«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Овсяникова Валентина Васильевна

И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функции обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

 Уважаемые родители! Сегодня  познакомимся с многообразием способов развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Еще И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функции обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние.

Необходимость и важность тонких движений пальцев осознана и признана педагогами и врачами. Давно установлено, что в формировании речевых зон в коре больших полушарий важная роль отводится развитию кисти руки, так как именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Педагоги дошкольных образовательных учреждений строят комплексные занятия, включающие физкультминутки, пальчиковые игры и прикладной блок - оригами, пальчиковый театр.

Цель пальчиковой гимнастики - стимулировать развитие речевых зон коры головного мозга, а также способствовать развитию мелкой моторики рук.  

 Академик И.П. Павлов отмечал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»

 Зачем же надо развивать мелкую моторику?

 • Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.

 • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.

 • Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления. 

 Давайте рассмотрим методы и приемы развития мелкой моторики, которые можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми:

 • Пальчиковая гимнастика

 игровое упражнение «забавные узелочки»; расскажи стихи руками; пальчиковый театр; игры на развитие головного мозга.

  • Логосказки

 Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Логосказки –способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики.

 Рассмотрим  игровое упражнение  «забавные узелочки»:

 Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами перебирает узелки, (со словами):

 Лезет, лезет альпинист –

 В этом деле он артист.

 По скале и по верёвке

 Он наверх залезет ловко! 

Так же при закреплении поставленных звуков ребенок перебирает узелки и проговаривает слоги на автоматизируемый звук, можно закрепить дни недели, времена года.

 На логопедических занятиях мы «рассказываем стихи руками» проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.

 Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и поиграть вместе с ребенком в ходе игры повторяя движения взрослых, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи.

 В систему логопедической работы, я включаю логоритмические упражнения–они просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками

   Уважаемые родители! Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Для подготовки руки к письму можно и нужно использовать:

 • раскрашивание картинок;

 • обведение плоских фигур;

 • обведение трафаретов;

 • рисование различных линий: прямых, фигурных;

 • рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;

 • выполнение штриховок;

 • графический диктант

 Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на следующее:

 • правильная посадка за столом- ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена ;

 • правильность удержания карандаша- карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу.  Обязательное условие: ребенок должен работать простым карандашом, а раскрашивать цветными карандашами;

 • расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;

 • формировать умение выполнять линии различной толщины и формы;

 • ориентировка на листе бумаге

 В книжных магазинах представлен огромный ассортимент раскрасок. Какую же раскраску выбрать для ребенка? Конечно, раскраску ребенок может выбрать сам на свой вкус. А другую раскраску вы можете выбрать ему сами, чтобы она носила развивающий характер. Ребенку с ОНР нужно предлагать раскраски по различным темам, например : "Домашние животные", "Транспорт" и т. д.  Очень важно познакомить ребенка с правилами раскрашивания, а потом следить за тем, чтобы он их соблюдал:

 • раскрашивать аккуратно в одном направлении;

 • равномерно наносить один цвет, чтобы не было пробелов;

 • не выходить за контур изображенного предмета.

 И еще, один важный момент, раскраску с крупным рисунком и малым количеством деталей, такого типа, как представлена на втором фото, мы предложим малышу или старшему дошкольнику, у которого очень плохо развита мелкая моторика. Старшему дошкольнику необходимо предлагать раскраску, где много мелких деталей.

 Вы можете предложить ребенку простым карандашом обводить свои ладошки, а также любые предметы, например, блюдце, формочки для приготовления печений, геометрические фигуры из картона или пластика. Так же для этой подходят плоскостные игрушки, фигурки.

 Ребенок обводит предмет, а потом раскрашивает или штрихует.

 Такие трафареты можно приобрести в магазине. Они имеют различную тематику, например: "Насекомые", "Овощи" и т. д.

 А можно использовать для обведения линейку с различными по размеру геометрическими фигурами.  Для следующих упражнений вам необходимо приобрести специальные тетради.  Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки или фигурной, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.  Ребенка просят провести фигурные дорожки, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.  Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Ребенка просят нарисовать фигурку по точкам, как на образце. Ребенка просят закончить рисунок по клеточкам.

Ребенка просят выполнить различные виды штриховки по образцам: вертикальные (ведет линию сверху вниз, горизонтальные (ведет линию слева направо, наклонные, "клубочками". Линию ребенок должен вести не отрывая карандаша от бумаги. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.  Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет.

 Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

 1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

 2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

 Данное упражнение развивает не только у детей тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно- двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.  "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", - были слова великого педагога- новатора Марии Монтессори.

 Уважаемые родители! Я предлагаю вам выполнить графический диктант.

 Отгадайте, что будете сейчас рисовать:

 "Ходит длинный, пасть с клыками

 Ноги кажутся столбами,

 Как гора огромен он.

 Ты узнал, кто это? " (Слон)

 Правильно! Итак, отступите 3 клеточки слева, 3 клеточки сверху, поставьте точку и начинаем рисовать: 4 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 5 клеточек вправо, 8 клеточек вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 3 клеточки вниз, 3 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 6 клеточек вверх. А теперь дорисуйте слонику глаз и хвостик.

 Как же вызвать интерес у ребенка к заданиям по подготовки руки к письму и удержать его?

 1. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например: "Как интересно! ", "Вот, здорово! ", " Я тебе немного помогу! ", "Какой ты у меня молодец! ", "Умничка".

 2. Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки!

 3. Данные упражнения нужно выполнять совместно, т. е. здесь необходимо участие взрослого и одобряющее внимание к трудному для ребенка процессу выполнения заданий.

 4. Не допускайте переутомление. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 30 минут. Помните, время занятия не должно превышать 30 минут. Через 15 минут с начало занятия хорошо было бы провести физкультурную минутку.

 5. Создавайте мотивацию! Расскажите ребенку для чего нужно выполнять эти задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям- значит ему рано, ведь у каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания по позже- через месяц и позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка

краткое содержание родительского собрания 2 мл.группа...

Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Что же такое мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной....

«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» Уважаемые родители! Сегодня я познакомлю вас с многообразием способов развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможност...

Консультация для родителей "Многообразие способов развития мелкой моторики у ребёнка в домашних условиях"

Мастер-класс для родителей «Многообразие способов развития мелкой моторики рук ребенка»    Цель: Донести до родителей важность развития мелкой моторики у детей.Показат...

Консультации для родителей "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка"

Консультация для родителей "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка"...

Консультация для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (2024-2025 уч.год)

Консультация для педагогов  «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (2024-2025 уч.год)...