Консультация для педагогов: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

 Никифорова Наталья Валерьевна

в данной публикации рассмотрены виды и формы устного народного творчества.  предложены формы работы с детьми раннего возраста в рамках детского сада и дома.

предложены различные приемы работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Малышок»

Обобщение опыта по теме:

Влияние Устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Никифорова Н.В.

Р.п. Чик. 2021 год


1. (1 слайд), (2слайд)

Актуальность.  

Данная тема актуальна, т.к. у детей 3-4 лет  недостаточно развита речь. Дети испытывают трудности в составлении предложений, выразительном рассказывании стихотворений, описании игрушек и т.д.

Через устное народное творчество    дети легче привыкают к детскому  саду. Овладевают родным языком, приобщаются к русской народной культуре.

2. (3 слайд)

2.1 Целью моей работы было: раскрыть влияние устного народного  творчество на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

 Задачи:

  • создать предметно – пространственную среду, помогающую детям познакомиться с устным народным творчеством;
  • формировать у детей навыки художественно- речевой деятельности;
  • воспитывать любовь к малым формам фольклора;
  • Приобщать родителей к активному участию в жизни ДОУ;

(4 слайд)

УНТ - это словесное творчество, передаваемое из поколения в поколение от мамы к ребенку. Знакомство с народным творчеством  помогает ребенку лучше овладеть родным языком, развить речевые навыки. Побуждает к познавательной деятельности.  Приобщает к    красоте и самобытности русских слов, к культуре русского народа.

(5 слайд)

 Малый фольклор включает в себя следующие жанры: (на слайде). Хотелось бы остановиться на тех, которые чаще  всего я применяю в работе с детьми раннего возраста: колыбельные, заклички, потешки, загадки, сказки.

2.2 (6 слайд)

  • Колыбельные

Баю- баюшки – баю;

Качай деточку мою.

Приди, котик ночевать,

Нашу детку покачать. и т.д.

Медленный,  напевный темп колыбельной способствует  быстрому расслаблению,  убаюкиванию и засыпанию малышей.

  • Заклички

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Заклички наоборот, побуждают детей к игре. Являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивают чувство ритма, формируют интонационную выразительность. Их можно использовать  перед началом занятия. На прогулке, в наблюдениях за изменениями природы.


(7 слайд)

  • Потешки

Ай,  лады, лады, лады,

Не боимся мы воды, 

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

****

Мы на пухлые ручонки

Одеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

 Ручка- раз, и ручка- два.

Для каждого вида деятельности есть свои потешки. Они помогают детям запоминать слова. Легче привыкнуть к выполнению культурно-гигиенических навыков.

  • Загадки

Ку-ка-ре-ку

Кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко,

Курочек верный пастух,

А зовут его? (Петух)

2.3 (8 слайд)

  • Сказки

С детства любимы детьми и взрослыми.  Она Позволяет  в непринужденной форме, на понятном языке объяснить правила поведения в социуме.

Сказки помогут детям научиться следить за сюжетом, путем многократного повторения эпизода («Колобок», «Теремок», «Волк и козлята»). Сказка дает детям веру в чудо, в то что  добро обязательно победит зло.

Сказки делятся на 3 вида:

1 Волшебные:

Где обязательно присутствует волшебство, чудо, таинственное настроение, магия.( «Царевна-лягушка», «Морозко», «Гуси-лебеди»  и т.д.).

2  Социально-бытовые:

В этих сказках герои - простые люди, присутствуют смешные ситуации. В таких сказках всегда высмеиваются негативные черты человеческого характера, разъясняются опасные для жизни ситуации.

(«Курочка-ряба»,  «По- щучьему веленью», «Маша и медведь», «Как мужик гусей делил» и т.д.).

3 О животных: 

В  этих сказках главные герои – животные. Они  наделены чертами характера человека.   Умеют разговаривать на человеческом языке.  Сильный защищает слабого. « Три медведя», «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок», «Волк и козлята» и т.д.).   


2.4 (9 слайд)

  • Подвижные игры  и считалки

Два вида фольклорного жанра – связанны между собой.

Считалочка  позволяет методом жеребьевки, безболезненно для детей выбрать водящего. Проговаривание считалки детьми позволяет закрепить знания по  образовательным предметам в игровой форме. (Математика, ознакомление  окружающим миром и др.).

2.5 (10 слайд) Область применения

Данные виды фольклора я применяю в:

образовательной деятельности,

в совместной и самостоятельной деятельности,

на прогулке и во время развлечений в группе.

3.Предметно – пространственная развивающая среда группы.

3.1(11 слайд)

Для приобщения детей к русской народной культуре, совместно с родителями, была пополнена предметно развивающая среда группы. Изготовлена театральная ширма, для показа   кукольного и пальчикового театра, нарисованы и распечатаны маски героев сказок. Изготовлены настольно - печатные дидактические игры: «Собери картинку», « Расскажи сказку по картинкам», «Угадай героя сказки?» и т.д.

Разработаны альбомы, которые рассказывают о   русском народном костюме, «Матрешка-любимая игрушка» «Дымковская игрушка», «Картотека подвижных игр», «Картотека потешек» и т.д.

В уголке   речевого развития расположены  русские народные сказки, потешки, загадки, стихотворения. Мы с родителями изготовили книжки -  малышки.

3.2 (12 слайд),

Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок («Теремок»,  «Репка»,  «Колобок» и др).

3.3. (13 слайд)

Дети играют в перчаточный театр, придумывая собственные диалоги, общаясь между собой.

3.4 (14 слайд) Дети рассматривают иллюстрации книг. Пересказывают содержание сказок, повторяют и проигрывают диалоги из сказок. 

3.5 (15 слайд)   Дети с удовольствием идут мыть руки, зная, что сейчас мы с ними проговорим потешки,  сопровождая их движениями.  Одеваемся на прогулку,  при этом «прячем ручки и ножки в одежду», приговаривая стихотворения.

(16слайд)

Готовимся ко сну, ждем колыбельную и приятных снов.

(17 слайд),  

На улице и в группе мы играем в подвижные игры под музыкальное сопровождение. Развиваем координацию, скорость и учимся двигаться, не наталкиваясь друг на друга. Повторяем слова  игры( «Ровным кругом», «У медведя во бору», «Гуси и волк», «Лохматый пес». «Дуйся пузырь» и др.

3.6 (18 слайд)

Совместная и самостоятельная деятельность детей. Дети играют самостоятельно в сюжетно - ролевые игры.  Девочки укладывают кукол спать, поют им колыбельные, рассказывают сказки. Мальчики играют в зоопарк, складывают сюжеты сказок из кубиков и пазлов.

4.  (19 слайд) Работа с родителями

В рамках предварительной работы над данной темой я провела анкетирование родителей. И сделала вывод, что родители вместе с детьми мало читают  детскую литературу, мало рассказывают сказки и стихотворения.  Редко с детьми играют в подвижные и дидактические игры.

Поэтому мною родителям был предложен список литературы для чтения. Разработаны папки – передвижки для родителей:

«Роль фольклора в развитии детей»,

«Зачем читать детям сказки?»,

даны рекомендации по развитию речи детей.

В комплексе работа с родителями дала положительный результат. Родители  стали активнее интересоваться детской литературой.

ВЫВОД: (20слайд)

В результате работы над данной темой была создана предметно-развивающая среда.

Дети познакомились с устным народным творчеством. Разучили  много новых игр, сказок, потешек.

Дети с удовольствием применяют полученные знания в повседневной жизни.  

Радостно рассказывают родителям о том, чем мы  занимались в группе днем.

Родители принимал и активное участие в реализации данной темы. Помогали детям познавать русскую народную культуру, принимали активное участие в жизни группы и детского сада.

В дальнейшем  планирую продолжить  углубленно  изучать некоторые разделы устного народного творчества.

 (21 слайд)


Список литературы:

  1. Азбука нравственного воспитания [Текст] : пособие для учителя / И. А. Каирова [и др.] ; под ред. О. С. Богдановой. - 2-е изд., стер. - М. : Просвещение, 1997. - 134 с.
  2. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. - М. : Вече, 1999. - 139 с.
  3. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский.- М. : Просвещение, 1988 - 321 с.
  4. Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях [Текст] : метод. пособие / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1986. - 112 с.
  5. Вавилова, И. Н. К вопросу о психологической характеристике целостности личности дошкольника [Текст] / И. Н. Вавилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 8. - С. 23-32.
  6. Вавилова, И. Н. Обогащение информационного пространства дошкольного образовательного учреждения проблемой нравственности [Текст] / И. Н. Вавилова // Содержание образования в период детства : материалы Педагогического форума, посвященного 50-летию Института педагогики и психологии детства / Урал. гос. пед. ун-т. - 2007. - № 7 - С. 17- 22.
  7. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
  8. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] : метод. пособие / В. П. Ватаман. - М. : Просвещение, 2008. - 213 с.
  9. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. М. : Просвещение, 2006. - 132 с.
  10.  Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / Высшее образование сегодня. – №8.
  11.  Таубаева Ш.Т., Лактионова С.Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования. – Алматы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества".

Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №3 «Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества»

Задачи:- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);-  пр...

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА».

Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Ск...

Краткосрочный проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Краткосрочный проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

   Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...