском саду» | январь-февраль | Заведующий Зам. заведующего |
9. | Подобрать и разработать мультимедийные презентации по каждой лексической теме | декабрь | Зам. заведующего Учителя-логопеды |
10. | Разработать комплекс игр и игровых упражнений, направленных:
| май | Зам. заведующего Учителя-логопеды |
11. | Методические рекомендации:
| декабрь февраль апрель | Зам. заведующего |
12. | Выявление детей с нарушениями речи и направление их на городскую ПМПК для уточнения диагноза и определения дальнейшей формы обучения | май | Зам. заведующего Учителя-логопеды |
13 | Мониторинг речевого развития детей с ОНР | сентябрь январь май | Учителя-логопеды |
14. | Общее родительское собрание: «Проблема раннего выявления дефектов произношения и оказание специальной коррекционной помощи детям» | февраль | Учителя-логопеды |
15 | Анкетирование родителей на тему: «Роль семьи в формировании коммуникативной активности дошкольников» | март | Учителя-логопеды |
16. | Консультация на тему: «Роль семьи в формировании коммуникативной активности дошкольников» | апрель | Учителя-логопеды |
17. | Привлечение родителей к обогащению развивающей среды в группе | в теч. года | Воспитатели Учителя-логопеды |
18 | Заключить договор о сотрудничестве с городской психолого-медико-педагогической комиссией. | январь | Заведующий |
19. | Заключить договор о сотрудничестве с Тольяттинской городской творческо-театральной общественной организацией «Браво». | октябрь | Заведующий |
20. | Привлечение спонсорских средств на оснащение логопедического кабинета. | в теч. года | Заведующий |
Основной этап: сентябрь 2011г. – июнь 2012г. Цель: обеспечение тактики внедрения модели коррекционно-развивающего сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях групп комбинированной направленности детского сада | |||
1. | Разработать структуру комплексного обследования детей в логике коррекционно-развивающего сопровождения | сентябрь | Зам. заведующего Учителя-логопеды |
2. | Провести диагностику индивидуальных показателей здоровья; психофизического, личностного, речевого развития, развития познавательной активности детей | сентябрь | Зам. заведующего Учителя-логопеды Воспитатели |
3. | Организовать работу психолого-медико-педагогический консилиума | октябрь февраль май | Зам. заведующего Воспитатели Узкие специалисты |
4. | Разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом рекомендаций всех специалистов | октябрь | Зам. заведующего Учителя-логопеды Воспитатели Специалисты |
5. | Составить комплексно-тематические планы работы по речевому развитию дошкольников на год | октябрь | Зам. заведующего Учителя-логопеды Воспитатели Специалисты |
6. | Обновить и пополнить речевые центры во всех группах | в теч. года | Учителя-логопеды Воспитатели |
7. | Пополнить методический кабинет и группы специальной методической, детской литературой и наглядными пособиями | в теч. года | Зам. заведующего Учителя-логопеды Воспитатели |
8. | Составить и пополнить картотеки: по логоритмике, дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастик. | ноябрь | Зам. заведующего Узкие специалисты Воспитатели |
9. | Применять инновационные компьютерные технологии в воспитательно-образовательный процесс. | постоянно | Учителя-логопеды Воспитатели |
10. | Использовать разные виды логопедического массажа: классический и зондовый (массажный и постановочный). | постоянно | Учителя-логопеды |
11. | Провести промежуточную диагностику индивидуальных показателей здоровья; психофизического, личностного, речевого развития, развития познавательной активности детей. | январь | Узкие специалисты Воспитатели |
12. | Педсовет на тему: «Формирование социально- коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста». | декабрь | Заведующий Зам. заведующего |
13. | Консультация на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности дошкольников». | март | Воспитатели |
14 | Постоянно действующий практикум «Говори правильно!» | 1 раз в 2 месяца | Учителя-логопеды |
15. | Смотр-конкурс «Лучший речевой центр» | февраль | Воспитатели |
16. | Окружной семинар-практикум для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» | Апрель | Заведующий Зам. заведующего Узкие специалисты Воспитатели |
17. | Всероссийский конкурс инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети». | февраль | Зам. заведующего |
18. | Тематический контроль на тему: «Результативность коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников в условиях комбинированных групп». | декабрь | Заведующий Зам. заведующего |
19. | Провести мониторинг эффективности применения модели психолого-педагогического сопровождения. | 1 раз в месяц | Зам. заведующего Учителя-логопеды |
20. | Организовать дополнительные образовательные услуги:
| в теч. года | Учителя-логопеды Педагог-психолог |
21. | Родительское собрание: «Развитие правильной речи – важное условие умственного воспитания и подготовки к школе». | февраль | Учителя-логопеды |
22. | Оформление наглядной информации:
| октябрь декабрь февраль апрель май декабрь | Зам. заведующего Учителя-логопеды Воспитатели |
23. | Консультация на тему: «Как помочь ребенку заговорить». | март | Учителя-логопеды |
24. | Памятки:
| ноябрь январь | Воспитатели Учителя-логопеды |
25. | Рекомендации: «Проведите с детьми дома» (проведение артикуляционной гимнастики, чтение и заучивание наизусть художественного слова по тематике недели, работа в логопедическом альбоме). | в теч. года | Учителя-логопеды |
26. | Участие родителей в подготовке и проведении речевых мероприятий с детьми в детском саду. | в теч. года | Учителя-логопеды Воспитатели |
27. | Участие представителей Центральной библиотеки г.о. Жигулевск:
| в теч. года | Заведующий Зам. заведующего Воспитатели |
Заключительный: июль 2012 г. – май 2013г Цель: анализ и систематизация материалов, формулировка общих выводов | |||
1. | Провести сравнительный анализ показателей, отражающих динамику речевого и познавательного развития детей | сентябрь | Зам. заведующего Учителя-логопеды |
2. | Обобщить и представить к распространению опыт работы специалистов коррекционно-развивающего сопровождения | в теч. года | Зам. заведующего Учителя-логопеды |
3. | Разработать рекомендации для всех специалистов коррекционно-развивающего сопровождения | январь | Зам. заведующего Учителя-логопеды |
Таблица 4 – Ресурсное обеспечение
Методическая служба | Является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план |
Медицинская служба | Изучение и оценка соматического здоровья и состояния нервной системы ребенка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями |
Логопедическая служба |
|
Психологическая служба |
|
Воспитатели | Закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую и др. виды детской деятельности), в содержание НОД (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность), а так же в режимные моменты. |
Музыкальный руководитель | Осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмических мероприятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, просодическая сторона речи (темп, тембр, мелодика, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребёнка с ОНР усложняется лингвистический материал – от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх-драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках. |
Инструктор по физической культуре | Решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию (укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков), способствующие формированию психомоторных функций; а также специальные коррекционно-развивающие (развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно-временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве). Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико-грамматических средств языка путём специально подобранных, с учётом изучаемой лексической темы, подвижных игр и упражнений. |
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- создание эффективной службы комплексного сопровождения;
- ранняя диагностика выявления различного рода проблем у детей, определения причин их возникновения, использование наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
- индивидуальное сопровождение развития ребенка, направленное на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения;
- реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в познавательной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья детей;
- повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса и уровня комфортности ребенка в образовательном учреждении;
- обеспечение психологической безопасности образовательного пространства;
- распространение опыта сопровождения.
Заключение
Построение эффективной системы коррекционно-развивающего сопровождения в образовательном учреждении позволит решать проблемы развития и образования детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса, в центре которого интересы ребенка как формирующейся личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Особый ребенок в детском саду"
Создать условия для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями....
Методическая разработка. Адаптация ребенка в детском саду.
Адаптация ребенка в детском саду....
Методические рекомендации "Адаптация ребенка в детском саду".
laquo;Адаптация ребёнка в детском саду».Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомы...
Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"
Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"...
Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду:
Материал взят с сайта ДЕФЕКТОЛОГОГИЯ ПРОФhttps://www.defectologiya.pro/biblioteka/nejropsixologicheskoe_izuchenie_detej_s_tyazhelyimi_narusheniyami_rechi/...
Сообщение для педагогов «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ»
Если вы знаете одного человека с аутизмом,то вы знаете одного человека с аутизмом.Стивен Шор,профессор Университета Адельфи (США),имеет диагноз «аутизм»Ребенок аутист в детском саду. Эти д...