Консультация для педагогов: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
в данной публикации рассмотрены виды и формы устного народного творчества. предложены формы работы с детьми раннего возраста в рамках детского сада и дома.
предложены различные приемы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
потешки, загадки, заклички, сказки. | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Малышок»
Обобщение опыта по теме:
Влияние Устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Никифорова Н.В.
Р.п. Чик. 2021 год
1. (1 слайд), (2слайд)
Актуальность.
Данная тема актуальна, т.к. у детей 3-4 лет недостаточно развита речь. Дети испытывают трудности в составлении предложений, выразительном рассказывании стихотворений, описании игрушек и т.д.
Через устное народное творчество дети легче привыкают к детскому саду. Овладевают родным языком, приобщаются к русской народной культуре.
2. (3 слайд)
2.1 Целью моей работы было: раскрыть влияние устного народного творчество на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- создать предметно – пространственную среду, помогающую детям познакомиться с устным народным творчеством;
- формировать у детей навыки художественно- речевой деятельности;
- воспитывать любовь к малым формам фольклора;
- Приобщать родителей к активному участию в жизни ДОУ;
(4 слайд)
УНТ - это словесное творчество, передаваемое из поколения в поколение от мамы к ребенку. Знакомство с народным творчеством помогает ребенку лучше овладеть родным языком, развить речевые навыки. Побуждает к познавательной деятельности. Приобщает к красоте и самобытности русских слов, к культуре русского народа.
(5 слайд)
Малый фольклор включает в себя следующие жанры: (на слайде). Хотелось бы остановиться на тех, которые чаще всего я применяю в работе с детьми раннего возраста: колыбельные, заклички, потешки, загадки, сказки.
2.2 (6 слайд)
- Колыбельные
Баю- баюшки – баю;
Качай деточку мою.
Приди, котик ночевать,
Нашу детку покачать. и т.д.
Медленный, напевный темп колыбельной способствует быстрому расслаблению, убаюкиванию и засыпанию малышей.
- Заклички
Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Заклички наоборот, побуждают детей к игре. Являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивают чувство ритма, формируют интонационную выразительность. Их можно использовать перед началом занятия. На прогулке, в наблюдениях за изменениями природы.
(7 слайд)
- Потешки
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
****
Мы на пухлые ручонки
Одеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка- раз, и ручка- два.
Для каждого вида деятельности есть свои потешки. Они помогают детям запоминать слова. Легче привыкнуть к выполнению культурно-гигиенических навыков.
- Загадки
Ку-ка-ре-ку
Кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко,
Курочек верный пастух,
А зовут его? (Петух)
2.3 (8 слайд)
- Сказки
С детства любимы детьми и взрослыми. Она Позволяет в непринужденной форме, на понятном языке объяснить правила поведения в социуме.
Сказки помогут детям научиться следить за сюжетом, путем многократного повторения эпизода («Колобок», «Теремок», «Волк и козлята»). Сказка дает детям веру в чудо, в то что добро обязательно победит зло.
Сказки делятся на 3 вида:
1 Волшебные:
Где обязательно присутствует волшебство, чудо, таинственное настроение, магия.( «Царевна-лягушка», «Морозко», «Гуси-лебеди» и т.д.).
2 Социально-бытовые:
В этих сказках герои - простые люди, присутствуют смешные ситуации. В таких сказках всегда высмеиваются негативные черты человеческого характера, разъясняются опасные для жизни ситуации.
(«Курочка-ряба», «По- щучьему веленью», «Маша и медведь», «Как мужик гусей делил» и т.д.).
3 О животных:
В этих сказках главные герои – животные. Они наделены чертами характера человека. Умеют разговаривать на человеческом языке. Сильный защищает слабого. « Три медведя», «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок», «Волк и козлята» и т.д.).
2.4 (9 слайд)
- Подвижные игры и считалки
Два вида фольклорного жанра – связанны между собой.
Считалочка позволяет методом жеребьевки, безболезненно для детей выбрать водящего. Проговаривание считалки детьми позволяет закрепить знания по образовательным предметам в игровой форме. (Математика, ознакомление окружающим миром и др.).
2.5 (10 слайд) Область применения
Данные виды фольклора я применяю в:
образовательной деятельности,
в совместной и самостоятельной деятельности,
на прогулке и во время развлечений в группе.
3.Предметно – пространственная развивающая среда группы.
3.1(11 слайд)
Для приобщения детей к русской народной культуре, совместно с родителями, была пополнена предметно развивающая среда группы. Изготовлена театральная ширма, для показа кукольного и пальчикового театра, нарисованы и распечатаны маски героев сказок. Изготовлены настольно - печатные дидактические игры: «Собери картинку», « Расскажи сказку по картинкам», «Угадай героя сказки?» и т.д.
Разработаны альбомы, которые рассказывают о русском народном костюме, «Матрешка-любимая игрушка» «Дымковская игрушка», «Картотека подвижных игр», «Картотека потешек» и т.д.
В уголке речевого развития расположены русские народные сказки, потешки, загадки, стихотворения. Мы с родителями изготовили книжки - малышки.
3.2 (12 слайд),
Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок («Теремок», «Репка», «Колобок» и др).
3.3. (13 слайд)
Дети играют в перчаточный театр, придумывая собственные диалоги, общаясь между собой.
3.4 (14 слайд) Дети рассматривают иллюстрации книг. Пересказывают содержание сказок, повторяют и проигрывают диалоги из сказок.
3.5 (15 слайд) Дети с удовольствием идут мыть руки, зная, что сейчас мы с ними проговорим потешки, сопровождая их движениями. Одеваемся на прогулку, при этом «прячем ручки и ножки в одежду», приговаривая стихотворения.
(16слайд)
Готовимся ко сну, ждем колыбельную и приятных снов.
(17 слайд),
На улице и в группе мы играем в подвижные игры под музыкальное сопровождение. Развиваем координацию, скорость и учимся двигаться, не наталкиваясь друг на друга. Повторяем слова игры( «Ровным кругом», «У медведя во бору», «Гуси и волк», «Лохматый пес». «Дуйся пузырь» и др.
3.6 (18 слайд)
Совместная и самостоятельная деятельность детей. Дети играют самостоятельно в сюжетно - ролевые игры. Девочки укладывают кукол спать, поют им колыбельные, рассказывают сказки. Мальчики играют в зоопарк, складывают сюжеты сказок из кубиков и пазлов.
4. (19 слайд) Работа с родителями
В рамках предварительной работы над данной темой я провела анкетирование родителей. И сделала вывод, что родители вместе с детьми мало читают детскую литературу, мало рассказывают сказки и стихотворения. Редко с детьми играют в подвижные и дидактические игры.
Поэтому мною родителям был предложен список литературы для чтения. Разработаны папки – передвижки для родителей:
«Роль фольклора в развитии детей»,
«Зачем читать детям сказки?»,
даны рекомендации по развитию речи детей.
В комплексе работа с родителями дала положительный результат. Родители стали активнее интересоваться детской литературой.
ВЫВОД: (20слайд)
В результате работы над данной темой была создана предметно-развивающая среда.
Дети познакомились с устным народным творчеством. Разучили много новых игр, сказок, потешек.
Дети с удовольствием применяют полученные знания в повседневной жизни.
Радостно рассказывают родителям о том, чем мы занимались в группе днем.
Родители принимал и активное участие в реализации данной темы. Помогали детям познавать русскую народную культуру, принимали активное участие в жизни группы и детского сада.
В дальнейшем планирую продолжить углубленно изучать некоторые разделы устного народного творчества.
(21 слайд)
Список литературы:
- Азбука нравственного воспитания [Текст] : пособие для учителя / И. А. Каирова [и др.] ; под ред. О. С. Богдановой. - 2-е изд., стер. - М. : Просвещение, 1997. - 134 с.
- Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. - М. : Вече, 1999. - 139 с.
- Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский.- М. : Просвещение, 1988 - 321 с.
- Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях [Текст] : метод. пособие / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1986. - 112 с.
- Вавилова, И. Н. К вопросу о психологической характеристике целостности личности дошкольника [Текст] / И. Н. Вавилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 8. - С. 23-32.
- Вавилова, И. Н. Обогащение информационного пространства дошкольного образовательного учреждения проблемой нравственности [Текст] / И. Н. Вавилова // Содержание образования в период детства : материалы Педагогического форума, посвященного 50-летию Института педагогики и психологии детства / Урал. гос. пед. ун-т. - 2007. - № 7 - С. 17- 22.
- Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
- Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] : метод. пособие / В. П. Ватаман. - М. : Просвещение, 2008. - 213 с.
- Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. М. : Просвещение, 2006. - 132 с.
- Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / Высшее образование сегодня. – №8.
- Таубаева Ш.Т., Лактионова С.Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования. – Алматы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества".
Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе №3 «Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества»
Задачи:- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);- пр...
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА».
Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Ск...
Развитие речи детей средствами устного народного творчества
консультация...
Краткосрочный проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
Краткосрочный проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...