«Физические упражнения в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)
Значение двигательной активности для ребенка третьего года жизни очень велико. Если ребенок не удовлетворил потребность в движении, он будет плохо спать, есть, капризничать не только в детском саду, но и дома. Для того, чтобы побуждать детей к двигательной активности, нужно использовать в своей работе различные приемы: совместное выполнение разнообразных движений с ребенком, упражнения и игры на развитие пластики, показ упражнений на подражание движениям животных, внесение и обыгрывание самодельных физкультурных пособий, использование художественного слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение двигательной активности для ребенка третьего года жизни | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физические упражнения в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста»
Значение двигательной активности для ребенка третьего года жизни очень велико. Если ребенок не удовлетворил потребность в движении, он будет плохо спать, есть, капризничать не только в детском саду, но и дома. Для того, чтобы побуждать детей к двигательной активности, нужно использовать в своей работе различные приемы: совместное выполнение разнообразных движений с ребенком, упражнения и игры на развитие пластики, показ упражнений на подражание движениям животных, внесение и обыгрывание самодельных физкультурных пособий, использование художественного слова.
В двигательной деятельности дети активнее воспринимают новые предметы, их свойства и качества. Они охотно скатывают с горки, подержав в руках, разные по величине и окраске колеса, шары, мячи. Им нравиться выполнять задания с предметами, разнообразными по форме, выкрашенными в яркие цвета. В процессе организации двигательной активности малышей можно решать задачи не только их физического воспитания, но и сенсорного развития.
Дети раннего возраста плохо осваивают сенсорные эталоны, если ограничиваться только традиционными дидактическими играми. Поэтому сенсорные задачи нужно включать в игровую двигательную деятельность. В соответствии с ФГОС при ее организации использовать интеграцию образовательных областей: Познание, речевое развитие и физическое развитие.
Формировать умения детей переносить действия с пособиями в самостоятельную игровую и двигательную деятельность.
Действуя с предметами, ребенок реализует свою активную позицию в этом мире и свои главные жизненные интересы. Задача воспитателя – организовать его активность и направлять ее в нужное русло. Приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними. В ходе такого сотрудничества малыш одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в совместных действиях, и главное, новые,
адекватные способы действия с предметами. Внимание ребенка перемещается с самого предмета на способ действия – что и как с ним можно сделать. Потребность малыша в оценке взрослого, в его участии – один из главных побудителей активности. Внимание и личная обращенность взрослого стимулируют и поддерживают активность ребенка, придают уверенность, побуждают действовать и совершенствовать умения.
В совместной деятельности с детьми можно широко применять нетрадиционные дидактические игры по сенсорике, имеющие двигательный характер. При подборе игр учитывать особенности детей своей группы, приобретенный опыт. Варианты игр неоднократно проигрывать с ребенком сначала индивидуально, а затем с небольшими подгруппами детей, чтобы убедиться в их доступности.
Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.
В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физическое развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняются оздоравливающее влияние и укрепление физического и психического здоровья. Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений и навыков (математика, грамота, сенсорика, ознакомление с окружающим, коммуникабельность и т. п.).
Подвижную игру дидактической направленности можно использовать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности, а также как часть других занятий для закрепления и обобщения полученных ранее знаний, умений и навыков.
Необходимо отметить, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста на начальном этапе превалирует двигательный компонент. У старших дошкольников чаще ведущим являются дидактический компонент, скорость выполнения, а качество двигательного иногда отступает на последнее место.
Можно назвать основные принципы подвижной игры дидактической направленности:
- активность и сознательность (дети активны и осознанно выполняют поставленные двигательные и дидактические задачи);
- постепенность (от знакомых игр к незнакомым);
- соответствие возрастным и физическим особенностям детей (готовность к выполнению двигательных и дидактических задач);
- соответствие месту (соответствуют ли место, время и условия поставленным в игре задачам).
При организации и проведении подвижных игр дидактической направленности следует придерживаться следующих условий.
Правила игры должны быть просты, четко сформированы и понятны детям той возрастной группы, для которых она проводится.
Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности.
Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.
Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.
Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.
Подвижные игры с дидактической направленностью
«Осьминог» (2-5 лет)
Пособие: игрушка осьминог с 8 щупальцами.
Вариант 1: Ребенок 2-3 лет встает между «щупальцами». Перешагивает или перепрыгивает на двух ногах через «щупальцу» и называет ее цвет.
Динамическая задача: в зависимости от выбранного вида движения.
Дидактическая задача: сенсорика.
Вариант 2: 4 ребенка располагаются между «щупальцами», оставляя между собой свободные секторы.
Выбирается тема, например «мебель». Воспитатель называет предметы. Если они относятся к выбранной теме, то дети перепрыгивают в следующий сектор. Если предмет не относится к
данной теме, то дети стоят. ( Например: стул, диван, яблоко, кровать, матрешка, стол и т. д.).
Динамическая задача: в зависимости от выбранных педагогом заданий (прыжки вправо, на двух ногах, влево, прыжки на одной ноге).
Дидактическая задача: классификация предметов, слуховое внимание.
«Чья команда победит»
Вариант 1: Дети делятся на две команды. Раздаются фишки красного, синего, зеленого цвета по одной на каждого игрока. Фишки синего цвета – твердый согласный звук, зеленого – мягкий согласный звук, красного – гласный звук. На противоположной стороне зала столы с предметными карточками. По сигналу первые игроки бегут к своим столам, выбирают карточку с предметом, первый звук которого соответствует цвету его фишки. (Например, если фишка синего цвета, то предмет начинается с твердого согласного). После этого игрок возвращается к команде, передает эстафету. И так все члены команды. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Вариант 2: Бежать можно с преодолением различных препятствий или указанным способом.
Динамическая задача: быстрота, ловкость.
Дидактическая задача: грамота, быстрота реакции.
«Комары, лягушки, цапли» (6-7 лет)
Вариант 1: Детям надеваются полумаски: комары, лягушки, цапли. Под музыку дети выполняют движения: «комары» – летают, «лягушки» – прыгают, «цапли» – ходят, высоко поднимая колени. По сигналу «лягушки» – «цапли» приседают, а «лягушки» догоняют «комаров». По сигналу «цапли» – «комары» приседают, а «цапли» догоняют лягушек.
Вариант 2: Вместо голосового сигнала можно использовать сигнальные карты – лягушки, цапли.
Динамическая задача: скорость бега, ходьба с высоким подниманием бедра, прыжки на двух ногах.
Дидактическая задача: экологическая цепочка, внимание.
Часто использовать сюжетные игрушки-пособия при организации совместной деятельности с детьми. Они помогают малышам лучше понять двигательную задачу и успешнее овладеть сенсорными
навыками. Например, ребенок учится перешагивать через цветок, бабочку, жучка, а не просто через палку, приподнятую над полом. Малыш старается их не задеть и при этом знакомится с разнообразием величины, формы, цвета предметов.
Добавлять в совместную деятельность чтение небольших потешек, коротких стихов, которые облегчают ребенку восприятие задачи и вызывают интерес к двигательно-сенсорной деятельности :
- Смело, Танечка, шагай. Выше ножку поднимай, На жучка не наступай!
Особый интерес может вызвать у детей игра «Собери грибы». Дети отыскивают расставленные по группе деревянные грибочки разной величины и раскладывали их по корзинкам: большие – в большую корзинку, а маленькие – в маленькую. При этом предлагать сказать, где они нашли грибы (под столом, на полке и т. д.).
Так же нравится детям выполнять задания с флажками. Например, в одну руку дается красный флажок, а в другую синий. После активной ходьбы детям предлагается поднять сначала флажок такого же цвета как в руке у воспитателя, а затем другого.
Еще одна любимая игра «Собери шарики». Шары двух цветов рассыпаются на полу. Детям предлагается собрать их по разным корзинам, ориентируясь на цвет (в одну корзину – красные шарики, в другую – желтые). Эта игра всегда проходит с повышенной двигательной активностью
В подвижной игре «Строим Дом» использовать крупный мягкий строительный модуль. Дети совместно строят дом, по очереди принося детали. При этом воспитатель уточняет цвет и величину детали. После проведения этой игры, дети стали строить дома и башни из пластмассового конструктора самостоятельно.
Для активных действий ребенку нужны крупные игрушки, которые вовлекли бы в двигательный процесс весь организм. Преимущество крупного игрового материала состоит еще и в том, что он стимулирует двигательную активность. Чтобы создать постройку ребенку необходимо наклоняться, поворачиваться,
приседать, выпрямляться, передвигать детали. Следовательно, движения в играх с таким материалом не могут быть однообразными. Игры с модулями дают возможность объединить в одну группу детей, различных по степени проявления двигательной активности, уровню сенсорного развития. Так, достаточно дать сидящему на кубе ребенку руль, и он уже становится шофером, штурвал – и он капитан. А новая игра – это всегда новое движение, расширение сенсорных представлений об окружающем мире.
Для этого совместно с родителями изготовлять дорожки для упражнения в ходьбе на профилактику косолапия,плоскостопия. Для упражнения в ползании изготовить дорожку с перчатками. Во время выполнения движений на этой дорожке дети упражняются в различении цветов, а также происходит массаж ладони ребенка, т. к.
перчатки нужно сделать с различными наполнителями.
Для упражнения в перешагивании сшить плоскостные цветы. При помощи этого пособия решаются задачи сенсорного и умственного развития: при сборке цветов из частей закрепляются умения различать предметы по цвету и форме.
Плоскостные изображения жучков применять для упражнения в перешагивании и обегании. Во время выполнения этих движений одновременно расширяю представления детей о форме, цвете, количестве.
Плоскостные цветы и жучки можно использовать так же в качестве ориентиров при проведении подвижных игр, физических упражнений, для формирования новых пространственных представлений у малышей.
Рациональное размещение в группе этих и других пособий поможет вам руководить самостоятельной деятельностью детей, успешно решая задачи, как физического развития, так и сенсорного воспитания.
- расширение сотрудничества с родителями по оказанию педагогической помощи семье в организации сенсорно- двигательной активности ребенка дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развития ребёнка
Из личного опыта...
Презентация"Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развития ребёнка"
Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствахпредметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.Значен...
Отчёт по самообразованию по теме: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»
«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ОСНОВА УМСТВЕННОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА». Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сто...
Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...