Тематическое собрание-дискуссия - Развитие речи детей раннего возраста.
консультация по теме

Крюкова Светлана Владимировна
Собрание вллючает в себя 3 части:
1. Теоретическая. Родители познакомятся с речевыми особенностями детей второго и третьего года жизни.
2.Практическая. Знакомство родителей с особенностями  литературы для детей раннего возраста, с лучшими иллюстраторами детских книг, с приемами обучения детей раннего возраста рассматриванию иллюстраций. в этой части используются 2 тематические презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_sobranie.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое собрание-дискуссия -

Развитие речи в раннем возрасте

Цель проведения родительского собрания:

  • познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста.

Задачи родительского собрания: 

  • убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи;
  • познакомить родителей с литературой, которую лучше читать детям раннего возраста, ее особенностями;
  • познакомить родителей с художниками, иллюстрирующими детские книги;
  • научить родителей анализировать иллюстрации к детским книгам и подбирать для малышей литературу, способствующую всестороннему развитию.

План родительского собрания

  1. Теоретическая часть
  • Особенности речевого развития детей второго года жизни.
  • Особенности речевого развития детей третьего года жизни.
  • Детская литература.
  • Известные художники - иллюстраторы детских книг.
  1. Практическая часть
  • Просмотр презентации-дискуссии  «Лучшие иллюстраторы детских книг».
  • Родителям предлагается просмотреть детские книги и проанализировать, какие из них подходят для чтения и рассматривания с детьми раннего возраста, какие нет и по каким причинам.
  1. Заключительная часть
  • Вопросы родителей и ответы на них.

Литература для проведения родительского собрания:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика Синтез, 2002. - 272 с.
  2. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей / Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: Мозаика Синтез, 2003. - 216 с.
  3. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М..: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  4. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятие по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.
  5. Гриценко З.А. “Ты детям сказку расскажи...” методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка пресс, 2003г. - 176 с.
  6. Дошкольникам о художниках детской книги: Кн. Для воспитателя дет. Сада: Из опыта работы/Н.А. Афанасьева, Т.В. Воробьева, Н.П. Воробьева и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1991. – 126с.: ил.
  7. Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника. М: Карапуз, 2001. – 303 с.
  8. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет.\Григорьева Г.Г. Кочетова Н.П. и др. – 4-е издание – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
  9. Ушакова О.С., А.Г. Арушанова.и др. Занятия по развитию речи в детском саду; Под ред. О.С. Ушаковой - М.: изд-во “Совершенство”, 2001. - 368 с.

Развитие речи в раннем возрасте

Особенности речевого развития детей второго года жизни

В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь.

        Малыш все чаще употребляет осмысленные слова. Их название связано с конкретной ситуацией - приход матери, появление знакомой игрушки. Ребенок может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый ему предмет, выполнить простые поручения.

        До 1 года 5 мес. фразовая речь отсутствует. Ребенок использует слово - предложение. Прося у мамы машину говорит: “би-би”. Такие слова-предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение.

1 год 6 мес.- ребенок использует двухсловные предложения: “Мама, би-би”.

1 год 10 мес. - употребляет двух, четырехсловные предложения, но слова в таких предложениях еще не связаны между собой грамматически.

Фразы возникают только тогда, когда словарь достигает 40 - 60 слов. К концу второго года жизни количество слов у разных детей колеблется от 100 до 300 слов. Чаще - это существительные, названия игрушек, предметов ближайшего окружения. Глаголы и наречия употребляются реже. Из прилагательных чаще используют слова указывающие на размер.

Объем словаря зависит от частоты общения со взрослым, а качество - от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

На втором году жизни дети четко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки Ы, Э заменяют звуками и, е. Большинство согласных малыши произносят неправильно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.

Произнося слова, дети упрощают их произнесение. Слова либо укорачиваются, либо произносится только ударный слог. Часто одно и то же слово ребенок произносит по - разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.

На этом возрастном этапе у детей еще недостаточно окреп голосовой аппарат, речевой выход еще слабый, в результате чего голос у малышей еще недостаточно громкий, но они уже способны менять интонацию голоса.

Особенности речевого развития детей третьего года жизни

В речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий. В речи преобладают слова - названия предметов. Ребенок перестает пользоваться облегченными словами, чаще придумывает свои - мазелин - вазелин. (К. Чуковский “От двух до пяти”.)

        На третьем году жизни ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, совершаемые тем или иным животным, но развернутые фразы еще не строит. Есть ошибки при согласовании в роде и числе, в падежном окончании. Ребенок начинает правильно пользоваться глаголами настоящего и прошедшего времени.

        Еще одно достижение ребенка третьего года жизни: он способен воспринимать простые небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту. Может ответить на некоторые вопросы по их содержанию. При пересказе сказок ребенок может договаривать отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, несколько раз ему прочитанные, он запоминает наизусть.

        Ребенку становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ:

На болоте живет и квакает: ква-ква. Кто это?

        Несмотря на это дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего речь не всегда понятна окружающим, с большим трудом воспринимается, особенно маленькими собеседниками. Произношение детей все еще далеко от нормы. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение звуков.

        Голосовой аппарат детей третьего года еще недостаточно окреп. Они не всегда умеют им правильно пользоваться, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. В этом возрасте у ребенка еще недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться.

        Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

        В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

Детская литература

        Особое внимание следует уделить чтению детских книжек. В раннем возрасте дети с удовольствием слушают небольшие стихи, потешки, русские народные сказки. Особенностью русских народных сказок является то, что в них наряду с новой информацией, всегда есть повторы, что является очень привлекательным для детей.

        В последнее время появилось большое количество сказок в авторской интерпретации. Действия изложены не точно, много отступлений от традиционных народных сюжетов. Родителям важно увидеть авторские отступления и использовать для чтения детям сказки в обработке Афанасьева. (Педагог читает несколько сказок и предлагает родителям определить, где сюжет изменен).

К трем годам ребенок:

  • Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
  • Предпочитает яркие рисунки и иллюстрации.

Знакомство с иллюстрациями

Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение.

Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. Малыш может прижимать к себе книгу, гладить рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.

Как знакомить детей с иллюстрациями? 

  1. Прочитайте сказку или потешку которую проиллюстрировал художник.

Например:

Ходит кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки:

Топы, топы по лавочке!

Цапы, цапы за лапочки!

  1. Обратите внимание ребенка на картинку и дождитесь эмоциональной реакции на иллюстрацию к произведению.
  2. Если иллюстрация не заинтересовала малыша, он не понял ее содержания, взрослый приходит на помощь.

  «Давай посмотрим, кого изобразил художник на картинке»...

С помощью цвета теплых тонов, выразительных и понятных детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку) иллюстратор Юрий Васнецов, вызывает у детей радость, дает понять, что его персонажи добрые, веселые, живут дружно.

Выказывая интерес к рисунку, восхищение мастерством художника, родитель своей эмоциональной реакцией снова привлекает внимание ребенка к иллюстрации, поясняет ее содержание. Родитель побуждает ребенка эмоционально откликнуться на иллюстрацию.

  1. Спросите «Кто из героев тебе больше всего понравился?» Если ребенок 2-х – 3-х лет не дает словесного ответа, попросите просто показать этого персонажа. Достаточно если ребенок выразит свое отношение с помощью мимики, жестов.

Если вы хотите, заинтересовать ребенка книжной графикой, необходимо систематически рассматривать рисунки разных художников к различным произведениям.  

Среди работ современных художников-иллюстраторов встречаются еще рисунки, не только не способствующие эстетическому развитию детей, но и приносящие ему вред.

Уродливые формы, аляповатые краски характерны для таких работ. К сожалению, современные иллюстрации в детских книгах нередко создаются по шаблону. Изображение стереотипных героев – это старый конвейерный принцип карикатуры и комиксов. Он когда-то перекинулся на мультипликацию, потому что художникам проще было рисовать простых персонажей с элементарной мимикой. В какой-то момент книжные иллюстраторы стали подражать мультипликаторам. Отбор иллюстраций для рассматривания с детьми раннего возраста требует серьезного, вдумчивого подхода со стороны заинтересованного взрослого.

Лучшие иллюстраторы детских книг

Педагог демонстрирует родителям книжки с иллюстрациями художников, рекомендованных для показа детям.

Показывает PowerPoint презентацию - дискуссию  «Как знакомить малышей с иллюстрациями. Лучшие иллюстраторы детских книг. Анти-книги для детей».

Родители и педагоги обсуждают задания, представленные на слайдах.

Дополнительная информация к презентации для ведущих собрание.

Васнецов Ю.А.

Чем ближе знакомишься с работами Васнецова, тем больше восхищаешься богатством его творческого воображения: так много животных нарисовал художник и все они очень разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде. Заметное влияние на его творчество оказали детские впечатления от ярмарки игрушек “Свистуньи” с нарядными дымковскими куклами – барынями, расписными яркими петухами, конями.

Многие персонажи рисунков Васнецова имеют сходство с образами, рожденными народной фантазией. Большую нагрузку несет в работах Юрия Алексеевича цвет. Фон его иллюстраций усиливает восприятие образов. Хотя на рисунках птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы, рожденные фантазией художника, близки и понятны детям, потому что он нашел форму, наиболее точно отвечающую особенностям детского восприятия.

Книги, рекомендованные для просмотра и чтения детям:

  1. “Ладушки”. – М., 1986.
  2. Волк и козлята. – М.,1987.
  3. Толстой Л.Н. Три медведя. - М.,1983.
  4. Шутки – прибаутки. – Л.,1984.

Чарушин Е.И.

Е.И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а так же свои собственные книги о животных. Размывами туши, акварели художник по – особому передает пушистый мех зверей, в этом проявляется его особый подчерк.

Точно выбранная поза, выражение глаз, движения так выразительны, что рисунки сразу пленяют детей.

Белизна неокрашенного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Чарушин намеренно упрощает рисунок, так как понимает, что главное – рассказать о герое. Он сосредотачивает внимание ребенка на образе, поэтому опускает лишние детали. Для своих рисунков художник использует 3 – 4 краски, но это не мешает ему добиться ощущения цветового богатства меха, оперения. Цветными пятнами он создает впечатление силуэта и объема. Больше всего Чарушин любил рисовать детенышей животных. Его герои словно живые. Поэтому они так близки и понятны детям.

Книги, рекомендованные для просмотра и чтения детям:

  1. Теремок. – Л.,1984
  2. Маршак С. Детки в клетке. – Л.,1984.
  3. Чарушин Е. Шутки. – Л..1984.
  4. Чарушин Е. Медвежата. – Л..1975.

Конашевич В.М.

Манера рисования Конашевича совершенно отличается от манеры других известных художников иллюстраторов. Свои рисунки он выполняет на белом листе бумаги. Композицию строит без пейзажей. Его рисунки отличаются яркостью красок. Цветовая гамма ограничивается, многоцветность создается за счет использования множества оттенков.

Для всех рисунков Владимира Михайловича характерна декоративность. Декоративность у него сказочная, хотя, как говорил сам художник, построена на реалистической основе. Как только открываешь первую страницу книги, иллюстрированной Конашевичем, возникает ощущение, что ты присутствуешь при начале представления кукольного театра. В его иллюстрациях десятки мелких подробностей, сопровождающих каждую строчку текста.

Наблюдения показали, что в зависимости от возраста дети воспринимают иллюстрации В.М. Конашевича по-разному. Маленький ребенок видит в рисунках отображение реально существующего мира, и у него появляется желание самому больше видеть, замечать в окружающем, т.е. рисунки будят наблюдательность, любознательность малыша. Ребенка – дошкольника привлекает фантастичность, игровое начало иллюстраций. Дети начинают воображать себя то куколками, то бабочками-красавицами, они начинают распределять между собой эти увлекательные роли-образы.

Книги, рекомендованные для просмотра и чтения детям:

  1. Чуковский К. Сказки. – М., 1999.
  2. Пушкин А.С. Сказки – М.,1999.

Рачев Е.М.

Все животные и звери, герои рисунков Рачева, “одеты” как люди. Художник это делал для того, чтобы передать характеры героев, показать, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. “Рисунки Рачева очень декоративны, красочны, ярки, привлекательны по цвету. Особенно звонкими его рисунки становятся от гибкого и точного черного контура”. Ганкина Э.З. (Русские художники детской книги. –М., 1963. – с.179).

Важную роль играет природа в рисунках к русским народным сказкам. Мы видим на этих иллюстрациях березки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа. Художник уделяет большое значение использованию в рисунках различных бытовых подробностей: украшенный наличник русской избы. Крестьянское лукошко, вышитое полотенце.

Простота и ясность выразительных средств – вот к чему стремился художник. Животные Рачева думают, чувствуют. По выражению морды козы или собаки видно, в каком они настроении.

Рачев в своих рисунках обращается к миру наших чувств, и наверно поэтому его сказочные персонажи так понятны детям.

Книги, рекомендованные для просмотра и чтения детям:

  1. Русские народные сказки для детей. – М., 1991.
  2. Колобок. – М., 1987.

Так же хорошо показывать детям иллюстрации Сутеева, Владимирова, Коровина...

На собрании родителям предлагают рассмотреть и книги с неудачными для восприятия детьми иллюстрациями.

Их характерными особенностями являются:

  • использование нереалистичных изображений животных (карикатуры, вытянутые или округлые фигуры зверей и людей, изображения с неправдоподобно увеличенными или уменьшенными частями…);
  • несоответствие цвета персонажам иллюстраций (зелено-синяя свинья, фиолетовый волк…);
  • рисунки – страшилки;
  • черно – белые изображения менее привлекательны для детей в раннем возрасте;
  • лучше воспринимаются крупные изображения с большим количеством деталей, чем мелкие изображения, почти без деталей.

В конце собрания педагог знакомит родителей с тем, какими умениями и навыками в области развития речи должен овладеть ребенок к началу дошкольного возраста.

К трем годам ребенок:

  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
  • Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.
  • Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
  • Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
  • Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.
  • Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...