Из опыта работы "Особый ребенок в детском саду"
консультация (младшая группа) на тему

Кривенченко Елена Львовна

Создать условия для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-inklyuziya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ ШКОЛА № 1374 структурное подразделение № 291

Семинар для педагогов

(из опыта работы)

Инклюзивное образование.

Особый ребенок в детском саду.

   

Провела:

воспитатель 1 младшей группы

Кривенченко Е.Л.

Москва, 2015

Цель.

Создать условия для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи.

1. Обеспечивать всестороннее развитие воспитанников, их социальную адаптацию.

2. Сохранять и укреплять психическое здоровье и индивидуальные особенности на основе интегрированного подхода к реализации вариативных программ.

3. Обеспечить равные стартовые возможности воспитанникам с особыми образовательными потребностями для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях.

4. Развивать родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи посредством психологической коммуникации.

      Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

     Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

     В настоящее время в моей группе имеется особый ребенок. Это ребенок с синдромом Дауна. Первой отличительно особенностью детей с синдромом Дауна является доброта и счастье. Такие детки просто не в состоянии специально сделать кому-то плохо. Зато искренней любви хватает на всех. И эта их особенность приводит к тому, что их считают неполноценными и бросают в роддомах. Правда последнее время ситуация немного меняется, такие детки живут в обществе, учатся и даже создают семьи.

Синдром Дауна – это не болезнь. Любой медик вам подтвердит, что это не заболевание, а генетическое состояние. Соответственно особого лечения, а тем более приема сильных психотропных препаратов не требует. Особенность ребенка с синдромом Дауна заключается в том, что во время зачатия у него образовалось 47 хромосом вместо 46. Естественно развиваться такой малыш будет намного медленнее сверстников, но если родители начнут активно проводить развивающие занятия, можно добиться хороших результатов.

     Воспитание детей с синдромом Дауна и формирование у них правильного поведения направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.

     Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание - начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность.

      Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.

     Работая с особым ребенком я ощущаю тесное взаимодействие с родителями, так как они не всегда понимают, почему в обычную группу ходит ребенок с синдромом Дауна.

       Рассмотрим педагогическую ситуацию с родителями.

Родители спрашивают: «Почему в обычную группу детского сада ходит ребенок с синдромом Дауна?»

      Для того, чтобы ответить на этот вопрос   была проведена беседа с родителями «Права детей с ОВЗ на посещение детских садов общеразвивающего вида».

С каждым годом все больше рождается детей с нарушениями развития. Разработана программа, согласно которой детей с синдромом Дауна детские дошкольные образовательные учреждения обязаны принять в общем порядке, наравне со здоровыми детьми. Уже заметили, что дети с синдромом Дауна, общаясь со сверстниками, становятся более открытыми и лучше развиваются.

       Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно.

       Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, "дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования".

      В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «Об образовании» органы управления образованием обеспечивают «прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня». При этом родители имеют право "выбирать формы обучения, образовательные учреждения" для своих детей, предусмотренное п.1ст. 52 Закона РФ «Об образовании».

       Особый ребенок ходит в мою группу с сентября 2014 года.

Когда первый раз мне предстояла работа с особенным малышом, было ужасно страшно, я боялась буквально каждого движения или слова. «Вдруг я скажу что-то не так?», «вдруг не услежу?», «а, может, с такими детьми следует работать только узкоспециализированным профессионалам?» Вопросы и сомнения ураганами носились в моей голове. Мне пришлось собрать в кулак всю имеющуюся силу воли, чтобы решиться. Это был шаг, после которого я поняла, что дети, все, без исключений, важны мне, может быть, даже больше, чем я им.

Взглянув в глаза этого ребенка, я поняла, что все страхи и сомнения были напрасны, потому как, хоть огонек заинтересованности в его глазах был слабее, чем у остальных детей, но он был, а это означало, что требуется лишь больше усилий, и все получится. И получается…

Работа с особенным ребенком  помогла мне посмотреть по-другому на  окружающих людей, открыть характерные качества их личности, научила иначе воспринимать детей, увидеть более отчетливо их многогранность и индивидуальность. Но самым главным и обширным учением является внутреннее переосмысление, которое касается всего: и мировоззрения, и самооценки, и самовосприятия.

       Для успешной адаптации было организовано удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр.), так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.) в новой среде и новыми средствами.

Свою работу по адаптации данного ребенка мы построили в соответствии с разработанной программой коррекционной работы, включающей технологию психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период, предложенной Ю.А. Афонькиной. В основе технологии положены принцип развития и принцип концентричности.

Все факторы объединены в три проблемы, соответствующие этапам:

- новая организация взаимодействия с взрослыми;

- новая организация среды;

- необходимость взаимодействия с ровесниками. Сверстниками???

На всех этапах адаптации, учитывали особенности взаимодействия с ребенком  с синдромом Дауна:

- обязательную организацию взаимодействия,

- общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку,

- предъявление адекватных требований,

- использование приёмов дополнительной коммуникации,

- ориентирование ребёнка в распорядке дня,

- постоянство окружающей ребёнка среды.

Совместная работа педагогов, родителей и данная технология способствовала успешной адаптации ребенка с синдромом Дауна к новым условиям в детском саду.

Показ презентации

       Заключительная часть

 В результате, ребенок способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).

      Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение  дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале), но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

      Успешная адаптация ребенка с ОВЗ к условиям детского сада является необходимым и важным условием  его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

  1. Риски инклюзивного образования.

Задание.

Введение инклюзивного образования в школе сопровождается определенными рисками для всех участников образовательного и воспитательного процесса, но положительных факторов от введения гораздо больше со стороны нравственного воспитания, межличностного  и др.

Заполните таблицу, ответив на предложенные вопросы.

Существует мнение, что

Я так не думаю, потому что

Будут возникать конфликты

в детских коллективах

Дети будут проявлять заботу, оказывать помощь особенным детям, тем самым учатся толерантности в отношениях и подают друг другу примеры положительных взаимоотношений.

Будут возникать конфликты между родителями

Родители ожидают от учреждения не только качественного обучения, но и помощи в воспитании ребенка, поэтому объединят усилия с педагогами и друг с другом в нравственном воспитании детей.

Будет снижен уровень преподавания,

чтобы приспособиться к способностям инвалидов

Педагог повысит свою квалификацию (курсы, самообразование). Возможность введения должности тьютора.

Инклюзивное образование – это слишком дорого и стоит дороже традиционного специального образования

Нет ничего дороже жизни ребенка, его психического, эмоционального и физического состояния. А посещая школу, ребенок не будет чувствовать себя особенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – дефектолога детского сада №179 с группой «Особый ребенок».

Статья раскрывает квалифицированную помощь учителя-дефектолога, а также его специфику работы  с детьми  с интеллектуальной недостаточностью осуществляемой по специальной программе дошкольных...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Из опыта работы воспитателя "Адаптация ребенка к детскому саду"

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений; строгий режим дня, отсутствие родителей,  новые требования к поведению ребенка, постоянный контакт со св...

Первые дни ребенка в детском саду (из опыта работы)

Ребенок пришел в детский сад. Это очень непростой период в его жизни, трудный он и для родителей, и для воспитателей. Это своеобразный экзамен психики и здоровья маленького ребенка....

Из опыта работы «Адаптация ребенка к детскому саду».

Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближен...

Представление опыта работы на РМО воспитателей младших групп на тему «Организация работы педагога в группах раннего возраста в период адаптации ребенка к детскому саду»

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества ...