Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников
консультация по логопедии (средняя группа)

Бадагова Кристина Александровна

Консультация для родителей "Профилактика нарушений письменной речи в дошкольном возрасте" КОГДА НУЖНА ПРОФИЛАКТИКА? Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью. Но особенно важна профилактика для следующих групп детей: дети с логопедическими проблемами; дети с СДВГ; дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией. В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы: в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни; он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы; его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий); не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края); ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур; путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно; не способен концентрироваться на 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii_i_disleksii_u_doshkolnikov.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Профилактика нарушений письменной речи в дошкольном возрасте" КОГДА НУЖНА ПРОФИЛАКТИКА? Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью. Но особенно важна профилактика для следующих групп детей: дети с логопедическими проблемами; дети с СДВГ; дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией. В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы: в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни; он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы; его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий); не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края); ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур; путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно; не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту. ПРОФИЛАКТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ДИСГРАФИИ Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора. В зависимости от преобладающей причины определяют вид дисграфии: артикуляторно-акустическая; акустическая; аграмматическая; на почве нарушений языкового анализа и синтеза; оптическая. Первые 4 формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем, звуков, слов и их окончаний (дислексией). Ребенок неправильно говорит и так же неправильно пишет: «пелочка» вместо белочка, «кошун» вместо коршун. Он может писать слитно предлоги и неправильно менять окончания: «теплая одеяло», «отдвери». В этом случае важно уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти. Профилактика дисграфии с дислексией включает упражнения на узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов. Оптическая дисграфия несколько отличается от других видов: это симптом недоразвития зрительно-пространственного анализа. Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы. Он может писать в зеркальном отражении. Буквы часто имеют лишний элемент или не дописываются до конца: ш-и, л-м, ц-щ. Профилактика оптической дисграфии основана на формировании пространственных представлений. Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди), находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно: чтение скороговорок, поговорок, пословиц; чтение книг; пересказ прочитанного; заучивание стихов и песен; ритмичные танцы. ИГРЫ И ЗАДАНИЯ Игра – единственный эффективный метод обучения в дошкольном возрасте. Для профилактики дисграфии с дислексией рекомендуется 2 раза в неделю выполнять следующие игровые задания: Продолжи строчку. Ло-ло-ло – как на улице… Ул-ул-ул – у меня сломался… Ко-ко-ко – пейте дети… Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не… Повтори. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ (развивает речевой аппарат). Произнеси как можно четче. Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом змея ползет3: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з. Выучи скороговорку. Шел Егор через двор с топором чинить забор. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани. Сдуй снежинку. На нос ребенка нужно положить кусочек ватки и попросить сдуть его. Упражнения со свечкой. Нужно рассказать стишок так, чтобы пламя свечи не колыхалось, а затем задуть ее с первого раза. Узнай букву. Ребенок закрывает глаза, а взрослый рисует на его ладошке букву. Нужно узнать ее и назвать. Читаем по слогам. Взрослый произносит слова по слогам: КО-РО-ВА, ЗА-ЯЦ, РУ-ПОР, КАРАН-ДАШ. Ребенок каждый слог обозначает хлопком или сжимает небольшой шарик (всей ладошкой и пальчиками). Что изменилось? Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами. Он внимательно смотрит на них, а затем отворачивается. Взрослый меняет положение карточек или прячет одну. Ребенок поворачивается и определяет, что поменялось. Пары слов с различием в 1 звуке. Взрослый читает, а ребенок повторяет: ветер-вечер, козы-косы, грозароза, волк-полк, ложка-ножка, кони-пони. Пары слов с мягкими-твердыми звуками и разным смыслом. Ест-есть, угол-уголь, галка-галька. Лишнее слово. Услышав лишнее слово, дошкольник должен топнуть ногой: Столб-столбстол-столб, кошка-кошка-мошка-кошка, роза-роза-роса-роза. Цепочки родственных слов. Взрослый читает, а ребенок повторяет: вода-водный-подводный, леслесник-лесной, цвет-цветной-разноцветный-бесцветный, веселье-веселовеселый. ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Предупредить нарушения помогут следующие виды деятельности: рисование; лепка объемных фигур из пластилина и теста; аппликации; складывание пазлов; игры с конструктором; игры с мозаикой; подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений. ИГРЫ И ЗАДАНИЯ Заниматься с ребенком можно с самых юных лет. Главное не заставлять его выполнять задания насильно. Разнообразие упражнений позволяет найти интересный ребенку вариант. Игровые задания для профилактики оптической дисграфии: Найди и обведи. Дошкольнику выдается карточка с коротким текстом. Ему нужно найти и обвести в кружок определенную букву. Например, А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность  ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...

Презентация "Развитие пространственно-временных представлений у дошкольников как залог формирования грамотной связной речи и профилактика дисграфии и дислексии в школьном возрасте."

В презентации описан план развития пространственно-временных представлений с учетом их формирования в онтогенезе, широко представлены игры и задания на формирование данных представлений у детей дошкол...

Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников с ОВЗ.

1. Проблема. В последнее время учителя начальных классов отмечают значительный рост детей со стойкими нарушениями чтения и письма. В основе дисграфии и дислексии лежит повреждение речевых механизмов. ...

Памятка для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников»

Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия- раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетически...

Конспект занятия по профилактике дисграфий и дислексий у дошкольников подготовительной к школе группы "На помощь буквам"

Данный конспект раскрывает разнообразие игровых приемов по профилактике различного вида дисграфий и дислексий у дошкольников...

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья: "Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи"....

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся - дисграфиков, дислексиков в школе. Значительно легче пр...