Экспериментирование как средство познания окружающего мира
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Доманова Татьяна Ильинична

В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на нас, педагогов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_eksperimentirovaniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

 города Губкина Белгородской области

         

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

                                                                              Подготовила:

                                                                             воспитатель  Доманова Т.И.,

2013

         «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра. Необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют.

В качестве основного вида  исследовательской деятельности  выделяется деятельность экспериментирования, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

В процессе работы мною была выбрана цель: создание условий для формирования и развития познавательного интереса у детей  средствами экспериментальной деятельности

Указанная цель реализовывается в следующих задачах:

Образовательные задачи:

  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. (знакомство детей по вопросу свойств воды, песка, воздуха).
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию любознательности.
  • Развивать внимание детей.
  • Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
  • Возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Воспитательные задачи:

  • Продолжать воспитывать культуру поведения.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
  • Формировать понимание важности  воды, воздуха

Опытническо-экспериментальная деятельность является одним из главных  центров развития познавательной деятельности.

       Считаю важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д.

       Считаю, что педагоги, должны придерживаться следующим правилам в данной работе:

• детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;

• не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло

• не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению.

• дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.

• необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

• соблюдение правил безопасности - это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

        Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Для этого мною  создан уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:

• емкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.

• объекты неживой и живой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок,  почва,  веточки

• различные материалы: ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т. д.

        Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности.

В своей работе я активно использую для развития познавательной активности у детей - опыты. Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться, менять цвет и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, это фруктовый и овощной сок, делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой,  в комочке земли и песке и т. д.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на нас, педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Экспериментирование как средство познания окружающего мира

Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, ...

Отчет по самообразованию на тему:"«Экспериментирование как средство познания окружающего мира»

В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание ини­циативной преобразующей активности дошкольника, развитие его позна­вательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме по­ис...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий об окружающем мире. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность ...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира в современном ДОУ.

1.     Введение.2.     Актуальность темы.3.     Экспериментирование как средство познания  окружающего мира в современном  Д...

Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира

Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст пятилетних детей называют «почемучками». Сам...

Проект по эксперементированию «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Актуальность. С самого рождения ребенок является первооткрывателем,исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник....

Консультация для педагогов "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Приводится гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято...