Доклад на тему: "Формирование математических представлений средствами устного народного творчества"
методическая разработка
Очень важную роль в развитии интеллекта и умственном воспитании ребёнка играет математика. При ее изучении у ребенка развивается воображение, образное представление, смекалка, память и это далеко неполный список.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_matematicheskih_predstavleniy_sredstvami_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад
комбинированного вида «Рябинушка»
Формирование математических представлений средствами устного народного творчества
Подготовила:
Базарова С.Е. воспитатель
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Значительную и важную роль в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Оно способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, возможность творить, мыслить, размышлять. Для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития, важное значение, имеет широкое использование устного народного творчества. Через использование устного народного творчества, ребенку быстрее и легче усвоить образовательную программу. Математика везде и в считалках, и в сказках, которые мы читаем детям, a так же в пословицах и поговорках.
Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Присутствие сказочного героя на занятии по математике или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. В сказках в образной, яркой, эмоционально-насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые математические термины, такие как тридевятое царство, косая сажень в плечах. В дидактических целях часто используются сказки, в названии которых присутствуют указания на числа «Двенадцать месяцев», «Три поросенка», «Три медведя».
Во многих сказках «Два жадных медвежонка», «Цветик- семицветик» математическое начало находится на самой поверхности, а стандартные математические вопросы и задания находятся за пределами данных сказок.
Широко используются сказки, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения. В сюжете сказки «Три медведя», смоделированы размерные отношения – серия из трех элементов. Очень доходчиво можно показать и объяснить пространственные отношения «впереди», «сзади», «между», а также порядковый счёт и умение отвечать на вопросы «Какой по счёту?» или «На каком месте?», знакомство с числом и цифрой можно закрепить понятия о величине «большой», «маленький», «самый маленький», «высокий»,«низкий», «длинный», «короткий», умение соотносить предметы по размеру («Расставь по росту», «Подбери соответствующую по размеру посуду, кровать, стульчик» и т.д.), закрепить знания о времени года, частей суток, умение ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, за, над, под и т.п.) Сюжет сказки, образы персонажей, «мелодика» языка и «математическая интрига» представляют собой единое целое.
Используя загадки на занятиях и в повседневной жизни для ознакомления, закрепления и конкретизации таких математических понятий, как: число, время года, части суток, фигура или форма, величина и т.д. Загадки способствуют развитию логического мышления, слухового и зрительного внимания и восприятия. В треугольнике видны
Три угла, три стороны.
У колечка, у кольца
Нет начала и конца.
Знают все друзья вокруг:
У колечка форма…(Круг.)
Есть 7 братьев: годами равные, именами разные (дни недели).
Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Например:
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
После разучивания скороговорки педагог предлагает вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу.
Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки, можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников. Например: «Жить в четырех стенах» – какое число встречается в поговорке? (знакомство с числом и цифрой четыре).
Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками, они также способствуют развитию количественных представлений. Г.С. Виноградов из всего пестрого считалочного материала в отдельную группу выделил считалки - числовки, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета, прямого и обратного счета.
Например:
Один, два, три –
Ваня, не шути!
Один, два, три, четыре, пять –
Ваня, не шути опять!
Шесть, семь, восемь –
Ваня, не шути, мы просим!
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Выплыл ясный месяц.
Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.
Считалка несёт познавательную и эстетическую функции, а вместе с играми способствует физическому развитию детей. Применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Считалки в работе с детьми дошкольного возраста можно употреблять, с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
Таким образом, регулярное использование на занятиях по математическому развитию с детьми дошкольного возраста системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, будет способствовать развитию познавательных возможностей и способностей, расширению математического кругозора, позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
Методическая разработка "закрепление элементарных математических представлений посредством устного народного творчества"
Я, Токарева Наталья Николаевна, воспитатель в подготовительной группе МБДОУ д/сад №39 разработала проект НОД на закрепление элементарных математических представлений, который может способствовать сове...
Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....
Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....
Доклад на тему: " Развитие познавательной деятельности посредством устного народного творчества"
Доклад на тему: " Развитие познавательной деятельности посредством устного народного творчества"...
Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру
Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно м...
Доклад по теме:"Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста"
Формирование математических представлений в раннем детстве тесно связано с развитием сенсорного опыта детей : форма, величина, ориентировка в пространстве и т. п. Именно...