Консультация для родителей "Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира"
статья

Мартынова Галина Степановна

Консультация для родителей "Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование

как средство познания окружающего мира

С рождением ребенка каждая мама видит, как ее малыш активно  познает окружающий мир вокруг себя. Поначалу новорожденные дети учатся узнавать лицо мамы и отличать его от незнакомых ему людей. Чуть позже малыш уже с удовольствием наблюдает за тем, как покачивается погремушка у него над кроваткой, пробует дотянуться до нее. А дотянувшись со временем до игрушки над кроваткой, малыш пытается ее взять в руки и изучить. Многие мамы помнят момент, когда их малыши впервые видят свои ручки и ножки и как начинают с ними играть. И, конечно же, каждая мама помнит период, когда их любимые дети часами могли бросать игрушки и другие различные предметы на пол, внимательно следя за тем, как они падают и какие звуки издают при падении. И незабываемым моментом для мамы становится период, когда их дети просто обожали возиться в песке или в воде (а лучше смешать и то, и другое), а маме приходилось переодевать испачканное дите несколько раз на дню...

Эти моменты лишний раз напоминают нам о том, что все дети с рождения становятся первооткрывателями и исследователями окружающего их мира. И подтверждением этого является их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, накапливать знания и приобретать свой личный жизненный опыт. И хорошо, если рядом с ребенком будет мама, которая будет это понимать, принимать и помогать своему ребенку в исследовании окружающего мира.

Во время прогулки многим детям приходится слышать от своих мам предостерегающие высказывания, типа: «Не наступи в грязь», «Не лезь в лужу», «Не бери в руки, испачкаешься» и т.д. А ведь наступив в лужу или бросив в нее камень, ребенок узнает, что от камушков по воде расходятся круги, размеры которых зависят от размера брошенного камня, что камень падает в лужу и тонет, а значит он тяжелее воды, а вот мусор плавает, он легче воды, что если с силой наступить в лужу брызги летят ого-го как, а если рядом найти палку и помешать воду в этой луже, то вообще такая муть красивая получается… Для многих мам такая деятельность ребенка – это баловство, а вот для самого ребенка – это очень важный момент – экспериментирование, которое дает возможность маленькому человеку найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», расширить свое представление об окружающем мире и его взаимосвязях.

Так как у детей первичными являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышления, то поэтому они очень любят экспериментировать. Эксперименты представляют основу знаний ребенка, являются ведущим способом познания мира.

Экспериментирование - особый вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется  их активность,  инициативность;  деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Ребенок усваивает знания об окружающем мире прочно и надолго, когда имеет возможность самостоятельно экспериментировать. При активном действии ребенка в процессе экспериментирования участвуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет полученный опыт.

Эксперименты положительно влияют и на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость формулировать обнаруженные закономерности и выводы в ходе эксперимента стимулирует развитие речи.

Чем активнее ребенок трогает, нюхает, разбирает, исследует, ощупывает, наблюдает,  рассуждает, анализирует и сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. Так, например, рисуя с ребенком, можно экспериментировать с различными материалами и расширять представления о свойствах предметов (рисование по мокрой бумаге, через соломинку, оттиск штампами, монотипия, рисование солью, энкаустика и т.д.)

Создавая аппликацию с использованием различного материала, включая природный, можно совместно изучать вместе с детьми свойства и состав используемых материалов.

Эксперименты совместно с музыкальной деятельностью позволяют совместно с детьми искать звуки и ритмы в окружающей среде, сочинять свою мелодию и ритм, используя подручные материалы, изготавливать различные шумовые музыкальные инструменты из бросового материала.    

Гуляя на улице и наблюдая за природой можно проверить, почему на земле растет трава, а на асфальте – нет. Действительно ли снег превратится в воду, если его принести в теплое помещение. Если вокруг нас невидимый воздух, то можно ли его поймать в пакет и увидеть? Почему грязный снег тает быстрее? Все ли растворяется в воде?

Как видно, детское экспериментирование, как средство познания окружающего мира, имеет огромный развивающий потенциал. Правильно организованная детская экспериментальная деятельность дает возможность ребенку удовлетворить свою потребность в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию инициативного, любознательного, самостоятельного и успешного ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004.
  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.
  3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий».
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л.Н. Прохоровой М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира...

Презентация: Экспериментирование как средство познания окружающего мира

Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, ...

Отчет по самообразованию на тему:"«Экспериментирование как средство познания окружающего мира»

В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание ини­циативной преобразующей активности дошкольника, развитие его позна­вательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме по­ис...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий об окружающем мире. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность ...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира в современном ДОУ.

1.     Введение.2.     Актуальность темы.3.     Экспериментирование как средство познания  окружающего мира в современном  Д...

Консультация для педагогов "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Приводится гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято...

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольника – особого внимания заслуживает исследовательская деятельность – экспериментирование. Дети по своей природе иссле...