Сообщение для педагогов «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Исаева Евгения Витальевна

Если вы знаете одного человека с аутизмом,
то вы знаете одного человека с аутизмом.

Стивен Шор,
профессор Университета Адельфи (США),
имеет диагноз «аутизм»

Ребенок аутист в детском саду. Эти дети не похожи на обычных ребятишек. Они словно живут в своем мире, где нет места остальным людям. Почему возникает аутизм – наука четкого ответа не дает. Весьма вероятно, одной из причин может считаться нарушение развития плода в утробе матери, что приводит к патологии функций мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение для педагогов

«ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ»

Выполнил:

Исаева Евгения Витальевна

МБДОУ «Детский сад №131»

Если вы знаете одного человека с аутизмом,
то вы знаете одного человека с аутизмом.

Стивен Шор,
профессор Университета Адельфи (США),
имеет диагноз «аутизм»

Ребенок аутист в детском саду. Эти дети не похожи на обычных ребятишек. Они словно живут в своем мире, где нет места остальным людям. Почему возникает аутизм – наука четкого ответа не дает. Весьма вероятно, одной из причин может считаться нарушение развития плода в утробе матери, что приводит к патологии функций мозга.

Ребенок аутист: характеристика

Ребенок аутист в детском саду. Аутистам не нужны общение, болтовня с другими детьми и веселые игры. Они не реагируют ни на какие словесные раздражители, поэтому мамы и папы могут даже решить, что у малыша проблемы со слухом. Однако слух в порядке, просто все, что происходит за границами мира аутиста, не интересует его.

Любознательность, любопытство, попытки экспериментировать – все эти качества не подходят детям с аутизмом. Игрушки не интересны, разве что может быть одна, с которой несмышленыш не расстается, однако играть он с ней будет не так, как сверстник. Движения больного аутизмом монотонные, ограниченные. Если малыш с нормальным психологическим развитием – непоседа, хочет увидеть и узнать все, что находится вокруг него, то аутист способен часами разглядывать одну и ту же картину или смотреть в окно, к примеру, на движущийся транспорт, ни на что не отвлекаясь. Стереотипность – одна из главных и отличительных черт людей с аутизмом.

Движения тела такого малыша тоже болезненно последовательны: либо идет сгибание пальцев, либо подергивается голова, либо приподнимаются и опускаются плечи. Аутистов можно узнать также по походке. Они не могут идти обычным шагом. Либо становятся на цыпочки, либо раскачиваются при каждом шаге, либо присутствуют странные подскоки. Маршрут всегда однотипен. Стереотипность характерна и для действий. Он может безостановочно рвать бумагу, щелкать выключателем, монотонно пересыпать песок. Речь тоже подвержена стереотипности. Малыш повторяет одну и ту же фразу несколько раз, словно не расслышал ответа. Подобная вербальная патология сказывается на общем развитии, оно идет с заметной задержкой. Нередки случаи, когда аутист и вовсе не говорит.

Также отличительными чертами аутистов следует считать отсутствие сосредоточенности и чувства самосохранения, невозможность апеллировать абстрактными и символическими образами.

Может ли ребенок с РАС посещать обычный детский сад: законы

Ребенок аутист в детском саду. Аутизм – заболевание непростое, однако малыш вполне может стать воспитанником детского дошкольного учреждения. Согласно статье 64 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании», разработанные программы дошкольного образования направлены на «разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей». Благодаря этим программам дошкольники должны достигнуть того уровня развития, которое потребуется для освоения образовательных программ в начальном школьном звене. Причем закон утверждает, что к детям должен быть индивидуальный подход.

Пусть малыш с аутизмом не способен еще находиться в социуме, но искусственно ограничить его мир – усугубить имеющуюся проблему. Однако в обычном детском саду все равно понадобится помощь психолога, дефектолога, логопеда и тьютера. Последний будет постоянно контактировать с ребенком. Так, по Приказу Министерства образования и науки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» образовательное учреждение обязано создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы те могли получить необходимое образование.

Как работать с ребенком аутистом в ДОУ

Ребенок аутист в детском саду: что делать? Как с ним работать? Поскольку малыш с таким заболеванием погружен в одиночество, коррекционная работа с ним требует особых правил.

Аутист не может устанавливать контакты:

-эмоциональные;

-зрительные;

-коммуникативные. 

Любое воздействие может вызвать агрессию, истерику.

Поэтому воспитателю, которому нужно наладить контакт с таким непростым воспитанником, потребуются:

-стремление к методическому и ежедневному обучению;

-большая доброжелательность;

-огромное терпение;

-предельная внимательность;

-позитивный настрой;

-Обязательное поощрение дошкольника за каждую попытку выполнить задание;

-понимание состояния малыша;

-требовательность.

Процесс адаптации всегда длительный. Невозможно отвлечься, расслабиться, всегда должна быть предельная готовность к действиям и поступкам больного аутизмом, которые он не в состоянии контролировать.

Когда дошкольник приходит в обычный детский сад, ему нужно помочь понять новую для него атмосферу. Каждое действие комментируется, каждый новый объект объясняется спокойно и неоднократно. Общение со здоровыми сверстниками – это хороший шаг вытянуть малыша из мира одиночества.

Установить контакт – вот что должен сделать педагог. Сначала идет просто наблюдение за малышом. Потом идет первое «общение» – буквально несколько секунд, это зрительное воздействие. Затем нужна пауза в четверть часа. Потом снова идет попытка второго контакта. Теперь он будет чуть длительней. И снова отпустить дошкольника. После перерыва новый контакт. Такое поведение через некоторое время даст положительный результат.

Когда первый шаг к общению сделан, педагог может уже следовать за малышом, разговаривать с ним, комментируя его действия. Однако не следует испытывать воспитанника прямым взглядом, он этого не выдержит. Когда воспитателю становится ясно, что интересно малышу, можно начинать коррекционную работу. Важно понимать, что сразу полноценных плодотворных занятий не будет, большее время заполнят паузы отдыха, однако для аутиста и они имеют огромное значение. Ведь в это время он все равно уже не так одинок.

На занятиях следует использовать сенсорные игры, где в основу положено раздельное внимание.

Предметные игры строятся так, чтобы научить понимать пространство вокруг себя. Постепенно в играх появится сюжет, совсем простой, понятный малышу. Главная цель – убрать из игры стереотипное поведение.

Опытные педагоги, имеющие большой стаж работы с детьми аутистами, располагают в игровой комнате зеркала, где ученик может видеть себя со стороны. Это помогает ему развивать ориентацию. 

Большое значение имеет наука социально-приемлемого поведения. Да, аутист не умеет контактировать, его поступки часто неправильные, с точки зрения других людей, однако пресекая это поведение, можно достигнуть результатов.

Обязательно в конце дня воспитатель проговаривает с родителями воспитанника и самим ребенком все события, которыми был насыщен день. 

Основные признаки аутизма у ребенка дошкольного возраста.

Ребенок аутист в детском саду: по каким признакам можно распознать заболевание? В разном возрасте аутизм имеет особую клиническую картину. Специалисты разделяют три возрастные группы аутизма:

-ранний (малыши до трехлетнего возраста);

-детский (с трех до 10 лет);

-подростковый (с 11 до 15 лет).

Понять, что малыш болен аутизмом, можно, когда ему года два. Проблемы с речью, странное поведение, замкнутость, постоянно повторяющиеся одни и те же движения – вот признаки неврологического заболевания.

Нередко аутизм проявляется позже пяти лет. Дошкольник по-прежнему общается со сверстниками, однако интереснее ему быть наедине с собой. Такие дошколята порой обладают очень хорошей памятью, интеллектуальные способности высокие. Но делиться с миром своими познаниями не интересно.

Дети аутисты обычно тихие. Их могут заинтересовать вещи, которые здоровой ребятне не будут интересны. К примеру, если кроха часами рассматривает рисунок на обоях, не обращая внимания ни на что другое, то родителям стоит призадуматься. Эти признаки с возрастом начнут усиливаться.

Клиническая характеристика

Для детского аутизма характерны следующие черты:

отсутствие контакта с людьми;

поведенческая стереотипность;

речевая несостоятельность;

тревожная настороженность при сенсорном воздействии;

неуклюжесть;

отсутствие бытовых навыков;

неумение контролировать свои движения;

нет чувства опасности либо сверхосторожность;

характерен взгляд мимо объекта;

замедленная реакция;

неумение пользоваться органами зрения, слуха;

нарушения вкусовых ощущений;

отсутствие позитивного отношения к родным людям.

Психологическая характеристика

Дети до трех лет, больные аутизмом, имеют такие отклонения:

концентрируются на мелочах, а не на игрушке в целом;

не знают предназначение предметов;

погружены в себя;

знакомство с игрушками порой идет с помощью органов вкуса и обоняния;

разглядывание предметов происходит при поднесении их близко к глазам, причем под углом;

засыпают плохо, могут часто просыпаться, страдать бессонницей;

неадекватно реагируют на боль.

Дошкольники постарше приобретают новые особенности поведения:

не хотят что-либо изменить в своей жизни, боятся нового;

не могут переключаться с одного действия на другое;

негативные эмоции сопровождаются нанесением себе укусов, ударов;

не могут концентрировать внимание;

плохой аппетит и неважное пищеварение;

узкие навыки;

трудности с воображением.  

В социуме таким детям находиться сложно, так как отсутствует желание общения с другими людьми.

Педагогическая характеристика

Ребенок аутист в детском саду. Непривычное мышление, буквальность понимания окружающего, излишняя конкретика могут одновременно сопровождаться аутическими фантазиями и способностями, которых не имеют обычные дети. К примеру, аутисты могут быть великолепными шахматистами, блестящими математиками и при этом не иметь бытовых навыков.

Педагоги отмечают:

игнорирование жестов и слов, направленных к ученику;

невозможность подражать, слабо развитая способность повторять;

задержка развития;

боязнь раздражающих факторов: света, запаха, звуков;

страх незнакомой обстановки;

психологический дискомфорт от внимания;

отсутствие умений приспосабливаться;

однообразные движения и речь;

слабая моторика.

Специалисты различают четыре группы аутизма: 

первая – полное отгораживание от мира;

вторая – отвержение окружающей действительности, присутствуют страхи, избирательность в еде, физическое общее недомогание, речь слабо развита;

третья – стереотипное поведение, переживание превалируют, однако эти дети успешнее обучаются, обладают более развитой речью;

четвертая – общение с миром проходит тяжело, нужна постоянная психологическая помощь со стороны родных, коррекционная работа приносит хорошие плоды для социальной адаптации и обучения.

Речевое развитие

Первые нарушения заметны у аутистов еще в младенческом возрасте. Так, такие крохи не лепечут, у них нет мимики, нет жестов. Если у полуторагодовалого малыша нет ни одного слова в его словаре, то налицо патология развития. Если двухлетка не может осмысленно сказать предложение, это тоже нарушение развития.

У дошкольников постарше уже видны коммуникативные нарушения:   

крик и визг вместо слов;

неумение распоряжаться местоимениями;

использование слов, которые имеют другой смысл;

непонимание фраз, имеющих переносное значение;

непонимание метафор;

словарь обогащается придуманными словами;

странная жестикуляция;

использование речевых штампов;

сложность в построении предложения;

первого лица в речи нет совсем.

В тяжелых случаях аутизма дети вообще отказываются говорить, однако с удовольствием пишут и с письменной речью не имеют проблем.

Как правильно обучать и воспитывать ребенка с РАС

Для развития детей с аутизмом важно грамотно выстроить день.Соблюдение режима дня – обязательно. Причем неоднократно проговариваются все моменты. Для наглядности желательно смастерить «режимный» альбом. Каждый снимок обозначает какой-либо важный эпизод. К примеру, родители могут каждый раз сопровождать свои слова демонстрацией фотографии момента, о котором идет речь.

Выбирая игры, нужно учитывать детский интерес. Нужно демонстрировать предмет, и если он понравился, с этой игрушкой и проводится занятие. И снова мнение малыша родитель подтверждает утвердительной фразой.

Психологи советуют записывать все, что происходит с ребенком, отмечая все детали и успехи. Такие записи понадобятся в работе специалистам, ведущим коррекционные занятия. Они должны видеть динамику.

Нужно обязательно посещать реабилитационный центр.

Для занятий следует выбирать время, когда малыш в хорошем настроении, сыт и бодр, в противном случае никаких успехов не будет. 

Все лишние звуковые раздражители во время занятий нужно исключить, а лишние предметы убрать.

После игры предмет, с которым контактировал малыш, следует спрятать. Так можно научить переключаться с одного действия на другое.

Обустройство собственного детского рабочего уголка.

Зрительный контакт с малышом очень важен, поэтому он должен видеть лицо, читать мимику и иметь возможность повторять действия.

Ни в коем случае не должны проявляться грубость, излишняя строгость и крик.

Главное, что нужно делать в работе с аутистами, – не торопиться. Пусть малыш постепенно усваивает навыки. Со временем задачи можно усложнить, но в любом случае необходимо двигаться к цели небольшими шагами. И конечно, нужно не забывать хвалить. Показывать радостные эмоции. Возможно поощрение.

Большое значение в развитии имеют рассказы и истории, которые выразительно читают детям. Это помогает развивать поведенческие навыки, понимать сюжетную линию. Но, конечно, длинные предложения использовать не стоит. Они приведут детей в растерянность. Лучше говорить короткие предложения.

Какие коррекционные занятия необходимы ребенку с РАС

Малыш должен научиться слышать и видеть говорящего с ним, понимать речь, подражать действиям. Это первые шаги на пути к освоению других навыков. Потом можно обучать подражанию звуков, артикуляции. Далее – подражание словам.

Огромную помощь в работе с такими детьми имеют уроки рисования. Именно рисование дает хороший толчок к развитию внимания.

Также следует уделять развитию моторики, общей и мелкой. Для этого используют физические паузы, игры со стишками и движениями. Для развития пространственной ориентации пригодятся игры с кубиками, мозаика, пазлы, раскрашивание контурных изображений.  

Чтобы развивалась речь, следует научить дошкольника правильно пользоваться дыханием и голосом, а также артикуляцией. Для этого применяют дыхательные игры и упражнения для языка и губ. Во время уроков нужно поставить зеркало напротив ученика, чтобы он себя видел. Однако не забывать про игровые моменты, иначе дошкольник с аутизмом испугается и замкнется.

Когда маленький ученик овладел произвольным вниманием, можно начинать занятия по развитию речи.

Нужно научить малыша:

понимать слова, которые присутствуют на бытовом уровне;

обогащать словарный запас за счет названий предметов, которые окружают;

знать, что означает какое-либо действие;

подражать речи других людей.

Детям с таким тяжелым заболеванием помогут развиваться игры с водой, песком, занятия по лепке, с бусинами, пазлы.

Воды дети боятся, поэтому прежде, чем начать играть с водой, переливая ее, например, из чашки в чашку (это упражнение хорошо влияет на развитие координации), нужно постепенно подготовить малыша. Пусть сначала он поиграет с влажным песком, в который постепенно доливают воду.  

Лепка помогает развивать мелкую моторику, восстанавливает чувствительность пальцев. А складывание картинки из пазлов станет не только интересным времяпрепровождением, но и полезным занятием для закрепления внимания и составления общей картины из мелких фрагментов.

Для развития сенсорных способностей можно использовать шелковую и шерстяную ткань, наждачную бумагу и другие материалы, гладкость или шершавость которых малыш будет чувствовать.  

Большое значение имеют также такие занятия, как танцы и пальчиковая гимнастика.

Работать нужно спокойно, не увеличивая темпа, идя от простого к сложному.

Каждое такое занятие должно длиться не более пяти минут:

пять минут – рисование;

пять минут – пальчиковая гимнастика;

пять минут танцы.   

Постепенно можно значительно скорректировать развитие аутиста, помочь ему подружиться с окружающим миром.

Чего не стоит делать: ошибки родителей и воспитателей

Ребенок аутист в детском саду. Последовательность, спокойствие и доброжелательность – этих качеств порой не хватает воспитателям и родителям детей с аутизмом.

Самые распространенные ошибки, которые совершают папы и мамы, а также неопытные педагоги:

Оставляют кроху в незнакомой обстановке на длительное время. Привыкание должно происходить постепенно.

Если в обычном детском саду воспитатель не справляется, а с родителями других детей установились враждебные отношения, настаивают на своем. Лучше перевести малыша в специализированную группу, где он однозначно получит помощь и окажется в благоприятной обстановке.

Отказываются от контакта с психологом, врачами, другими родителями, имеющими детей с аутизмом, считая, что все, что происходит с родным малышом – недоразумение, а не болезнь.

Полностью погружаются в проблему и забывают о себе. Такое самопожертвование положительного результата не даст, а лишь разовьет депрессию.

Перенасыщают день занятиями со специалистами. Да, занятия нужны, но и отдых тоже.   

Терзают себя за то, что их наследник болен. Психологический дискомфорт родителей – не лучший помощник.

Повышают голос. Пытаться быть убедительным не нужно, срываясь на крик.

Сравнивают дошкольника со сверстниками. Абсолютно бесполезное действие. 

Стараются все сделать за малыша. Так никакой социальной и бытовой адаптации не получится.

Разрешают малышу все и всегда, потому что он «особенный». Отсутствие тормозов усугубит имеющуюся поведенческую проблему.

Не предпринимают никаких действий, считая, что все бесполезно.

Дети с аутизмом могут адаптироваться на бытовом и социальном уровне, если коррекционная программа выстроена правильно. Конечно, процесс воспитания и обучения идет медленно, однако все же идет. И можно добиться неплохих результатов.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Гиперактивный ребенок в детском саду"

Материал включает в себя: конспект игры, памятку для педагогов, презентацию, игры для детей с признаками СДВГ...

Из опыта работы "Особый ребенок в детском саду"

Создать условия для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями....

Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"

Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"...

Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду:

Материал взят с сайта ДЕФЕКТОЛОГОГИЯ ПРОФhttps://www.defectologiya.pro/biblioteka/nejropsixologicheskoe_izuchenie_detej_s_tyazhelyimi_narusheniyami_rechi/...

Левша. Особый ребенок в детском саду

Статья содержит характеристику психологических особенностей левшей и рекомендации педагога-психолога по организации процесса обучения и воспитания маленьких левшей....