Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)
Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся - дисграфиков, дислексиков в школе. Значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_i_disleksiya_rod.sobr_._podg.gr_.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение процесса письма. ДИСЛЕКСИЯ - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Эти нарушения, проявляющиеся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера, обусловлены несформированностью высших психических функций .
Развиваем и формируем процессы: Фонематическое восприятие (дифференциация и различение фонем). Фонематический анализ (выделение звуков из речи). Зрительный анализ и синтез (определение сходства и различия букв). Пространственные представления (лево-право, верх-низ, впереди-сзади, большой – маленький, на, под, за, около, рядом и т. п.). Зрительный мнезис (возможность запоминания зрительного образа букв). Профилактика дисграфии и дислексии
Развиваем: Связная речь (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение значения предметов, составление рассказов). Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкции взрослого и т.п.). Развитие мелкой и крупной моторики. У мение общаться со сверстниками. Профилактика дисграфии и дислексии
Игра «Где живёт звук О »
Игра «Что получится ?» (по первым звукам названий картинок)
Игра «Расшифруй слово»
Игра « Подбери схему к слову»
Составь схему слова
Игра «Подпиши картинку»
Игра «Придумай словечко» Л-Р
Игра: «Телеграф»
Игра «Собери слово»
Недоразвитие звуко -слогового синтеза приводит к нарушению понимания прочитанного. Ребёнок не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слово. Используются следующие задания: Назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними (с, о, м); Назвать слитно слово, произнесённое по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются ( ма — ши — на); В игре «Слово рассыпалось» составляются слова из заданных букв (слово печатают, выкладывают буквами). Например: Н Н А А Б – банан, К Л У К А - кукла
Игра «Слово рассыпалось»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание на слухе, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность.
Упражнение «Ухо - нос» «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Гусь-курочка-петушок», «Козочка-зайчик» и др.
Пальчиковые игры
Приёмы для запоминания зрительного образа буквы: - Выкладывание букв из мозаики, пуговиц, спичек - Лепка букв из пластилина - Выкладывание букв из счетных палочек, составление слогов. - Выкладывание букв из шнурка и из элементов конструктора - Определение места соседа по отношению к себе, - Игры «Города», «Глухой телефон » и др. Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение для активизации речевой системы в целом , а также д ля подготовки детей к овладению письмом в частности.
Хорошего настроения и успехов!
Источники Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. –Санкт-Петербург, издательство «Союз» 1997. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, фирма « Стройлеспечать », 1996. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство.-М.:Т.Дмитриева , 2012. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос , 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников
ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...
Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."
В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...
Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников с ОВЗ.
1. Проблема. В последнее время учителя начальных классов отмечают значительный рост детей со стойкими нарушениями чтения и письма. В основе дисграфии и дислексии лежит повреждение речевых механизмов. ...
Памятка для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников»
Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия- раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетически...
Конспект занятия по профилактике дисграфий и дислексий у дошкольников подготовительной к школе группы "На помощь буквам"
Данный конспект раскрывает разнообразие игровых приемов по профилактике различного вида дисграфий и дислексий у дошкольников...
Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья: "Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи"....
Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников
Консультация для родителей "Профилактика нарушений письменной речи в дошкольном возрасте" КОГДА НУЖНА ПРОФИЛАКТИКА? Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные...