Собрание для родителей "Развиваем речь"
консультация (старшая группа)
Создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_razvivaem_rechdokument_microsoft_word.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет.
Задачи: знакомство родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечение родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и ДОУ, выработка единых требований к развитию речи в семье и в ДОУ.
Повестка дня
1 Речевые особенности детей 5-6лет. Выступление учителя – логопеда Атлановой Н. А.
2.Занятия по развитию речи в ДОУ в старшей группе. Выступление воспитателя Килинбаевой Л.И.
3.Знакомство родителей с некоторыми видами игр по развитию речи. Выступление воспитателя Килинбаевой Л И
4.Что должен уметь ребенок к 6 годам .Выступление учителя –логопеда Атлановой
Н. А.
Ход собрания.
Выступление учителя – логопеда Атлановой Н. А.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы - можно передать только с помощью речи. Но речь -не только средство общения, это главный инструмент мышления.
Рассмотрим, из чего складывается речь.
На магнитной доске выставляется пособие «Компоненты речи»:
1.Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Что это? (высказывания родителей).
Вывод: это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.
2.Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи.
3.В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как это образование и употребление слов, понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.
4.Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомится с приемами выразительности, образности речи.
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.
Поговорим о факторах успешного речевого развития ребенка.
1. Общение ребёнка со сверстниками.
Чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.
2.Строение артикуляционного аппарата.
От того как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т.к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду.
.
3.Развитие мелкой моторики рук.
Развитие моторики на прямуюсвязано с речью.
Предлагаю «Игры с бельевыми прищепками». Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи «Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки».
Показ фотографий детей .
4.Чтение детям художественной литературы.
Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Книги и сказки не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях . Можно играть в сказки.
Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать мяч. Каждый, кто получил мяч, продолжает сказку.
5. Игра ребёнкасо взрослыми и сверстниками.
Игра – критерий нормальности ребёнка, потомукак он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значениеи для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению.
6.Совместное пение с ребёнком.
Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.
7. Дыхательные упражнения.
Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Комплексы дыхательной гимнастики вы можете посмотреть в нашей картотеке .
Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.
Выступление воспитателя Килинбаевой Л.И.
Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:
Общаемся, развиваем свою речь через беседы, речевые игры, рассматривание картин, описание картинок, описание игрушек, описание одежды и обуви, заучивание стихотворений, загадок, пересказ сказок, наблюдения, читаем сказки и стихи , звуковые игры и упражнения. На занятиях по развитию речи мы большое внимание обращаем на:
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие наблюдательности и любознательности;
-совершенствование навыков общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;
- развитие эстетического восприятия, понимания содержания художественных произведений;
- обучение логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;
- совершенствование звуковой культуры речи;
-умение отвечать краткими и развернутыми предложениями;
- обучение правильному согласованию слов в предложении.
ДжанниРодари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Выступление воспитателя Килинбаевой Л И.
Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:
«Цепочка слов »
Цель: обогащение словаря прилагательных.Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
«Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
«Назови, какой…».
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.
Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.
«Рисуем стихи»
Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
«Кто самый внимательный».
Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д.
«Весёлый счет».
Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»
На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.
.Выступление учителя –логопеда Атлановой Н. А.
Что должен уметь ребенок к 6 годам
К чему мы будем стремиться, что должен уметь ребёнок к 6 годам?
-Употреблять в речи названия предметов, их частей,
материалов, из которых они изготовлены.
-Использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, существительные, обозначающие профес-
сии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
- Употреблять слова-антонимы , существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
-Правильно произносить гласные и согласные звуки.
- Отчетливо произносить слова и словосочетания.
-Различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
-Уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных.
-Употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Уметь участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "А как речь - то говорит, словно реченька журчит"
На данном собрании обсуждается проблема речи нынешних малышей и пути решения проблем...
Родительское собрание "Движение и речь".
Показать родителям, что физическое воспитание-это основа формирования здорового,крепкого,закалённого, отзывчивого ребёнка,хорошо владеющего своими движениями,любящего физические и спортивные упражнени...
Родительское собрание на тему:«Речь и общение»
Данный материал поможет педагогу в приобщении родителей к работе по формированию связной речи у детей дошкольного возраста...
Родительское собрание "Родителям о речи ребёнка"
Родительское собрание "Родителям о речи ребёнка"...
Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»
Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....
родительское собрание "Развитие диалогической речи"
Родительское собрание в виде деловой игры на тему "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста"...
Тематическое собрание-дискуссия - Развитие речи детей раннего возраста.
Собрание вллючает в себя 3 части:1. Теоретическая. Родители познакомятся с речевыми особенностями детей второго и третьего года жизни.2.Практическая. Знакомство родителей с особенностями литерат...