Особые дети в детском саду.
статья по коррекционной педагогике на тему

Синькова Ольга Сергеевна

Когда в группе детского сада появляется ребенок с особенностями (странностями) в поведении, воспитатель обязательно должен присмотреться к нему, для того, чтобы исключить у такого ребенка задержку психического развития, а что, если перед вами ребенок со скрытой одаренностью? Для чего так необходимо своевременно выявлять таких детей еще в дошкольном возрасте?

Знание закономерностей развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте, имеет первостепенное значение для построения психолого-педагогической диагностики. Ранний возраст является благоприятной почвой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. И чем раньше такие условия создаются, тем успешнее корриги­руются недостатки развития, преодолевается отставание. Как по­казывает опыт дошкольных групп и специальных садов для детей с задержкой психического развития, в результате двухлетнего коррекционного дошкольного воспитания и обучения около 80% выпускников оказываются под­готовленными к обучению в обычной школе.

      Как это ни казалось бы странным, но к группе риска в детском саду относятся и одаренные дети, дети, которыми должны были бы гордиться воспитатели. Должны были бы… Но… если ребенок необычный… и из детей с особо выдающимися данными и поражающими всех способностями, то, безусловно, с ним гораздо больше хлопот, чем с его ровесниками, особенно если у дошкольника общие способности с ярким интеллектом. Да и не только общие, но и специальные. Главное, что он не такой, как все остальные дети в группе. А это означает, что к нему нужен особый подход.  Конечно, воспитателю необходимо «разглядеть» в своих воспитанниках даже зачатки одаренности, чтобы вовремя направить малышей к тем специалистам, которые сумеют подтвердить или отвергнуть его предположение. Давайте рассмотрим особенности данных групп детей в сравнении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Особые дети в детском саду.

Подготовила

Педагог-психолог

МДОУ ИРМО «Листвянский детский сад»

Синькова О.С.

Когда в группе детского сада появляется ребенок с особенностями (странностями) в поведении, воспитатель обязательно должен присмотреться к нему, для того, чтобы исключить у такого ребенка задержку психического развития, а что, если перед вами ребенок со скрытой одаренностью? Для чего так необходимо своевременно выявлять таких детей еще в дошкольном возрасте?

Знание закономерностей развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте, имеет первостепенное значение для построения психолого-педагогической диагностики. Ранний возраст является благоприятной почвой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. И чем раньше такие условия создаются, тем успешнее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание. Как показывает опыт дошкольных групп и специальных садов для детей с задержкой психического развития, в результате двухлетнего коррекционного дошкольного воспитания и обучения около 80% выпускников оказываются подготовленными к обучению в обычной школе.

      Как это ни казалось бы странным, но к группе риска в детском саду относятся и одаренные дети, дети, которыми должны были бы гордиться воспитатели. Должны были бы… Но… если ребенок необычный… и из детей с особо выдающимися данными и поражающими всех способностями, то, безусловно, с ним гораздо больше хлопот, чем с его ровесниками, особенно если у дошкольника общие способности с ярким интеллектом. Да и не только общие, но и специальные. Главное, что он не такой, как все остальные дети в группе. А это означает, что к нему нужен особый подход.  Конечно, воспитателю необходимо «разглядеть» в своих воспитанниках даже зачатки одаренности, чтобы вовремя направить малышей к тем специалистам, которые сумеют подтвердить или отвергнуть его предположение. Давайте рассмотрим особенности данных групп детей в сравнении.

Одаренные дети

Дети с ЗПР

определение

Согласно определению одаренности, разработанному отделом образования США, одаренные дети, это индивиды, которые могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в  интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.

Дети с минимальными повреждениями мозга, имеющие расстройство одного или более основных психических процессов, которые участвуют в понимании или использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчеты.  Носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении.

портрет

1.  Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. Ваш воспитанник будет досаждать вопросами обо всем, хотя вам в группе не до них, другие цели и заботы.

2.  Дети отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач

3.  Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

4. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.  Обладает богатой фантазией, воображением.

5.  Отличная память, большой словарный запас

для постоянных размышлений.

6.  Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

1. Одна из основных особенностей – низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Отсутствует интерес к познавательным задачам и готовности их решать. Дети пытаются «уйти» от заданий: заговаривают на другую тему, просто отказываются от выполнения – «не знаю», «не умею».

2. С большим трудом переключается с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.

3. Тяготеет к механической работе, не требующей умственных усилий (заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок и т. п.). Стремится избежать всяких умственных усилий.

4. Плохо регулирует собственные действия. При выполнении задания не умеет следовать инструкции, сличать уже проделанное с тем, что еще предстоит выполнить.

5. Отстает от детей в речевом развитии, что проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличия, а также в низкой речевой активности.

6. Американские психологи и клиницисты описывают “синдром дефицита внимания”, часто сочетающийся с гиперактивностью, характерный для детей с зпр  

Физические характеристики

1. Физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Однако замечено, что даренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2. Особенно бросается в глаза большая разница между высоким интеллектом и деятельностью, при выполнении которой необходимо хорошо владеть руками. Обычно руки отстают от головы, и это может приводить к зависимости малыша от взрослых (дети –неумехи) и может быть причиной насмешек сверстников, опережающих нередко вундеркиндов в развитии как грубой, так и тонкой моторики ребенка.

3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

1.Характерны имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений.

В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

2. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом.

Психологические особенности

1. Одаренный ребенок дошкольного возраста характеризуется выраженной активностью, устойчивым интересом к разным видам деятельности и сферам действительности, высоким уровнем развития способностей и овладения детскими видами деятельности.

Не умеют переживать неудачи, впадая в отчаяние.

Такие дети обычно легко ранимы.

Благодаря прекрасному воображению довольно часто живут в своем виртуальном мире, пугая своими фантазиями взрослых.

Имеют высокий индекс страхов, не всегда связанных с реальностью.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.  

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

    Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот; внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении.

Эффективность восприятия (слухового, зрительного, тактильного) снижена по сравнению с нормально развивающимися детьми, что является одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.

    Доказательством недостатков тактильной чувствительности являются трудности в определении места прикосновения к разным участкам их кожной. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум разным участкам кожи.

     Обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны.

Наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического)

Внимание характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий

Отношения со сверстниками

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для одаренного ребенка становиться востребованной и группа сверстников. Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого и т. д

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности. Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

 В то же время, если малышу свойственна социальная одаренность, тогда он может стать помощником воспитателя в группе, легко вступая в общение со своими ровесниками как в играх, так и в других видах деятельности.

Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхности контактов, слабому поддерживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы;

Расторможенность психических процессов ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры) и неадекватных способов выхода из конфликтов.

Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным без повода. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Поведенческие особенности

Концентрируют все свои интересы на той деятельности, в которой одарены, игнорируя другие области знания, из–за чего часто относятся к группе отстающих и неуспешных детей; в этом случае демонстрируют скуку на занятиях и во время игр,

Доставляют много хлопот воспитателю своими бесконечными «почему» или же тем, что постоянно пытаются вырваться из  общей шеренги ровесников в группе;

    Избирательны в еде, что в условиях детского сада превращается в большую проблему

   Отказываются от дневного сна. Свойственна неприязнь к школе (в нашем случае нежелание ребенка посещать детский сад);

   Отрицают стандартные требования (дошкольник часто как бы «не слышит» пожелание воспитателя);

    Некоторым свойственны клоунада и шутовство, мешающие воспитателю.

Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, — поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4 — 5 лет, т.е. разница в 2 — 3 года.

Большинство детей с ЗПР психически неустойчивы. Это определяет особенности их общественного поведения: оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, мало предсказуемо.  

Желание добиться похвалы удовлетворяется путем хвастовства, обмана; стремление иметь какую-нибудь вещь - воровства,

Особенности Диагностики

Одаренность разделяют на явную и скрытую.

При явной одаренности почти нет никаких препятствий для ее диагностирования. Она напоминает собой росток, пробивающийся сквозь асфальт, вызывая восторг и восхищение у окружающих. Такая одаренность диагностируется методом наблюдения воспитателем, но ее наличие обязательно должен подтвердить специалист в данной области.

У ребенка может быть скрытая одаренность, одаренность — невидимка, надевающая на себя часто маски, вплоть до масок бесперспективного ребенка.

Известно, что многие выдающиеся люди в детстве ничем не отличались от своих ровесников и не считались вундеркиндами. А некоторые из них не успевали в школе по многим предметам и имели проблемы в поведении. По данным ряда исследователей (А. М. Матюшкин, Ю. З. Гильбух), занимающихся этой проблемой, около трети неуспевающих учеников — одаренные дети. Такую одаренность диагностировать очень не просто.

Несмотря на то что алгоритма прогнозирования одаренности ребенка до сих пор еще нет, многие исследователи пытаются разработать собственные тесты прогнозирования различных видов одаренности детей.

Однако даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не гарантируют от ошибок.

Рассматривая особенности задержки психического развития в дошкольном возрасте, нельзя не отметить, что выделить ее в этом возрастном периоде — задача достаточно сложная.

Связано это с тем, что при задержке психического развития наблюдаются  отставания в развитии разных функций, сходные с проявляемыми при умственной отсталости  и  наблюдаемые  при выраженных нарушениях речевого развития. Дифференцировать их довольно трудно, тем более что еще недостаточно изучены дошкольники как с задержкой психического развития, так и с недостатками развития речи. Поэтому часто ни психолог, ни врач-психоневролог не решаются ставить диагноз задержки психического развития у детей младше 5-летнего возраста.

Больше всего детей с ЗПР характеризует сюжетно-ролевая игра.  Самостоятельно, как правило, они играть никогда не начинаю. Смысл игры для них — совершение действий с игрушками. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием недостаточных представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Бедность игровых действий сочетается с низкой эмоциональностью игрового поведения и несформированностью  действий замещения. В редких случаях использования какого-то предмета в качестве заместителя (например, палочки в качестве термометра при игре “в больницу”) приобретает застойно фиксированное значение и не используется в других ситуациях в другом качестве. В целом игра детей носит стереотипный, нетворческий х-р.

Вывод:

Одна из основных особенностей детей с ЗПР – низкая познавательная активность,

а сильно выраженное стремление к познанию — первейший признак незаурядности развивающихся способностей. Кстати, это один из самых хороших диагностирующих признаков, который может помочь заметить и не раскрытые еще способности

Список литературы

Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться. Баркан А. И. М.: Олма Медиа Групп, 2015. 176 с.

Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

Рабочая концепция одаренности Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В.,

Специальная психология. Под редакцией В.И. Лубовского

Учебное пособие. Высшее образование,  Москва ACADEMA 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Особый ребенок в детском саду"

Создать условия для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями....

Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"

Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"...

Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду:

Материал взят с сайта ДЕФЕКТОЛОГОГИЯ ПРОФhttps://www.defectologiya.pro/biblioteka/nejropsixologicheskoe_izuchenie_detej_s_tyazhelyimi_narusheniyami_rechi/...

Сообщение для педагогов «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ»

Если вы знаете одного человека с аутизмом,то вы знаете одного человека с аутизмом.Стивен Шор,профессор Университета Адельфи (США),имеет диагноз «аутизм»Ребенок аутист в детском саду. Эти д...

Сценарий вебинара на тему: «Особый» ребёнок в детском саду»

Тема вебинара «Особый» ребенок в детском саду.Понимая, что тема достаточно обширная, и в рамках одного вебинара охватить всю систему работы с особым ребенком не возможно. Мы хотим останови...