Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях детского сада
консультация
У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_priemov_razvitiya_melkoy_motoriki_u_detey_s_ovz_v_usloviyah_detskogo_sada.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях детского сада
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.
Семья - это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.
Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.
Все родители связывают с рождением ребёнка большие надежды, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье большую психологическую травму. В этот момент очень важна поддержка психолога. Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть - задача специалистов. Задача педагогов, воспитателей и психологов учреждения научить родителей понимать своего ребёнка, заниматься с ним развитием слухового восприятия и речи, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка. Совместное участие мамы и папы в воспитании и обучении ребёнка с проблемами укрепляет семью.
Семья должна выступать как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка. Активное включение родителей в процесс реабилитации и становление личности ребёнка - такова главная цель работы с семьёй. Поэтому назрела необходимость обобщить и систематизировать накопленный опыт работы учреждения с родителями детей с ограниченными возможностями.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.
У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.
Последнее время резко возросло количество детей,имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:
а) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;
б) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;
в) у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;
г) страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;
д) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;
е) нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
У этих детей наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, особенно это проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.
Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех детей отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Часто встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.
Дети испытывают значительные затруднения в формировании «алгоритма движения» в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.
Общее моторное недоразвитие ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.
Таким образом недостатки моторики детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.
Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.
В нашей группе есть ребенок с диагнозом G93.4-болезнь класса 6,заключается в аномальных процессах развития головного мозга-3 года.
Ребёнку оказывается посильная помощь при обучении культурно-гигиеническим навыкам.
Основная форма работы с дошкольниками - игра. Это актуально при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Были созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.
Предметно-развивающая среда в группе организована так, чтобы ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Для развития познавательной активности воспитанницы использовались разнообразные дидактические материалы.
Применение ИКТ помогло сделать непосредственно-образовательную деятельность эмоционально насыщенной, наиболее наглядной.
Очень важно участие ребёнка во всех мероприятиях, которые проводятся в дошкольном учреждении и за его пределами.
Девочка со всеми детьми группы посещала библиотеку,школу.
Произошли следующие положительные изменения: улучшилась мелкая и крупная моторика, повысилась познавательная активность, самообслуживание,культурно-гигиенические навыки,девочка стала лучше понимать, обращенную к ней речь взрослого, умеет пользоваться фразовой речью, справляется с упражнениями по словесному заданию.
Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики. Что прослеживается на всех занятиях .
Игры с пластилином;
Игры с конструктором, мозаикой;
Тренажеры для развития мелкой моторики;
Игры с пуговицами – пуговичный массаж:
- Заполнить просторную коробку пуговицами.
- Перетереть пуговицы между ладонями.
- Пересыпать их из ладошки в ладошки.
- Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с крупами:
- Пересыпать крупу
- «Отгадай, какая крупа в мешочке»
- Найти игрушку
- «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
Шнуровки;
Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:
- Самомассаж тыльной стороной кистей рук
- Самомассаж ладони
- Самомассаж пальцев рук
- Упражнения с массажерами
Рисование:
- Карандашом, кистью
- Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
Игры с бумагой:
- Складывание ;
- Мять бумагу;
Упражнения с мячами:
- Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
- Катать мяч по часовой стрелке;
- Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Игры со счетными палочками,карандашами..
Родитель является гарантом комфорта и безопасности, посредником в общении с окружающим я ожидаю, что многие родители научаться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, где им помогут средства и методики, они смогут использовать на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо. Совместная с образовательным учреждением деятельность поможет преодолеть сопротивление, недоверие, нежелание сотрудничать со стороны родителей, постепенно повысить авторитет педагогов и специалистов школы, родителям стать ближе к детям, найти свободную минутку для общения, повысить мотивацию участия в совместной работе путем нахождения общих интересов и реализации общих задач. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи, могут дать положительные результаты – пусть
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
- Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
- Лучше адаптироваться в практической жизни;
- Научиться понимать многие явления окружающего мира.
Еще И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Общим недоразвитием речи.
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Для стимулирования развит...
Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
Что же такое мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной....
«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» Уважаемые родители! Сегодня я познакомлю вас с многообразием способов развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможност...
Педагогический час (семинар) "Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ"
Последнее время резко возросло количество дошкольников, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:...
Рабочая программа кружка Бусинки" по развитию мелкой моторики у детей старшей и подготовительной групп детского сада.
данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики,необходимых для выполнение предметно-практических действий.Занятия направлены на развитие познавате...
Консультация для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (2024-2025 уч.год)
Консультация для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (2024-2025 уч.год)...
«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»
И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функции обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поск...