Консультация для родителей " Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов"
консультация (старшая группа)
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_2024-2025.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов».
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.
В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами
цвета (основные цвета спектра, белый, черный, оттенки);
формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник, величины (длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий и т. д.).
Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуко-высотные отношения, свои эталоны – во вкусовом, обонятельном восприятии.
Сенсорное развитие.
А) Развитие ориентировки в цвете
На уровне сличения
На уровне показа по слову
На уровне самостоятельного называния
Выполнение группировки по заданному цвету (Дай все такие)
На уровне обобщения (что еще бывает такого цвета)
Б) Развитие ориентировки в форме
Соотнесение объемных форм (кирпичик, шарик, кубик, призма)
Показ по слову
Самостоятельное называние (кирпичик, кубик, шарик)
Выполнение группировки по заданной форме
Обобщение (что бывает такой формы)
Соотнесение плоскостных форм (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал).
Показ по слову.
Группировка по заданной форме
Обобщение (найди похожие предметы)
Ориентировка в двух контрастных величинах
Ориентировка в трех контрастных величинах
Учить обобщать предметы по величине
Учить различать предметы по массе (тяжелый, легкий), по температуре (горячий, холодный)
Учить различать и обобщать неречевые звуки (голоса животных, птиц, звуки различных материалов – звон стекла, шуршание бумаги).
Для организации воспитания и обучения детей очень важно вызывать и поддерживать интерес к окружающему миру. И здесь неоценимы игры, игровые пособия, которые должны привлечь внимание, заинтересовать.
Дидактические игры имеют обучающий эффект, и в этом их основная ценность. В играх дети получают, закрепляют определенный сенсорный опыт.
Дидактический материал по сенсорному развитию
Развитие ориентировки в цвете
Игра «Посади бабочку» цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом различия ( такой - не такой )
Игра «Закрой окошко» Цель развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).
Игра «Перевези кубики» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).
Игра «Накорми куклу» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).
Игра «Спрячь игрушку» Цель: вызвать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов.
Игра «Почтовый ящик» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).
Игра «Собери пирамидки» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов.
Данные игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, различает и выделяет качества предметов, сравнивает их по этим качествам и обозначает соответствующим словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для формирования сенсорного представления у детей дошкольного возраста.
Демоннстрационный материал....
Консультация для родителей «Игры и упражнения в сенсорной комнате»
Консультация для родителей«Игры и упражнения в сенсорной комнате»...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для формирования и развития правильного речевого дыхания"
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...
Консультация для родителей по организации совместной деятельности "Развитие сенсорных эталонов детей 4-5 лет"
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об ...
«Физические упражнения в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
Значение двигательной активности для ребенка третьего года жизни очень велико. Если ребенок не удовлетворил потребность в движении, он будет плохо спать, есть, капризничать не только в детском саду, н...