Отчет по самообразованию на тему:"«Экспериментирование как средство познания окружающего мира»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Доманова Татьяна Ильинична

В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание ини­циативной преобразующей активности дошкольника, развитие его позна­вательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме по­исковой, исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 Ромашка»

Отчет по самообразованию на тему: «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»

        Подготовила:

                                                                                             Доманова Т.И.

Губкин, 2014

         «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

В мировой практике идет поиск путей активизации процесса развития творческих, познавательных способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст - время, когда в ребенке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.

Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника — значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.

В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание инициативной преобразующей активности дошкольника, развитие его познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.

В целом познавательная активность определяется как качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях.

Основой познавательной активности выступают познавательные потребности. Познавательная потребность также находит свое выражение в форме исследовательского поведения, исследовательской активности и инициативности, направленных на познание окружающего мира.

Исследовательское поведение (это наиболее общее понятие) - неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания и развития в изменяющейся среде. Исследовательское поведение свойственно ребенку с момента появления на свет, оно позволяет ему ориентироваться в мире и познавать окружающее.

Исследовательская активность понимается как выраженное, настойчивое стремление личности, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений. Познавательная мотивация ребенка выражается в его исследовательской активности, результатами которой становятся получение нового знания и возможность дальнейшего развития опыта познания и деятельности.

Исследовательская активность наиболее ярко проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира. Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними.

Для реализации поставленных задач были созданы условия в предметно-развивающей среде группы (центр  экспериментирования, уголок природы, мини-лаборатория,  игровой деятельности).  

В группе соединили зоны живой природы с неживой природой, поставили большие камни, а около них горшки с комнатными растениями. Из маленьких камней была сделана горка в виде водопада, с которого стекает вода. Внизу водопада поставили емкость с  водой, а вокруг воды рассыпали песок. Около искусственного дерева поставила игрушечного гномика держащего в одной руке корзинку с землей и глиной, а в другой руке вертушку. В этой зоне с детьми рассматривали большие (маленькие) камни, какие они тяжелые (легкие). Выяснили свойства земли (сухая, влажная), песка (сухой - сыпется, влажный - лепится, формируется), воды (теплая, холодная - льется, в ней плавают предметы). Вертушкой учились определять есть ли ветер на улице или его нет.

Немного позже в  группе с детьми создали коллаж «Лес», в котором нарисовали на листе бумаги неровную полоску земли, обозначающую впадины и возвышенности. На возвышенностях наклеили «камешки» (комочки сжатые из бумаги), а во впадине нарисовали воду. На небе нарисовали солнышко, затем облака и даже тучу. Сделали небольшую лабораторию, где собрали пробирки, колбы, весы, лупы, лейки и др. В уголке природы появился еще один гном, держащий в руках корзинку, в которой лежали камни разные по цвету и структуре (гладкие, шероховатые), ракушки. Собрали с детьми шишки, плоды каштана для изготовления поделок. На этом этапе дети выяснили первые связи и зависимости в природе. Например: из тучи пошел дождь. Дождь - это вода. Вода, падая на землю, либо уходит в глубь, либо скапливается на поверхности. Дети выяснили, что вода скапливается в низинах и впадинах. В лаборатории проводили опыты с водой (вкус, запах), выяснили из чего состоит земля (чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений) и какая она на ощупь (мягкая, рыхлая, влажная, сухая). Познакомились с небесными светилами: Солнце, Звезды, Луна. С родителями и детьми сделали фотовыставку «Я и вода». На лето дети и родители задание: собрать коллекцию почвенных пород (ракушек, камней, известняка, глины, угля),  гербарий.

С детьми оборудовали «Экологический центр», в котором были оформлены зона коллекции, экспериментальная лаборатория, зона «путешествий», научная библиотека, мини-планетарий и т.д. За лето, с детьми и родителями собрали коллекции: полезных ископаемых (мел, уголь, глина, известняк, гранит (разного цвета), песок); драгоценных камней (янтарь, яшма, малахит, гранит, оникс и т.д.). Дети с интересом слушали сказки о происхождении камней, об умелых мастерах, которые изготавливали из них произведения искусства, создавали альбомы с рисунками.

Дети  с задержкой психического развития не способны  концентрировать собственное внимание на одном  объекте долговременно, поэтому первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок, что очень важно. Благодаря опытам у детей развивались способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе.

Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких), «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас). «Значение воды в жизни растений»: опыт с корнями (определение необходимого количества воды растениям с корнями как стержень и корнями как мочалка), опыт, доказывающий движение воды по стеблю (опыт с трубочками), испарение воды с листа (вместо листа – ладонь ребенка) и т.д.

Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагалось слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

Постепенно элементарные опыты становились играми-опытами, в которых как в дидактической игре есть два начала – учебно-познавательное и игровое- занимательное. Игровой мотив усиливал значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях и качествах природных объектов становились более осознанными и прочными.

Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей – серьезного Знайки и любопытной Капельки.

Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимал процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, моделей, пиктограмм).(Приложение № 7)

Работа в лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности. Их дети составили совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:

  • бери только нужные для работы материалы;
  • работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнем на подносе;
  • пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;
  • клади на место все материалы по окончании работы.

Особенно интересно было детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдали за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий.

Результаты наблюдений заносили в специально разработанный календарь. Дети фиксировали в строке «Погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.).

В строке «Цветы» отмечали день появления ростка и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия. В строке «Уход» фиксировали, как дети ухаживали за растением, также с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и пр.).

Затем на основе анализа устанавливали закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе. Чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее, чем семена зорьки, мы рассматривали их через лупу ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени зорьки твердая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у календулы оболочка тонкая, хрупкая, семя в виде волосинки, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя календулы быстрее прорастает.

Работая на огороде, ребята замечали что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдали вместе с детьми, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делали умозаключение, какие условия необходимы для роста растений.

Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, автор опыта использовал различные модели календарей наблюдений. Например, круговую диаграмму. Каждый сектор окрашен в определенный цвет: желтый — осень, белый — зима, зеленый — весна, красный — лето. На этом «волшебном круге» отмечали те приметы сезона, которые наблюдали дети. В круговой диаграмме сделаны кармашки, надрезы, куда помещаются символы, значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогал ребенку обобщать и сохранять информацию.

Развивали у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки — снег дождь, град; свойства песка, воды; утро — вечер, день — ночь и т д.), а также знакомили с объектами живой природы — комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретали определенный багаж знаний о мире природы. У них возникал познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задали вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» Внимание детей становилось более устойчивым, они могли довольно долго наблюдать за животными и растениями.

В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на нас, педагогов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира...

Презентация: Экспериментирование как средство познания окружающего мира

Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, ...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий об окружающем мире. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность ...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира в современном ДОУ.

1.     Введение.2.     Актуальность темы.3.     Экспериментирование как средство познания  окружающего мира в современном  Д...

Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира

Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст пятилетних детей называют «почемучками». Сам...

Статья на тему: "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"

Статья на тему: "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"...

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольника – особого внимания заслуживает исследовательская деятельность – экспериментирование. Дети по своей природе иссле...