Консультация для педагогов «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (2024-2025 уч.год)
консультация

Консультация для педагогов  «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (2024-2025 уч.год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»

Консультации для педагогов

«Многообразие способов

развития мелкой моторики у

детей с ОВЗ»

Тьютор:

Гузиекова М.Д.

пгт Яблоновский 


Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние. Необходимость и важность тонких движений пальцев осознана и признана педагогами и врачами. Давно установлено, что в формировании речевых зон в коре больших полушарий важная роль отводится развитию кисти руки, так как именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Зачем же надо развивать мелкую моторику?

 • Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.

• Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.

• Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

Методы и приемы развития мелкой моторики:

• Пальчиковая гимнастика игровое упражнение «забавные узелочки»; расскажи стихи руками; пальчиковый театр;

• Логосказки Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Логосказки–способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики.

Еще в древние времена ученые, педагоги установили, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, словесно- логическое мышление.

Неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук может привести к большим умственным и физическим нагрузкам, вследствие чего у ребенка возникнет негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе.

Специальные упражнения для подготовки руки к письму:

 • раскрашивание картинок;

• обведение плоских фигур;

• обведение трафаретов;

• рисование различных линий: прямых, фигурных;

• рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;

• выполнение штриховок;

• графический диктант

Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на следующее:

• правильная посадка за столом- ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена;

• правильность удержания карандаша- карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу. Обязательное условие: ребенок должен работать простым карандашом, а раскрашивать цветными карандашами;

• расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий; • формировать умение выполнять линии различной толщины и формы;

• ориентировка на листе бумаге

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Данное упражнение развивает не только у детей тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно- двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.

"Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", - были слова великого педагога новатора Марии Монтессори.

Как же вызвать интерес у ребенка к заданиям по подготовки руки к письму и удержать его?

1. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например: "Как интересно! ", "Вот, здорово! ", " Я тебе немного помогу! ", "Какой ты у меня молодец! ", "Умничка".

2. Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки!

 3. Данные упражнения нужно выполнять совместно, т. е. здесь необходимо участие взрослого и одобряющее внимание к трудному для ребенка процессу выполнения заданий.

4. Не допускайте переутомление. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 30 минут. Помните, время занятия не должно превышать 30 минут. Через 15 минут с начало занятия хорошо было бы провести физкультурную минутку. 5. Создавайте мотивацию! Расскажите ребенку для чего нужно выполнять эти задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям- значит ему рано, ведь у каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания по позже- через месяц и позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Данный материал содержит рекомендации для родителей ...

Консультация для родителей "23 способа развития мелкой моторики рук".

23 СПОСОБА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.2. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разно...

Консультация на тему: «Методы и способы развития мелкой моторики у детей»

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. Иначе говоря, ловкость. В этом процессе прин...

Консультация "Способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Материал иожет быть использован для выступления на педагогических советах и как консультация для родителей....

Консультация для родителей "Многообразие способов развития мелкой моторики у ребёнка в домашних условиях"

Мастер-класс для родителей «Многообразие способов развития мелкой моторики рук ребенка»    Цель: Донести до родителей важность развития мелкой моторики у детей.Показат...

Конспект консультации для родителей по теме: "Методы и способы развития мелкой моторики у детей"

Паспорт: Тема: методы и способы развития мелкой моторики у детей  Группа: разновозрастная группа Место проведения: раздевальная комната Цель: познакомить родителей...

Консультация для родителей:"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики у детей"

Развитие мелкой моторики-естественный процесс,он берёт своё начало уже в младенческом возрасте.Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание,память,слуховое и зрительно...