Педагогический час (семинар) "Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ"
презентация

Хуторская Светлана Сергеевна

Последнее время резко возросло количество дошкольников, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию  моторного развития и проявляются в следующем:

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Слайд 2

Последнее время резко возросло количество дошкольников, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:

Слайд 3

а) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений; б) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь; в) у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики; г) страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов; д) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения; е) нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

Слайд 4

У воспитанников наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, особенно это проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.

Слайд 5

У детей с ОВЗ, особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики. Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию средств, методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.

Слайд 6

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной, костной. - это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

Слайд 7

«Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев» С. Сухомлинский «Рука – это вышедший наружу головной мозг» И. Кант

Слайд 8

Причины речевых нарушений носят биологический и социально-психологический характер К биологическим причинам относятся: 1. Острые и хронические заболевания матери; 2. Наследственные заболевания; 3. Аллергия матери во время беременности; 4. Токсикоз беременности; 5. Иммунологическая несовместимость крови плода матери; 6. Гипоксия плода; 7. Родовые травмы; 8. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи. К социально-психологическим причинам относятся: 1. Двуязычие в семье; 2. Гипперопека 3. Ограниченное общение родителей с ребёнком (родители мало говорят с детьми, дети и сами мало говорят т.к. большую часть времени проводят у телевизора или компьютера.).

Слайд 9

Средства развития мелкой моторики у детей с ОВЗ: Игры с пластилином Игры с конструктором, мозаикой Тренажеры для развития мелкой моторики (плетение, застёжки) Игры с пуговицами – пуговичный массаж Игры с крупами Шнуровки Массажеры для кистей рук и пальцев Рисование Игры с бумагой Упражнения с мячами Игры со счетными палочками, спичками Пальчиковые игры Куклотерапия

Слайд 10

Игры с пластилином, тестопластика Скатать шарик, раскатать колбаску Разрезать на кусочки Лепим картинки Мнем и отщипываем

Слайд 11

Игры с конструктором, мозаикой

Слайд 12

Тренажеры для развития мелкой моторики

Слайд 13

Пальчиковые игры Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры

Слайд 14

Игры с пуговицами – пуговичный массаж: Заполнить просторную коробку пуговицами. Перетереть пуговицы между ладонями. Пересыпать их из ладошки в ладошки. Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Слайд 15

Игры с крупами: Пересыпать крупу «Отгадай, какая крупа в мешочке» Найти игрушку «Сухой бассейн»

Слайд 16

Шнуровки

Слайд 17

Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры Самомассаж тыльной стороной кистей рук Самомассаж ладони Самомассаж пальцев рук Упражнения с массажерами

Слайд 18

Рисование Карандашом, кистью Рисование пальцем, ладонью, палочкой.

Слайд 19

Игры с бумагой: Складывание различных фигур; Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек. Техника обрывной аппликации

Слайд 20

Упражнения с мячами Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; Катать мяч по часовой стрелке; Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Сматывание шерстяной пряжи

Слайд 21

Игры со счетными палочками, спичками Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Слайд 22

Куклотерапия

Слайд 23

Специальные упражнения для подготовки руки к письму раскрашивание картинок; обведение плоских фигур; обведение трафаретов; рисование различных линий: прямых, фигурных; рисование по контуру, по клеточкам, по точкам; выполнение штриховок; графический диктант.

Слайд 24

Как же вызвать интерес у ребенка с ОВЗ к заданиям по подготовки руки к письму ? 1. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например: "Как интересно!", "Вот, здорово!", " Я тебе немного помогу!", "Какой ты у меня молодец!", "Умничка". 2. Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки! 3. Данные упражнения нужно выполнять совместно, т. е. здесь необходимо участие взрослого и одобряющее внимание к трудному для ребенку процессу выполнения заданий. 4. Не допускайте переутомление. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, учитывайте время и увеличивайте занятия в зависимости от возраста. Не забывайте о физ. минутки. 5. Создавайте мотивацию! Расскажите ребенку для чего нужно выполнять эти задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям- значит ему рано, ведь у каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания по позже- через месяц и позже.

Слайд 25

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям: Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; Лучше адаптироваться в практической жизни; Научиться понимать многие явления окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Общим недоразвитием речи.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи.    Для стимулирования развит...

Приемы развития мелкой моторики у детей.

В презентации представлены приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Информация для родителей "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"

Информация для родителей на стенд о  нетрадиционных приемах развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи...

Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Что же такое мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной....

«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» Уважаемые родители! Сегодня я познакомлю вас с многообразием способов развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможност...

Консультация для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (2024-2025 уч.год)

Консультация для педагогов  «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (2024-2025 уч.год)...

«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функции обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поск...