Консультация для родителей по организации совместной деятельности "Развитие сенсорных эталонов детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Григорьева Елена Викторовна

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.                                                                                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по организации    совместной деятельности с детьми:

«Развитие сенсорных эталонов у детей 4-5 лет»

Выполнила: Григорьева Е.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Золушка» г.Рассказово

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.                                                                                                                   

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Выделяют эталоны: 

Цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.

Формы:  геометрические фигуры -  круг, квадрат, треугольник, овал, а также шар, куб.

Величины: большой, маленький, самый маленький, длинна, ширина, высота,  ширина.

Вкуса: сладкий, кислый, горький, солёный.

Обоняния:  запах цветов, пищи, аромат духов,

Времени  час, сутки, неделя, месяц, год, последовательность частей суток: утро, день ,вечер, ночь, значение слов: вчера, сегодня, завтра.

 

Эталоны пространственных представлений:  вверх, вниз, вправо,  влево, вперед, назад, положение предметов  по отношению к себе: передо мной стол, справа  дверь, слева  окно, сзади  игрушки, далеко – близко.

Эталоны осязания: гладкий, колючий, пушистый и т.д.

Дети очень любят выполнять задания совместно с родителями, ведь в совместной деятельности укрепляются дружеские отношения между детьми и родителями, ребенок видит, что мама или папа доверяет ему, и малыш старается оправдать это доверие. Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к малышу и к его деятельности. Ребенок получает уверенность, что все получиться, только надо научиться. А взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат размышлять.                                                 Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений, в которые взрослые могут поиграть  с ребенком в домашней обстановке.

 Игра «Угадай на вкус»

Нарежьте  небольшие кусочки овощей и фруктов  (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Игра «Песочница на кухне»

 Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу.

Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и  воображения.

Игры с «Прищепками»

Бельевую  прищепку (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе:
«Кыш!»

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – СОЛНЫШКО!

А солнышко, какое? – КРУГЛОЕ!

А какого оно цвета? – ЖЁЛТОЕ!

И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

«Съедобное - несъедобное»

Назовите  разные  предметы: картошка, нож, вилка, торт, кастрюля  и т. д ребенок  в свою очередь  должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

«Вкусные  загадки»

 Посадили зернышко —
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем —
Много зерен соберем,
Их поджарим, погрызем,
А приедут гости —
Им дадим по горсти.

Бутерброд берут в дорогу,
Чтоб перекусить немного.
Всех туристов выручает
Термос с ароматным….

Чай придумали китайцы,
Есть морковь — лесные зайцы,
А Италия гордится
Тем, что там возникла….

Это хлеб, но он не наш,
Называется ….

Есть на каждом огороде,
Ведь любимец он в народе!
Всех избавит от недуг,
Чуть поплачешь.
Это…

Мы в кастрюльке, на пару
Сами делаем икру.
Нужен нам для этого.
Овощ фиолетовый.
Прибыл к нам из южных стран.
Спелый длинный…

В чай кладу его порой.
Чай становится такой
Вкусный, ароматный,
Витамином С богатый.

 «Угадай, что это?»

Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

«Кто больше»

Совместно с ребенком выберите тему игры: например -  «Посуда» и  по очереди называйте посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Назовите любое слово, а ребенок должен назвать его ласково: тарелка-тарелочка, ложка – ложечка, чашка – чашечка, кастрюля – кастрюлечка, банка – баночка, крышка – крышечка.

 «Чудесный мешочек»                                                                                           В мешочек положить крупу (рис, гречку,горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;

«Сколько?»                                                                                                          Предложить посчитать сколько столовых (чайных) ложек,  например: риса войдет чашку, банку.    

«Тонет, не тонет»                                                                                             Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».                                                                                                        Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

Памятка для родителей по  организации игровой деятельности детей дома.

- Приучайте  детей хранить игровые предметы аккуратно в специально отведенном месте.

- Поощряйте детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценкой, баллами, призами и т.д.

- Вводите  в игру предметы – заместители (нитки, катушки, спичечные коробки и др.).

- Учите детей играть с новыми игрушками, сами включайтесь  в игру.

- Не создавайте  обилие игрушек в игровом уголке, лучше иметь разнообразные по виду игрушки (лото, шашки, мозаики и др.).

- Убирайте периодически  игрушки и спустя некоторое время выставляйте их. Используйте  бытовые ситуации, как сюжет для игры (стирка, уборка, приготовление обеда и др.)

Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.  Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по организации совместной деятельности. «В какие игры играть с ребенком»

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающи...

Консультация для родителей по организации совместной деятельности "Проводим выходные вместе".

Данная консультация для родителей о том, что важно и необходимо проводить выходные дни вместе с детьми. Родители и дети в полной мере могут испытать радость общения друг с другом, так как в будние дни...

Консультация для родителей по организации совместной деятельности

Совместная деятельность (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психическог...

Консультации для родителей по организации совместной деятельности.

laquo;Нетрадиционные техники рисования, как один из видов совместной творческой деятельности детей и родителей»....

Консультация для родителей по организации совместной деятельности детей и родителей по ЗОЖ

Вырастить ребенка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями? Многолетняя практика нашей работы показывает, что здоровье детей зависит не...

Консультация для родителей по организации совместной деятельности детей. Тема: Советы работы с книгой в кругу семьи

Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти ин...

Консультация для родителей по организации совместной деятельности детей. Тема: Советы работы с книгой в кругу семьи

Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти ин...