Консультация "Взаимодействие с семьёй в развитии одарённости"
консультация (старшая группа)

Разумова Елена Петровна

Семья – важнейший институт общества, в котором происходит рождение и взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Одной из самых актуальных и интересных тем в современном образовании и психологии является тема одаренных и талантливых детей. Интерес к одаренности в современном мире очень высокий. Прежде всего, это объясняется потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Развитие интенсивной, современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, и именно одаренные и талантливые люди способны и могут внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с семьей в развитии детской одаренности»

     

 Семья – важнейший институт общества, в котором происходит рождение и взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Одной из самых актуальных и интересных тем в современном образовании и психологии является тема одаренных и талантливых детей. Интерес к одаренности в современном мире очень высокий. Прежде всего, это объясняется потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Развитие интенсивной, современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, и именно одаренные и талантливые люди способны и могут внести свой наибольший вклад в развитие общества.

     Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (ДОУ, школа, учреждения дополнительного образования) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является главным и решающим фактором. Главная особенность семьи любого талантливого или одаренного ребенка — уделяется высокое внимание ребенку, когда вся жизнь семьи настроена гармонично, позитивно для развития малыша. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка.

      Хочу отметить, что развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа, обсуждение сложных задач и проблем (на уровне ребенка) и многое другое. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. От родителей зависит многое, это тот исток откуда река начинает свое начало. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и главную роль в её формировании. Руководствуясь общечеловеческими правилами, конституцией и другими правовыми документами, родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  •  Уверенность, которая основывается на сознании самоценности.
  •  Понимание достоинств и недостатков в себе самом.
  •  Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому

      риску.

  •  Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.
  •  Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
  •   Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.
  •   Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

       способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения,

       эмоциональных состояний.

     Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся, именно в этот период родители должны быть максимально внимательны и осторожны Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. Мы в своей работе всегда создаем условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

     Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с окружающими людьми. В какой-то степени мы являемся коммутаторами для родителей, проводя просветительскую работу через:

Организация информационной среды для родителей

     Важным моментом работы с одарёнными детьми и их родителями является создание информационной среды, комплексных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей. Для родителей дошкольников нами разработана Модель развития творческого потенциала детей родителями, с которой мы познакомили их на родительском собрании.

Родителям советуем:

создавать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его:

  • Приобретать книги, игрушки, игры, которые полезны для развития детей.
  • Обеспечивать ребенка материалами для творчества (бумага, клей,

        пластилин и т.д.)

  • Организовывать места для творчества (стол, полка, место для игрушек, игр

        на полу, комната, уголок).

  • Предоставить возможность ребенку использовать старые не нужные вещи

        для создания различных конструкций, поделок.

  • Предоставить возможность ребенку изменять привычный порядок в доме.
  • Предоставить возможность ребенку для размышления работы в

        одиночестве.

активно участвовать в творческом развитии ребенка:

  • Играть и заниматься с ребенком дома.
  • Обсуждать с ним различные проблемы, искать ответы на интересующие его

        вопросы.

  • Читать и обсуждать книги.
  • Разгадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, стимулировать

        придумывание собственных рассказов, сказок, небылиц.

  • Предоставить ребенку возможность заниматься рисованием, лепкой,

        конструированием, аппликацией по его желанию.

  • Просматривать и обсуждать с ним детские передачи, мультфильмы.
  • Совместно прослушивать музыку, петь, организовывать выставки
  •  работ.
  • Предоставить возможность составлять различные коллекции в соответствии

        с интересами детей.

  • Записывать идеи, размышления, высказывания детей.

совместно проводить досуг вне дома:

  • Отдыхать вместе с детьми в выходные дни в парке, в лесу и т. д.
  • Заниматься спортом.
  • Совместно посещать выставки, музеи и другие культурно – общественные

        места.

стимулировать творческую активность ребенка:

  • Поощрять его творческую деятельность (рисунки, стихи, коллекции,

        конструкции).

  • Поощрять стремления ребенка исследовать окружающий мир.
  • Помочь в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и

        взрослых.

  • Поощрять активное учение ребенка, помогать ему в приобретении знаний и

        навыков.

   

      В заключении хочется отметить, что педагогам, воспитателям и родителям, работающим с детьми, надо помнить, что одаренный и талантливый ребенок – это прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны любовь, ласка, заинтересованность и помощь близких. Необходимо создать комфортную среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка. Важно уважать его точку зрения, как если бы он был взрослым. Уважать и откликаться на его любопытство, как великую ценность, поощрять, поддерживать, направлять его интересы. Нужно не забывать, что ребенку необходим личный опыт, что и всем детям, ему нужны дисциплина, возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Хочу закончить словами В. А. Сухомлинского «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

                                                                                          Подготовил: Разумова Е.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Учёт гендерных особенностей развития одарённости дошкольников в создании педагогичесих условий в образовательном процессе ДОУ"

В период дошкольного детства у всех детей , живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности. именно гендерные различия могут оказаться особенно з...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в музыкальных видах деятелдьности как фактор развития одарённости

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Игры звуками - это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, как хочешь, что...

Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться  способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка в подготовительной группе по области "Художественно-эстетическое развитие"

По результатам диагностики нередко мы видим , что некоторые дети требуют индивидуального подхода. Задача педагога - создание условий для развития потенциала дошкольника. Создать условия можно с помощь...