Консультация для родителей «Формирование математических представлений средствами устного народного творчества»
консультация

Абдульманова Жулдыз Сагитовна

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Консультация для родителей

«Формирование математических представлений средствами устного народного творчества»

Подготовила:

воспитатель

Абдульманова Ж.С.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Значительную и важную роль в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Оно способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, возможность творить, мыслить, размышлять. Для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития, важное значение, имеет широкое использование устного народного творчества. Через использование устного народного творчества, ребенку быстрее и легче усвоить образовательную программу. Математика везде и в считалках, и в сказках, которые мы читаем детям, a так же в пословицах и поговорках.

Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Присутствие сказочного героя на занятии по математике или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. В сказках в образной, яркой, эмоционально-насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые математические термины, такие как тридевятое царство, косая сажень в плечах. В дидактических целях часто используются сказки, в названии которых присутствуют указания на числа «Двенадцать месяцев», «Три поросенка», «Три медведя».

Во многих сказках «Два жадных медвежонка», «Цветик- семицветик» математическое начало находится на самой поверхности, а стандартные математические вопросы и задания находятся за пределами данных сказок.

Широко используются сказки, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения. В сюжете сказки «Три медведя», смоделированы размерные отношения – серия из трех элементов. Очень доходчиво можно показать и объяснить пространственные отношения «впереди», «сзади», «между», а также порядковый счёт и умение отвечать на вопросы «Какой по счёту?» или «На каком месте?», знакомство с числом и цифрой можно закрепить понятия о величине «большой», «маленький», «самый маленький», «высокий»,«низкий», «длинный», «короткий», умение соотносить предметы по размеру («Расставь по росту», «Подбери соответствующую по размеру посуду, кровать, стульчик» и т.д.), закрепить знания о времени года, частей суток, умение ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, за, над, под и т.п.) Сюжет сказки, образы персонажей, «мелодика» языка и «математическая интрига» представляют собой единое целое.

Используя загадки на занятиях и в повседневной жизни для ознакомления, закрепления и конкретизации таких математических понятий, как: число, время года, части суток, фигура или форма, величина и т.д. Загадки способствуют развитию логического мышления, слухового и зрительного внимания и восприятия. В треугольнике видны
Три угла, три стороны.

У колечка, у кольца
Нет начала и конца.
Знают все друзья вокруг:
У колечка форма…(Круг.)

Есть 7 братьев: годами равные, именами разные (дни недели).

Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Например:

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня,

Три – вчера,

Три – ещё позавчера.

После разучивания скороговорки педагог предлагает вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу.

Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки, можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников. Например: «Жить в четырех стенах» – какое число встречается в поговорке? (знакомство с числом и цифрой четыре).

Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками, они также способствуют развитию количественных представлений. Г.С. Виноградов из всего пестрого считалочного материала в отдельную группу выделил считалки - числовки, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета, прямого и обратного счета.

Например:

Один, два, три –

Ваня, не шути!

Один, два, три, четыре, пять –

Ваня, не шути опять!

Шесть, семь, восемь –

Ваня, не шути, мы просим!

Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять.

Выплыл ясный месяц.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

Считалка несёт познавательную и эстетическую функции, а вместе с играми способствует физическому развитию детей. Применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Считалки в работе с детьми дошкольного возраста можно употреблять, с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

Таким образом, регулярное использование на занятиях по математическому развитию с детьми дошкольного возраста системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, будет способствовать развитию познавательных возможностей и способностей, расширению математического кругозора, позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе  для детей с общим недоразвитием речи. Тема "Формирование элементарных математ...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений в повседневной жизни»

В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП.    Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешн...

Консультация для родителей формирование элементарных математических представлений.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...

Методическая разработка "закрепление элементарных математических представлений посредством устного народного творчества"

Я, Токарева Наталья Николаевна, воспитатель в подготовительной группе МБДОУ д/сад №39 разработала проект НОД на закрепление элементарных математических представлений, который может способствовать сове...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры»

Определить взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-образовательной деятельности в условиях ФГОС.2. Познакомить родителей с задачами по развитию у детей элементарных математических предста...

Консультация для педагогов: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества

в данной публикации рассмотрены виды и формы устного народного творчества.  предложены формы работы с детьми раннего возраста в рамках детского сада и дома.предложены различные приемы работы с ро...

Доклад на тему: "Формирование математических представлений средствами устного народного творчества"

Очень важную роль в развитии интеллекта и умственном воспитании ребёнка играет математика.  При ее изучении у ребенка развивается воображение, образное представление, смекалка, память и это далек...